Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:47, курсовая работа
Цель этой работы: изучение норм компетенции главы Российской Федерации по законодательству Российской Федерации. Для материализации заявленной задачи существуют следующие задачи:
- установить роль Президента РФ в организации федеральных органов государственной власти и исполнения прав федеральной государственной власти по всей России;
- проанализировать вмешательство Президента РФ в законотворчество и работу исполнительных органов государственной власти;
- разобрать другие полномочия главы РФ по отношению к внешней политике и гражданства, обороны, помилования, наград;
- познакомиться с основными принципами преждевременной остановки полномочий главы государства.
Введение …………………………………………………………………………………. 3
Основная часть …………………………………………………………………………... 5
1 Основные полномочия Президента Российской Федерации …….....……………… 5
1.1 Формирование федеральных органов государственной власти и обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации ……………..………………………………….... 5
1.2 Законотворчество и функционирование исполнительных органов государственной власти …………………………………………………………….... 11
2 Иные полномочия Президента Российской Федерации. Досрочное прекращение полномочий …………………………………..……….………………………………... 15
2.1 Иные полномочия Президента Российской Федерации (внешняя политика, оборона, гражданство, награды, помилование) .………………..…………………... 15
2.2 Основания досрочного прекращения полномочий ……………………………… 18
Заключение …………………………………………………………………………….. 23
Глоссарий ………………………………………………………………………………. 25
Список использованных источников …………………………………………………. 27
Приложения …………………………………………………………………………..... 31
Аппарат Совета Безопасности это самостоятельное подразделение Администрации Президента и он обладает статусом главного управления Президента.
Когда существует агрессия против РФ или же угроза агрессии, глава государства имеет право вводить по всей стране или в определенных ее местах военное положение с оповещением об этом Совету Федерации и Государственной Думе[13]. В том числе, Президент РФ имеет полномочия объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции РФ). Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.
Режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. К настоящему времени принят Закон о чрезвычайном положении[14]. В этом законе точно выделены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания России в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.
Также Президент РФ уполномочен решать вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Тут важно уточнить, что республики, входящие в состав РФ, закрепляют свое гражданство, но так как оно даже в этом случае является и гражданством РФ, они не имеют права принимать тех или иных лиц в свое гражданство.
Также Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, медали, ордена, знаки отличия РФ; почетные звания РФ.
Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственными наградами имеют право быть награждены граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане.
Утверждены такие государственные награды РФ, как звание Героя РФ; ордена - «За заслуги перед Отечеством»; Жукова; Мужества; «За военные заслуги»; Почета; Дружбы; медали - ордена «За заслуги перед Отечеством»; «За отвагу»; «Защитнику свободной России»; «За спасение погибавших»; Суворова; Ушакова; Нестерова; «За отличие в охране государственной границы»; «За отличие в охране общественного порядка»; юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; медаль Жукова; знак отличия «За безупречную службу».
В схеме наград государства сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, которыми награждают за подвиги и отличия в боях по защите Родины при нападении на РФ внешнего противника.
Президент РФ может помиловать осужденных за уголовные преступления. Помилование не нужно путать с амнистией, правами на которую обладает Государственная Дума[15].
Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция Российской Федерацией дарует каждому осужденному право на просьбу о помиловании или облегчении наказания, только это право не несет с собой исполнения каждой просьбы о помиловании, т.е. не значит, что осужденный будет помилован обязательно. Исполнение помилования это исключительное полномочие Президента РФ как главы государства. Оно закреплено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт милосердия в силу самого своего значения, не имеет возможности приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголовном законе[16].
Комиссии, рассматривающие просьбы о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Но их работа только подготавливает характер для последующего решения Президентом РФ.
Следовательно, как глава государства Президент Российской Федерации имеет широкие полномочия во внешнеполитической и военной областях. Он определяет главные направления внешней политики, проводит переговоры и утверждает международные договоры, утверждает военную доктрину РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
К полномочиям Президента как главы государства относится также разрешение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий РФ, осуществление помилования.
2.2 Основания досрочного прекращения полномочий
Для обеспечения непрерывности власти Президента Конституция РФ предполагает варианты досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и З ст. 92 Конституции РФ).
Эти полномочия преждевременно прекращаются если:
- он уходит в отставку;
- неспособен по здоровью продолжать занимать пост;
- происходит отрешение от должности[17].
В любом из указанных случаев работа Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Только исполняющий обязанности не имеет полномочий распускать Государственную Думу, назначать референдум, или вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Ни Конституция, ни текущее федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья.
Конституционный Суд в постановлении по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля 2000 г. следующим образом истолковал положение ст. 92 (часть 2):
- для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;
- положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (часть 2);
- для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;
- приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставки;
- порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента[18].
В определенных случаях временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия Президент, как показала практика, издает Указ «О временном исполнении обязанностей Президента РФ».
Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован в Конституции[19].
Исполнение ответственных полномочий, возложенных Конституцией на Президента, требует достаточно высокой защищенности его статуса. Это необходимое условие для того, чтобы решения Президента были основаны на высших долгосрочных государственных интересах России, а не на учете колебаний в раскладе политических противоборствующих сил в парламенте, популистских интересов. Отрешение Президента от должности главы государства - высшая форма ответственности Президента. Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.
Исходя из этого, вполне правомерно Конституция установила довольно тяжелый порядок отрешения главы государства от должности. Для этого должна быть инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы, и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат.
Сняты имевшие место в прежней Конституции такие размытые, допускавшие широкое толкование формулировки оснований для отрешения Президента от должности, как «нарушение конституции, закона и присяги». По действующей Конституции отрешение возможно только на основании обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Эти категории имеют строго юридическое содержание, не могут произвольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Федеральный закон «О гарантиях Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. (он не распространяется на Президента, отрешенного от должности)[20] устанавливает следующие правовые, социальные и иные гарантии:
пожизненно предоставляется государственная охрана;
сохраняется право на медицинское обслуживание в прежнем
порядке (Президенту и членам его семьи);
жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета;
Президент обладает неприкосновенностью, которая распространяется на деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. Однако он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Если это деяние совершено в период исполнения полномочий Президента, то лишение неприкосновенности требует согласия Государственной Думы по представлению Генерального прокурора;
Президент имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента;
Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач; он может бесплатно пользоваться правительственной связью;
Президент имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.
Федеральный закон детально определяет конкретные условия реализации этих гарантий Президенту, прекратившему исполнение полномочий, и членам его семьи.
Таким образом, досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешения от должности. Институт отрешения от должности является высшей формой ответственности Президента РФ.
Вопросы, которые проанализированы в данной работе помогли нам сделать следующие выводы.
Президент Российской Федерации имеет широкий круг полномочий, которые вытекают из его статуса как главы государства и которые дают ему возможность исполнять закрепленные за ним функции.
Президент Российской Федерации обладает полномочиями, которые связаны с образованием федеральных органов государственной власти, где участвуют и Президент, и парламент: или Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент принимает, или парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент. С участием Президента Российской Федерации в образовании всех федеральных органов государственной власти реализуются функции государства.
В конституционном порядке на Президента Российской Федерации определен ряд полномочий, который связан с деятельностью Государственной Думы. Также, Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы РФ, имеет право отлагательного вето, вносит законопроекты в Государственную Думу, имеет полномочия обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции предусмотренных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов, может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.
Большое количество полномочий закреплено за Президентом Российской Федерации в сфере, которая взаимосвязана с деятельностью исполнительной власти. Президент вправе председательствовать на заседаниях федерального Правительства, принимать решения о его отставке; постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ; Президент РФ назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей (в палатах парламента, в Конституционном Суде, в федеральных округах и др.).