Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 19:40, курс лекций
Периодизация истории международного права
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.
- создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
- морских научных исследований;
- защиты и сохранения морской среды;
в) другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.
Остальные виды деятельности в экономической зоне возможны только с согласия прибрежного государства.
Международное воздушное право
Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.
В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений:
1) отношения по поводу организации международной аэронавигации;
2) отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий;
3) отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.
В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.
Первый период (до первой, мировой войны) характеризовался формированием теорий воздушного права. В указанный период было выдвинуто две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством над своей сухопутной и водной территорией. Однако ни одна теория не стала основной.
Второй период (с начала первой мировой войны до 1944 г.) характеризовался поражением теории «свободы воздуха» и выходом на международно-правовую арену теории суверенитета государств над воздушным пространством. Указанная теория нашла закрепление в Парижском (1919 г.), Мадридском (1926 г.), Гаванском (1928 г.) договорах о воздушной навигации.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) - характеризуется рождением новых разделов воздушного права: права международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, права международной воздушной безопасности. Важной вехой в развитии воздушного права стала принятая в 1944 г. в г. Чикаго конвенция о международной гражданской авиации. Указанная конвенция является кодифицированным актом отрасли, положившей основу для дальнейшего ее развития.
Принципами международного воздушного права являются:
1. Принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией.
2. Принцип «свободы открытого воздуха» над территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой).
3. Принцип безопасности гражданской авиации.
4. Принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.
Основными источниками международного воздушного права являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.) конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.
Международное космическое
право
Формирование международного космического права берет начало с момента запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. В 1958 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Специальный комитет по использованию космического пространства в мирных целях, а 12 декабря 1959 г. Комитет ООН по использованию космического пространства. Однако деятельность этих органов не была эффективна. Поэтому в 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», которая учредила Комитет ООН по космосу. На указанный Комитет возлагались:
1) содействие продолжению на постоянной основе исследований космического пространства;
2) организация взаимного обмена и распространения сведений об использовании космического пространства;
3) поощрение национальных научно-исследовательских программ в области изучения космического пространство;
4) изучение правовых проблем, которые могут возникнуть при исследовании космического пространства.
Предметом правового регулирования международного космического права являются следующие блоки отношений:
а) отношения по установлению режима космического пространства и небесных тел;
б) отношения по использованию космического пространства и небесных тел;
в) отношения по сотрудничеству государств в исследовании космического пространства и небесных тел.
Под международным космическим правом понимается отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу установления правового режима космического пространства и небесных тел, использования и исследования космического пространства и небесных тел.
Международное космическое право основывается на принципах:
- принцип осуществления исследования и использования космического пространства только на благо и в интересах всего человечества;
- принцип открытости исследования и использования космического пространства и небесных тел всеми государствами на основе равенства;
- принцип недопустимости национального присвоения космического пространства и небесных тел;
- принцип исследования и использования космического пространства и небесных тел в соответствии с международным правом;
- принцип ответственности государств за ущерб, причиненный в результате космической деятельности.
Источниками международного космического права являются:
- Договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой;
- Договор 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
- Соглашение 1968 г. о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство;
- Конвенция 1976 г. о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство;
- Конвенция 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
Международное экологическое
право
Международное экологическое право — это самостоятельная отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами и другими субъектами права, по поводу рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей природной среды.
На современном этапе предметом правового регулирования международного экологического права являются следующие блоки отношений:
1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;
2) установление экологически целесообразного режима использования природных ресурсов;
3) международно-правовая охрана природных памятников и резерватов;
4) международное научно-техническое сотрудничество в области охраны природы.
Принципами международного экологического права являются:
- принцип международного природоохранного сотрудничества;
- принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами;
- принцип не причинения вреда окружающей среде;
- принцип международной ответственности за экологический ущерб;
- принцип предупреждения экологических последствий;
- принцип экологической безопасности;
- принцип оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности.
Основными источниками международного экологического права являются:
- Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих птиц (1971 г.);
- Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.);
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.);
- Конвенция о защите озонового слоя (1985 г.);
- Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) и др.
Международное экономическое
право
Международное экономическое право (МЭП) - это отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международного права в сфере торгово-экономического, финансово-инвестиционного, таможенного и других видов сотрудничества.
Международное экономическое право состоит из подотраслей: международного торгового права; международного финансового права, международного инвестиционного права, международного банковского права, международного таможенного права и некоторых других.
Среди принципов МЭП необходимо выделить: принцип не дискриминации; принцип наибольшего благоприятствования при осуществлении внешней торговли товарами; принцип права на доступ к морю государств, не имеющих выхода к нему; принцип суверенитета над своими природными ресурсами; принцип права на определение своего экономического развития; принцип экономического сотрудничества и др.
Среди источников МЭП выделяются:
- универсальные договоры - Конвенция 1988 г. о международном финансовом факторинге, Конвенция 1982 г. о международной купле-продаже товаров, Конвенция о международной перевозке и др.;
- региональные договоры - Договор о Европейском Союзе, Соглашение 1992 г. о сближении хозяйственного законодательства государств-участников СНГ и др.;
- акты международных организаций - Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Декларация об установлении нового международного экономического порядка 1974 г. и др.;
- двусторонние соглашения — инвестиционные договоры, торговые договоры, кредитные и таможенные договоры между государствами.
Понятие права международной
безопасности
Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.
Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:
а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;
б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;
в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.
Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:
Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.
Среди основных источников права международной безопасности выделяются следующие акты:
1. Устав ООН;
2. Резолюции Генеральной
3. Многосторонние и двусторонние договоры, которые могут быть разделены на 4 группы:
- договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана);
- договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор об обычных вооруженных силах в Европе, 1982 г.);
- договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении, 1972 г.);
- договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны.
4. Акты международных
Международное право в период
вооруженных конфликтов
Вооруженные конфликты в настоящее время представляют собой ведение войны.
Война — это такое взаимоотношение государств, при котором между ними ведутся военные действия и полностью прекращаются все правоотношения мирного времени.
Воины могут быть справедливыми, если они начаты в порядке самообороны от агрессии, в порядке реализации решения СБ ООН о вооруженных санкциях против агрессора, при вооруженной борьбе народа против колонизаторов в осуществление своего права на самоопределение
Неправомерные войны — агрессия и колониальное насилие вооруженным путем Яркий пример жестокое разрушение Югославии самолетами НАТО в марте—июне 1999 г и Афганистане в конце 2001 — начале 2002 гг. Агрессия, кстати, по действующему международному праву может быть таковой и без применения вооруженной силы
Начало воины влечет за собой разрыв дипломатических, консульских, торговых, экономических, культурных и других отношений между сторонами прекращают свое действие любые договоры, кроме тех, которые регулируют ведение боевых действии или заключены для достижения целен воины.
Представительство интересов воюющих сторон и защиту их граждан, находящихся на территории противника, осуществляет третье — нейтральное — государство, избранное для этой цели воюющими и согласившееся с этим избранием.
Объявление войны. Объявление войны было обычной нормой до 1907 г, когда в Гааге была принята Конвенция об открытии военных действий, и соответствующая норма стала договорной По ст. 1 Конвенции она изложена так «Договаривающиеся Державы признают, что военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму мотивированного объявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны».