Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель этой работы: изучение норм компетенции главы Российской Федерации по законодательству Российской Федерации. Для материализации заявленной задачи существуют следующие задачи:
- установить роль Президента РФ в организации федеральных органов государственной власти и исполнения прав федеральной государственной власти по всей России;
- проанализировать вмешательство Президента РФ в законотворчество и работу исполнительных органов государственной власти;
- разобрать другие полномочия главы РФ по отношению к внешней политике и гражданства, обороны, помилования, наград;
- познакомиться с основными принципами преждевременной остановки полномочий главы государства.
Введение …………………………………………………………………………………. 3
Основная часть …………………………………………………………………………... 5
1 Основные полномочия Президента Российской Федерации …….....……………… 5
1.1 Формирование федеральных органов государственной власти и обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации ……………..………………………………….... 5
1.2 Законотворчество и функционирование исполнительных органов государственной власти …………………………………………………………….... 11
2 Иные полномочия Президента Российской Федерации. Досрочное прекращение полномочий …………………………………..……….………………………………... 15
2.1 Иные полномочия Президента Российской Федерации (внешняя политика, оборона, гражданство, награды, помилование) .………………..…………………... 15
2.2 Основания досрочного прекращения полномочий ……………………………… 18
Заключение …………………………………………………………………………….. 23
Глоссарий ………………………………………………………………………………. 25
Список использованных источников …………………………………………………. 27
Приложения …………………………………………………………………………..... 31
Институт полномочных представителей за все время функционирования в России Президента претерпел конкретные изменения. Сначала была учреждена должность полномочного адепта в субъекте РФ. После этого она была преобразована в полномочного адепта в ареале (охватывающем немного субъектов). Указом Президента от 13 мая 2000 г. были сделаны перемены и учрежден ВУЗ полномочного адепта Президента в федеральном окружении. Сиим Указом было подтверждено Положение о полномочном адепте Президента в федеральном окружении[5].
Надобность указанного преображения мотивировалась потребностями творения наилучших критерий для реализации Президентом личных конституционных возможностей, увеличения эффективности работы федеральных органов казенной власти и наблюдения за исполнением их решений.
Полномочный адепт назначается и освобождается Президентом, ему подчинен. По собственному статусу адепт является должностным лицом, представляющим Президента в федеральном окружении, обеспечивающим в нем его возможности. Полномочный представитель и его заместители - федеральные государственные служащие, являются составовом Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Управляющим Администрации.
В состав Администрации входят Руководители Администрации, первые заместители, полномочные представители в Конституционном Суде, Гос Думе и Совете Федерации, ассистенты, референты, полномочные адепты в федеральный округах и советчики[6].
Канцелярия, главные управления и управления Президента РФ, аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, управления и иные самостоятельные подразделения Администрации, совещательные и консультативные органы при главе государства, это подразделения Администрации Президента Российской Федерации (Приложение Б).
Если дать характеристику полномочиям Президента, которые относятся к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то необходимо выделить следующее.
- Президент имеет возможность останавливать на время действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации если эти акты имеют разногласия с Конституцией Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам РФ или если имеет место нарушение прав и свобод человека и гражданина до момента решения данной проблемы соответствующим судом.
- Президент может пользоваться согласительными процедурами для отсутствия разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, или между органами государственной власти субъектов. При условии достижения согласованного решения, он имеет возможность передать решение проблемы на рассмотрение подобающего суда (ст. 85 Конституции РФ).
В случаях, когда они предусмотрены федеральным законом, Президент может своим Указом выявлять предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об искоренении нарушений, которые установлены решением суда. Если по происшествию 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта.
Президент может в предусмотренных федеральным законом
инцедентов увольнять с должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа), что несет вместе с собой отставку возглавляемого данным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отрешение предупреждает изначальное предупреждение решением суда о незаконности изданного этим лицом нормативного акта, неисполнение решения суда по истечению двух месяцев. Когда необходимо, Президент имеет возможность поставить на пост высшее должностное лицо, которое временно исполняет обязанности субъекта Федерации до вступления в должность вновь избранного[7].
В тех случаях, когда органы субъекта Федерации не воспринимают мер к нарушившему своим актом федеральную конституцию или закон представительного органа муниципального образования или главы последнего, Президент Российской Федерации может внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления и отрешить главу муниципального образования от должности.
Обеспечение единства правового пространства РФ это важная функция Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важная предпосылка для реализации данной задачи, это создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ, ведение которого относится к Министерству юстиции РФ.
Высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов) обеспечивают направление в Министерство юстиции копий нормативных правовых актов субъектов в срок семи дней после их принятия, а также официальных изданий, где публикуются эти акты, для включения последних в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.
Исходя из этого, можно сделать выводы, что Президент Российской Федерации имеет широкий круг полномочий, который вытекает из его статуса как главы государства и дающих ему возможность выполнять функции, которые закреплены за ним.
Президент РФ имеет право, которые связанны с формированием федеральных органов государственной власти, где задействованы и Президент, и парламент: или Президент назначает некоторых должностных лиц, а парламент принимает этот выбор , или парламент назначает, а кандидатов приводит Президент. С участием Президента Российской Федерации в формировании всех федеральных органов государственной власти получают реализацию функции государства.
1.2 Законотворчество и функционирование исполнительных органов государственной власти
У Президента согласно Конституции РФ имеются полномочия, которые связанны с работой парламента (ст. 84 Конституции РФ). Это он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ.
Также Президент Российской Федерации утверждает и обнародует федеральные законы РФ, имеет право отлагательного вето[8].
Если отклоняются федерального закона мотивы, принятого Президентом решения обязаны быть сказаны обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал неоднократно, чаще всего по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции имеет право вернуть федеральный закон если нарушения установленного порядка его принятия, в случае если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона[9]. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.
Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, то есть обладает правом законодательной инициативы; имеет полномочия обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции. Президент обладает правом, вместе с иными субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями)[10]. В этом Положении определены задачи Администрации, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по рассмотрении проектов законов, которые предполагаются Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на, предусмотренные Конституцией должности, и проч. Президент назначает и своего полномочного представителя в Конституционном Суде РФ.
Самое большое количество полномочий закреплено за Президентом в деятельности исполнительной власти.
Президент согласно Конституции не глава исполнительной власти, но специфика прав Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий такие, что делают необходимыми в меру активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения проблем о составляющей Правительства, Президент может быть председателем на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в случаях установленных Конституцией могут быть отменены Президентом. Перед новоизбранным Президентом Правительство оставляет свои посты[11].
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после того, как его назначают, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то есть их перечне. Сейчас законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента.
Президент определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, то есть постанавливает определенный их перечень. Данная структура утверждается каждым новоизбранным Президентом при решении вопроса о формировании Правительства. В Указе о структуре федеральных органов исполнительной власти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, то есть устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какое наименование придается органам, сколько заместителей Председателя Правительства. Данным Указом закрепляется определенный список действующих Министерств, Государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и других органов.
Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами управляет целым рядом федеральных органов исполнительной власти. Он управляет Министерством Внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел, обороны, юстиции, Также к нему относятся федеральные службы: фельдъегерская; разведки; железнодорожных войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и некоторые иные органы. Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и выбирает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности. Правительство координирует деятельность названных органов.
В заключении, можно отметить, что в конституционном порядке на Президента Российской Федерации воздвигаются полномочия, которые связаны с работой Государственной Думы. Также, Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы РФ, имеет право отлагательного вето, вносит законопроекты в Государственную Думу, имеет полномочия обращаться в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции предусмотренных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов, может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.
Огромное количество полномочий закреплено за Президентом РФ в сфере, которая связана с работой исполнительной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях федерального Правительства, принимать решения о его отставке; постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ; Президент РФ назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей (в палатах парламента, в Конституционном Суде, в федеральных округах и др.).
2.1 Иные полномочия Президента Российской Федерации (внешняя политика, оборона, гражданство, награды, помилование)
Являясь главой государства, Президент РФ обладает множеством полномочий во внешнеполитической и военной сферах. Глава государства руководит внешней политикой; выявляет главные ее направления, осуществляет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, подписывает ратификационные грамоты, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент утверждает военную доктрину РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и является главой Совета Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.
Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента на тему обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Положение Верховного главнокомандующего дает право Президенту РФ отдавать любые приказы Министерству обороны, в любой момент брать на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии[12].