Компетенция президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы: изучение норм компетенции главы Российской Федерации по законодательству Российской Федерации. Для материализации заявленной задачи существуют следующие задачи:

- установить роль Президента РФ в организации федеральных органов государственной власти и исполнения прав федеральной государственной власти по всей России;

- проанализировать вмешательство Президента РФ в законотворчество и работу исполнительных органов государственной власти;

- разобрать другие полномочия главы РФ по отношению к внешней политике и гражданства, обороны, помилования, наград;

- познакомиться с основными принципами преждевременной остановки полномочий главы государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3

Основная часть …………………………………………………………………………... 5

1 Основные полномочия Президента Российской Федерации …….....……………… 5

1.1 Формирование федеральных органов государственной власти и обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации ……………..………………………………….... 5

1.2 Законотворчество и функционирование исполнительных органов государственной власти …………………………………………………………….... 11

2 Иные полномочия Президента Российской Федерации. Досрочное прекращение полномочий …………………………………..……….………………………………... 15

2.1 Иные полномочия Президента Российской Федерации (внешняя политика, оборона, гражданство, награды, помилование) .………………..…………………... 15

2.2 Основания досрочного прекращения полномочий ……………………………… 18

Заключение …………………………………………………………………………….. 23

Глоссарий ………………………………………………………………………………. 25

Список использованных источников …………………………………………………. 27
Приложения …………………………………………………………………………..... 31

Файлы: 1 файл

Компетенция Президента РФ.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Институт полномочных представителей за все время функцио­нирования в России Президента претерпел конкретные измене­ния. Сначала была учреждена должность полномочного адепта в субъекте РФ. После этого она была преобразована в полномочного адепта в ареале (охватыва­ющем немного субъектов). Указом Президента от 13 мая 2000 г. были сделаны перемены и учрежден ВУЗ полномочного адепта Президента в федеральном окружении. Сиим Указом было подтверждено Положение о полномочном адепте Пре­зидента в федеральном окружении[5].

Надобность указанного преображения мотивировалась по­требностями творения наилучших критерий для реализации Президен­том личных конституционных возможностей, увеличения эффектив­ности работы федеральных органов казенной власти и наблюдения за исполнением их решений.

Полномочный адепт назначается и освобождается Президентом, ему подчинен. По собственному статусу адепт яв­ляется должностным лицом, представляющим Президента в феде­ральном окружении, обеспечивающим в нем его возможности. Полно­мочный представитель и его заместители - федеральные государ­ственные служащие, являются составовом Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Управляющим Адми­нистрации.

В состав Администрации входят Руководители Администрации, первые заместители, полномочные представители в Конституционном Суде, Гос Думе и Совете Федерации, ассистенты, референты, полномочные адепты в федеральный округах и советчики[6].

Канцелярия, главные управления и управления Президента РФ, аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, управления и иные самостоятельные подразделения Администрации, совещательные и консультативные органы при главе государства, это подразделения Администрации Президента Российской Федерации (Приложение Б).

Если дать характеристику полномочиям Президента, которые относятся к орга­нам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то необходимо выделить следующее.

- Президент имеет возможность останавливать на время действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации если эти акты имеют разногласия с Конституцией Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам РФ или если имеет место нарушение прав и свобод человека и гражданина до момента решения данной проблемы соответствующим судом.

- Президент может пользоваться согласительными процедурами для отсутствия разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, или между органами госу­дарственной власти субъектов. При условии достижения согласо­ванного решения, он имеет возможность передать решение проблемы на рассмот­рение подобающего суда (ст. 85 Конституции РФ).

В случаях, когда они предусмотрены федеральным законом, Прези­дент может своим Указом выявлять предупреждение зако­нодательному органу субъекта Федерации об искоренении нарушений, которые  установ­лены решением суда. Если по происшествию 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государствен­ную Думу проект федерального закона о роспуске данного законо­дательного (представительного) органа субъекта.

Президент может в предусмотренных федеральным законом
инцедентов увольнять с должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа), что несет вместе с собой отставку возглавляемого данным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отре­шение предупреждает изначальное предупреждение решением суда о незаконности изданного этим лицом нормативного акта, неис­полнение решения суда по истечению двух месяцев. Когда необходимо, Президент имеет возможность поставить на пост высшее должностное лицо, которое временно исполняет обязанности субъекта Федерации до вступле­ния в должность вновь избранного[7].

В тех случаях, когда органы субъекта Фе­дерации не воспринимают мер к нарушившему своим актом федеральную конституцию или закон представительного органа муниципаль­ного образования или главы последнего, Президент Российской Федерации может внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления и отрешить главу муниципального образования от долж­ности.

Обеспечение единства правового пространства РФ это важная функция Президента как гаранта Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина. Важная предпосылка для реализации данной задачи, это создание феде­рального банка нормативных правовых актов субъектов РФ, ведение которого относится к Министерству юстиции РФ.

Высшие должностные лица субъектов Федерации (руководите­ли высших исполнительных органов государственной власти субъ­ектов) обеспечивают направление в Министерство юсти­ции копий нормативных правовых актов субъектов в срок семи дней после их принятия, а также официальных изданий, где публикуются эти акты, для включения последних в федераль­ный регистр и проведения юридической экспертизы.

Исходя из этого, можно сделать выводы, что Президент Российской Федерации имеет широкий круг полномочий, который вытекает из его статуса как главы госу­дарства и дающих ему возможность выполнять функции, которые закреплены за ним.

Президент РФ имеет право, которые связанны с формированием федеральных органов государственной власти, где задействованы и Президент, и парламент: или Президент назначает некоторых должностных лиц, а парламент принимает этот выбор , или парламент назначает, а кандидатов приводит Президент. С участием Президента Российской Федерации в формировании всех федеральных органов государственной власти получают реализацию функции государства.

 

1.2 Законотворчество и функционирование исполнительных органов государственной власти

 

У Президента согласно Конституции РФ имеются полномочия, которые связанны с работой парламента (ст. 84 Конституции РФ). Это он назначает вы­боры Государственной Думы в соответствии с Конституцией и фе­деральным законом; распускает Государственную Думу в соответствии с Конституцией РФ.

Также Президент Российской Федерации утверждает и обнародует федеральные законы РФ, имеет право отлагательного вето[8].

Если отклоняются федерального закона мотивы, принятого Пре­зидентом решения обязаны быть сказаны обеим палатам Феде­рального Собрания. Право вето Президент использовал неоднократно, чаще всего по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоре­чия другим законам.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции имеет право вернуть федеральный закон если наруше­ния установленного порядка его принятия, в случае если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федераль­ного Собрания и само принятие закона[9]. В таком случае федераль­ный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, то есть обладает правом законодательной инициативы; имеет полно­мочия обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о со­ответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 Конституции норматив­ных актов, о толковании Конституции. Президент обладает правом, вместе с иными субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Кон­ституции.

Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процес­се при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодейст­вия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями)[10]. В этом Положении опреде­лены задачи Администрации, ее структурных подраз­делений, задачи полномочных представителей Президента в пала­тах Федерального Собрания по рассмотрении проектов законов, которые пред­полагаются Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснова­нию позиции Президента при отклонении им федеральных зако­нов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на, предусмотренные Конституцией должности, и проч. Президент назначает и своего полномочного представите­ля в Конституционном Суде РФ.

Самое большое количество полномочий закреплено за Президентом в деятельности исполнительной власти.

Президент согласно Конституции не глава исполнительной власти, но специфика прав Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий такие, что делают необходимыми в меру ак­тивные каналы влияния Президента на деятельность Правитель­ства. Кроме решения проблем о составляющей Правительства, Президент может быть председателем на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряже­ния последнего в случаях установленных Конституцией могут быть отменены Президентом. Перед новоизбранным Президен­том Правительство оставляет свои посты[11].

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Прави­тельства после того, как его назначают, представляет Президенту РФ пред­ложения о структуре федеральных органов исполнительной влас­ти, то есть их перечне. Сейчас законодательно перечень федераль­ных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента.

Президент определяет не только систему, но и структуру феде­ральных органов исполнительной власти, то есть постанавливает определенный их перечень. Данная структура утверждается каждым новоизбранным Президентом при решении вопроса о формировании Правительст­ва. В Указе о структуре федеральных органов исполнительной влас­ти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, то есть устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какое наименование придает­ся органам, сколько заместителей Председателя Правительст­ва. Данным Указом закрепляется определенный список действую­щих Министерств, Государственных комитетов, федеральных ко­миссий, федеральных служб и других органов.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами управляет целым рядом федеральных органов исполнительной власти. Он управляет Министерством Внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел, обороны, юстиции, Также к нему относятся федеральные службы: фельдъегер­ская; разведки; железнодорожных войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и не­которые иные органы. Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте. Президент утверждает по представлению Пред­седателя Правительства положения о них и выбирает их руково­дителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Феде­рации и Председатель Совета Безопасности. Правительство коор­динирует деятельность названных органов.

В заключении, можно отметить, что в конституционном порядке на Президента Российской Федерации воздвигаются полномочия, которые связаны с работой Государственной Думы. Также, Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы РФ, имеет право отлагательного вето, вносит законопроекты в Государственную Думу, имеет полномочия обращаться в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции предусмотренных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов, может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Огромное количество полномочий закреплено за Президентом РФ в сфере, которая связана с работой исполнительной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях федерального Правительства, принимать решения о его отставке; постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ; Президент РФ назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей (в палатах парламента, в Конституционном Суде, в федеральных округах и др.).

 

2 Иные полномочия Президента Российской Федерации. Досрочное прекращение полномочий

 

2.1 Иные полномочия Президента Российской Федерации (внешняя политика, оборона, гражданство, награды, помилование)

 

Являясь главой государства, Президент РФ обладает множеством полномочий во внешнеполитической и военной сферах. Глава государства  руководит внешней политикой; выявляет главные ее направления, осуществляет перегово­ры и подписывает международные договоры Российской Федера­ции; принимает вери­тельные и отзывные грамоты дипломати­ческих представителей, подписывает ратификационные грамоты, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Рос­сийской Федерации.

Президент утверждает военную доктрину РФ; является Верховным Главнокомандующим Вооружен­ными Силами России; назначает и освобождает высшее командо­вание Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и является главой Совета Безопасности Российской Феде­рации, статус которого определяется федеральным законом.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента на тему обеспечения защищенности жизненно важных интересов личнос­ти, общества и государства от внутренних и внешних угроз, прове­дения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Положение Верховного главнокомандующего дает право Президенту РФ отдавать любые приказы Министерству обороны, в любой момент брать на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии[12].

Информация о работе Компетенция президента РФ