Государственное и международное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопрос о государственном регулировании внешней торговли открыт еще со времен меркантилистов и до сих пор не получил однозначного ответа. С одной стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.
Невозможно полностью исключить из международной торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами. Активное участие государства во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности 6
1.1. Торгово-экономическая политика стран и торговые ограничения 6
1.2. Методы регулирования внешней торговли 7
1.3. Государственное стимулирование экспорта 12
Глава 2. Международное движение капитала и динамика экономического роста 14
2.1. Современные тенденции международного движения капитала 14
2.2. Проблемы взаимозависимости экономического роста и международной миграции капитала 16
2.3. Механизмы регулирования международных потоков капитала в условиях глобализирующейся мировой экономики 23

Файлы: 1 файл

2746.3 Курс. Мировая экономика.docx

— 83.90 Кб (Скачать файл)

     Дело  в том, что по достижении определенного  уровня задолженности возможность  прибегать к новым займам на рынках оказывается существенно ограниченной и финансирование растущего дефицита может осуществляться не иначе как  посредством открытого вмешательства  стран-партнеров или международных  организаций. Рано или поздно такое  финансирование увязывается с условиями  урегулирования платежного баланса, затрагивающими выбор экономической политики. Так, в связи со значительным увеличением  своего внешнего дефицита Франция вынуждена  была пересмотреть свою экономическую  политику, чтобы не подняться до такого размера задолженности, выше которого для обеспечения финансирования экономики ей пришлось бы согласиться  на обсуждение своей экономической  политики на европейском или еще  более широком международном  уровне. Проводимая с тех пор политика ограничений позволила Франции  существенно сократить свою внешнюю  задолженность и устранить этот риск.

     Сильная зависимость от функционирования системы  международных финансовых отношений  проявляется и в банковской задолженности. Известно, что некоторые западноевропейские банки активно участвовали в  финансировании развивающихся стран  и стран Восточной Европы в 70—80-е гг. Кризис задолженности, разразившийся сейчас в мире, существенно коснулся и западных банков, которые ищут возможность урегулировать эту проблему.11

     Интернационализация банковского дела ослабила национальные механизмы защиты от банковского  краха и в то же время усилила  потребность в эффективных способах обеспечения безопасности. Высокий  уровень межбанковских депозитов  обусловил то, что проблемы, встающие перед отдельным банком, легко  распространяются и быстро передаются банкам, с которыми он предполагает вести бизнес. Посредством этого волнообразного эффекта локальные нарушения равновесия предположительно могут вызвать банковскую панику глобального масштаба. [11,с. 303-304]

     В результате потерь иностранной валюты произошло крушение ряда банков, в  число которых вошли американский «Франклин Нэшнл Банк» и немецкий «Банкхауз И.Д. Гершгатт». Банкротства привели в трепет международные валютные рынки, и объем международного кредитования резко сократился.

       В ответ на банковский кризис  главы центральных банков одиннадцати  промышленно развитых стран сформировали  группу, получившую название Базельского  комитета, в задачу которого входило  обеспечение «более скоординированного надзора, осуществляемого национальными властями за международной банковской системой...». Наряду с соглашением 1975 г. (названным Конкордатом), распределявшим обязанности по контролю за деятельностью многонациональных банковских организаций между учреждениями их и принимающими их на своей территории странами, в 1988 г. было принято решение установить общие нормы оценки достаточности размера капитала (8 % от суммы своих неликвидных активов).

     В конце 70-х гг. в Западной Европе миграционные потоки существенно замедлились вследствие безработицы и повсеместного перехода к политике ограничений. Но миграция продолжается в США, куда в 1980—1985 гг. ежегодно, согласно официальным данным, въезжало в среднем около 560 000 иммигрантов, в то время как число нелегально проникающих на территорию страны оценивалось в 50 000 в год.12

     Статус  иммигрантов зачастую предполагает наличие соглашений или по меньшей  мере каких-то договоренностей между  различными заинтересованными государствами. Вместе с тем иностранные рабочие  являются для страны, которая их принимает, потенциальным источником проблем в отношении включения  их в национальное сообщество, компенсации  различных социальных расходов и  переводов. Миграция рабочей силы порождает  международное движение денежных средств. Согласно данным МВФ, в 70—80-е гг. переводы денежных средств рабочими увеличивались в мировом масштабе темпами по 26,5% в год, их сумма возросла с 3 до 24 млрд. дол. Соответствующие поступления составляли существенную часть ресурсов некоторых развивающихся стран.

     В последние десятилетия в качестве альтернативы международной трудовой миграции рассматриваются прямые зарубежные инвестиции. Предпочтение прямым зарубежным инвестициям отдается по ряду причин. Так, переводы, посылаемые эмигрантами, расходуются преимущественно на товары зарубежного производства, что увеличивает зависимость страны от импорта потребительских товаров. Прямые же зарубежные инвестиции, например, в строительство, способствуют созданию новых рабочих мест задолго до начала выпуска продукции. На фазе же непосредственного производства товаров, предназначающихся главным образом на экспорт, с одной стороны, создаются новые рабочие места, с другой — косвенно стимулируется рост занятости населения как путем развития других отраслей производства и услуг, так и вследствие развития отраслей, производящих потребительские товары, предназначенные для рабочих, занятых на иностранных предприятиях.

     В регулировании миграционных потоков  можно заметить определенные закономерности и тенденции, характеризующие взаимовлияние  национальных миграционных политик. Как  правило, система государственных  мер по регулированию иммиграции включает: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе  иммигрантов; институциональные службы по иммиграции рабочей силы; межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы. Мировым сообществом уже выработаны определенные организационные системы  внешней трудовой миграции, из которых  можно выделить некоторые рациональные элементы. Это прежде всего меры, направленные на защиту интересов трудящихся-мигрантов; меры, направленные на защиту государственных  интересов стран — экспортеров  рабочей силы; меры, направленные на взаимную защиту стран — импортеров и экспортеров рабочей силы.

     Тенденция к либерализации рыночных отношений  на международном уровне затронула  и иностранные капиталовложения, особенно начиная с 80-х гг. ХХ в., когда постепенно были отменены валютные ограничения в промышленно развитых странах. По мере либерализации финансовых рынков и рынков для иностранных инвестиций западная экономика становилась все более и более интегрированной. Неполная занятость в Европе и отрицательное сальдо платежного баланса США способствовали увеличению подвижности фактора капитала. Ведь иностранные инвестиции одновременно дают приток иностранной валюты, что полезно для платежного баланса, и в перспективе увеличивают количество рабочих мест и экспорт, уменьшают импорт, а также обеспечивают длительный приток краткосрочных и долгосрочных иностранных сбережений, что способствует развитию экономики страны.13

     Вопрос  о допустимом уровне иностранных  инвестиций постоянно встает перед  всеми странами, прибегающими к внешним  заимствованиям. В соответствии с  мировой практикой, оптимальная доля иностранных инвестиций не должна превышать 10 % общего объема вложений в экономику, что определяется состоянием мирового рынка капитала, жесткой конкуренцией на нем и пределом кредитной безопасности страны. Широкий процесс глобализации деятельности промышленных корпораций приводит к тому, что нередко стратегия многонациональных фирм в части их зарубежных подразделений довольно быстро становится независимой от национальных условий в их родных странах. Транснационализация мировой экономики вызывает определенную тревогу со стороны национальных государств, перед которыми стоит очень острая проблема выбора внешнеэкономической политики, учитывающей необходимость привлечения ТНК, и, в то же время, необходимость контроля за их деятельностью, чтобы не утратить суверенитета в проведении своей экономической политики.

     Величина  функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг сообщает, что, по данным Росстата, объем накопленного иностранного капитала в экономике РФ на конец 2011 г. составил 42,9 млрд дол., или на 20,5% больше, чем в 2010 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и т.п.), — 49,2 против 45,5% в конце 2010 г. Доля прямых инвестиций составила 47,4 против 51% за предыдущий период. Доля портфельных инвестиций — 3,4% (3,5% в 2009 г.). В 2011 г. в экономику России поступило 19,8 млрд дол. иностранных инвестиций, или на 38,7% больше, чем в 2010 г. Основными странами, постоянно осуществляющими значительные инвестиции, остаются Германия (19% общего объема инвестиций), Кипр (13,1%), США (12,9%), Великобритания (11,8%), Франция (7,1%), Нидерланды (6,6%), Италия (3,2%).14

     На  них приходится почти 74% от общего объема накопленных прямых иностранных  инвестиций.

     В мире насчитывается около 500 тыс. зарубежных филиалов, которыми владеют 55 тыс. родительских компаний, являющихся транснациональными корпорациями. Число ТНК постоянно  растет, преимущественно за счет выхода на мировой рынок средних и  мелких компаний. Основу ТНК составляют крупные корпорации с десятками  зарубежных филиалов. На 100 крупнейших ТНК приходится 1/6 часть накопленных  в мире иностранных инвестиций. Почти  все эти ТНК сосредоточены  в развитых странах, именно в тех, где расположены штаб-квартиры родительских компаний. В то же время растет число  ТНК развивающихся стран и  стран с переходной экономикой, возникших  преимущественно в новых индустриальных странах (Мексике, Бразилии, Малайзии), а также в Китае и России. Картина современной международной экономической жизни создается прежде всего компаниями, которые и активно торгуют с зарубежными странами, и инвестируют в них.

     2.3. Механизмы регулирования международных потоков капитала в условиях глобализирующейся мировой экономики

 

     В конце ХХ в. проявилась тенденция  к сосредоточению ключевых функций  по регулированию и мониторингу  важнейших процессов международных  потоков капитала в условиях глобализирующейся  мировой экономики в рамках небольшого количества организаций. Ключевым и  наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически  одновременно в конце 40-х гг. и  выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами.

     Международный валютный фонд является компактной международной  организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием  международной экономики в целом  и макроэкономики каждой из 182 стран, являющейся ее членом в частности. Группа Мирового банка состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции  и развития, Международной ассоциации развития (159 членов), Международной  финансовой корпорации (170 членов) и  Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (126 членов). Их главной  задачей является предоставление кредитов развивающимся странам с переходной экономикой для осуществления мер  структурной политики, таких как  реформы финансового сектора, поддержка  рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы  образования и пр. Всемирная торговая организация, членами которой являются 131 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной  экономики - торговли товарами и услугами. ВТО возникла в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое было подписано в 1947 г. Наконец, ООН сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации.15

     Функции международных организаций определяются теми задачами, которые на них возложены  международным сообществом. Практически  все остальные формы международных  экономических отношений в той  или иной степени регулируются международными организациями, задачи которых в  той или иной конкретной сфере  нередко пересекаются или дополняют друг друга.

     В силу большого разнообразия международных  организаций их классификация может  быть осуществлена по одному ключевому  признаку, отличающему одну группу организаций от другой, и поэтому  не может не быть несколько эклектичной. Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование  тех или иных сфер международной  экономики, можно выделить следующие  функциональные группы:

     1. Консультативные группы стран  - относительно постоянные механизмы  согласования экономической политики  стран, не оформленные обычно  в постоянную международную организацию,  но нередко имеющие свой секретариат,  предоставляемый в их распоряжение  страной-членом или какой-либо  постоянно действующей международной  организацией. Группа пяти стоит  из крупнейших промышленных стран,  представители которых проводят  совещания преимущественно в  рамках Банка международных расчетов. Группа семи объединяла до  принятия в нее России в  1997 году основные промышленные  страны, президенты или премьер-министры  которых проводят с 1975 года  ежегодные совещания, на которых  согласовываются магистральные  направления макроэкономической  политики по таким вопросам, как  стимулирование экономического  роста, бюджетные дефициты, инфляция, валютные курсы, занятость, отношения  с развивающимися странами и  странами с переходной экономикой. Группой восьми называют либо  расширенную за счет присоединения  России Группу семи, либо Группу G-8. Группа десяти объединяет 11 стран,  согласившихся в 1962 году предоставить  кредитную линию МВФ в рамках  Общего соглашения о займах. В  их числе была Швейцария, которая  вступила в МВФ только в  1992 году. Группа двадцати четырех  объединяет страны - члены Комитета  по развитию, собирающегося во  время ежегодных совещаний МВФ  и Мирового банка, который выносит  предложения по решению структурных  и макроэкономических проблем  развивающихся стран. Группа семидесяти  семи - коалиция примерно 100 развивающихся  стран, созданная на заседании  ЮНКТАД в 1964 году, с целью координации  их усилий в международных  переговорах по ключевым проблемам  международной экономики.

Информация о работе Государственное и международное регулирование внешней торговли