Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа
Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной» войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками» , «холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.
Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую.
В 1991 году
альянс пересмотрел свою
Сохраняя
потенциал для выполнения
Там же на том же русском языке написано, что для достижения целей настоящего Акта Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности некоторым принципам, среди которых, в частности, значится: уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ.
3. Принятие совместных решений |
НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц.
Процесс принятия
совместных решений достигается
путём консенсуса и общего согласия,
страны-члены
Североатлантический
совет (САС) является центральным политическим
органом, созданным непосредственно Стат
3.1 СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
Было интересно разобраться в структуре и механизме принятия решений столь огромного и разносторонне развитого «организма», каким является НАТО. Итак:
Генеральный секретарь.
Генеральный секретарь отвечает за управление консультациями и принятием решений в Альянсе. Он председательствует на Совете НАТО, на Комитете по планированию обороны, на Комитете по ядерному планированию и двух других высших Комитетах. Он является главным представителем Альянса в отношениях между правительствами и с прессой. В управлении у Генерального секретаря находится большой бюрократический аппарат, однако NATO Handbook, откуда мы почерпнули эту информацию, ничего не сообщает о широте его исполнительной власти. Формально, судя по всему, она у него отсутствует и полностью сосредоточена в Совете НАТО. Какой властью Генеральный секретарь обладает на самом деле - неизвестно, но, судя, по всему, она достаточно велика. Иначе возможность быстрой реакции Альянса на внешнюю угрозу была бы весьма сомнительна.
Совет НАТО
Высшим органом в соответствии со статьей 2 Вашингтонского Договора является Совет НАТО. Из всех структур НАТО только Совет уполномочен Договором принимать решения. Совет собирается не реже одного раза в неделю. Он также собирается и на более высоком уровне - с участием министров иностранных дел либо председателей правительства, однако степень авторитетности его решений от этого не меняется - решения имеют одинаковую силу независимо от того, каков его представительный уровень. Договор наделил Совет правом создавать вторичные структуры - Комитеты. Все 26 стран членов Альянса имеют право выражать свою точку зрения за столом заседаний Совета. Решения, как следует из NATO Handbook (статус этого документа, кстати, весьма неясен единственное доказательство правдивости написанных в нем слов заключается в том, что он расположен на официальном сайте), являются выражением коллективной воли стран членов Альянса, которое достигается полным единодушием. То есть, как будто решения Альянса требуют единогласия, которое предполагает, например, право вето, однако о праве вето ничего не сказано, а формулировка выглядит несколько странной. Читаем далее Handbook, единственный источник, из которого можно узнать о механизме принятия решений: Когда должны быть приняты решения, положительное заключение достигается на основе полного общего согласия. Процедура голосования либо решение большинством голосов отсутствуют. Каждая представленная на Совете нация сохраняет полную суверенность и ответственность за свои решения. Что это значит, не вполне понятно. С одной стороны, необходимо полное единодушие, с другой они даже не голосуют, и каждая нация ответственна за свои решения. Каким образом выясняется, необходимое единодушие, либо отсутствие оного, остается загадкой. Кроме того, необходимо еще раз отметить, что неочевиден даже сам статус NATO Handbook в приведенных выше нами документах, в которых детально расписана даже процедура «выдачи водительских удостоверений сотрудникам НАТО» в Европе и Америке, про механизм принятия решений ничего не сказано. Скорее всего, речь идет о некоей туманной процедуре взаимного согласования интересов, не более того. В этом же "документе" сообщается, что Альянс достаточно гибок в отношениях с самим собой - все устроено таким образом, чтобы решения можно было принимать быстро для достижения максимального эффекта. Очевидно, что все вышеописанное - вся туманность процедуры принятия решений напрямую связана с основными задачами НАТО - оборонительными. Все устроено таким образом, чтобы в случае нападения или реальной угрозы НАТО среагировало мгновенно, без утомительной процедуры голосования, собирания подписей и прочих бюрократических мер.
Остается только надеяться что НАТО не примет за угрозу какой-либо невинный жест со стороны некоего государства и не совершит опрометчивых поступков со своей стороны, развязав кровопролитие.
Кратко о некоторых принятых решениях и проектах:
3.1.1 Годовщины и принципы НАТО
Крупными учениями создающихся сил быстрого реагирования (СБР) встретила НАТО вторую годовщину своего расширения на Восток. Новобранцы альянса пытаются активно участвовать в начинаниях и действиях блока, а Латвия готовит первый в своей истории саммит НАТО. На этом фоне все большую динамику приобретают некоторые вопросы, которые являются принципиальными не только для НАТО, но и для России. Например, ситуация вокруг "государственности" Косово, непризнанных стран на пост советском пространстве и перспективы вступления в альянс Украины.
3.1.2 "Морской бриллиант" СБР
С 24 марта по 6 апреля в Северном и Балтийском морях у берегов Дании и Германии проходят крупные военно-морские учения НАТО "Marine brilliant" ("Морской бриллиант") - 2006. В учениях принимают участие более 6 тысяч военнослужащих, в частности объединенный батальон морской пехоты и 8 групп специального назначения, 60 боевых кораблей, в том числе авианосец, 5 подводных лодок и 20 боевых самолетов и вертолетов из Германии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Эстонии, США, Франции, Италии, Латвии, Литвы, Норвегии, Нидерландов, Польши, Португалии, Великобритании и Турции. К учениям привлечены и некоторые государства-партнеры альянса, в частности Финляндия, Швеция и Украина. Сообщается, что учения проходят в три фазы. Первая - базовая подготовка подразделений, вторая - ссаживание в форме тренировок на море и на суше. Третья фаза - с 1 по 6 апреля - непосредственно активная фаза учений.
Главной целью учений объявлена проверка оперативной готовности сил быстрого реагирования НАТО, которые насчитывают более 20 тысяч военнослужащих. Напомним, что появление СБР альянса, о начале создания которых было объявлено на пражском саммите в 2002 году, считается одним из ключевых элементов преобразования структуры вооруженных сил НАТО.
В силах быстрого реагирования акцент ставится на качестве, а не на количестве, хотя и их заявленная численность немалая - порядка 20 тысяч военнослужащих. Альянс планирует, что уже в этом году полностью боеготовые силы быстрого реагирования будут состоять из следующих компонентов: сухопутного с численным составом бригады и возможностью высадки морского десанта с боем; военно-морской оперативной группы, включающей одну авианосную ударную группу, десантную оперативную группу и группу надводных сил; и ВВС, которые смогут совершать по 200 боевых вылетов в день. Силы должны быть готовы к развертыванию в пятидневный срок и способны действовать автономно в течение 30 дней, а при организации подвоза материальных средств - в течение более длительного времени.
Военно-морские учения "Marine brilliant"-2006 стали своего рода репетицией перед проведением показательных маневров СБР НАТО, которые, как планируется, состоятся на островах Зеленого Мыса в июне этого года. НАТО подчеркивает, что благодаря этим силам альянс сможет своевременно реагировать на различные виды кризисов "в любой точке планеты". А решение об их создании дополняет две другие важные инициативы, выдвинутые на встрече в верхах в Праге в 2002 году и реализуемые сегодня: о рационализации командной структуры и совершенствовании военных потенциалов стран-членов альянса. Все эти действия призваны дать НАТО способность "надлежащим образом" реагировать на современные угрозы, начиная с этнических трений и заканчивая терроризмом и применением оружия массового поражения.
3.1.3 Концерты, турки и саммит
На фоне крупных учений страны Балтии, представленные в "Морском бриллианте" всей своей военно-морской мощью, отметили вторую годовщину своего членства в НАТО. Датой их вступления в НАТО считается 29 марта 2004 года, когда руководители Латвии, Литвы и Эстонии наряду с лидерами Болгарии, Румынии, Словакии и Словении вручили бывшему тогда госсекретарем США Колину Пауэллу ратификационные грамоты Североатлантического альянса. Через два года после этого события в Риге, Вильнюсе и Таллине выступили официальные лица, состоялись торжественные и одновременные церемонии поднятия государственных флагов и флага альянса, прошли праздничные концерты, на которых было сыграно по 26 произведений, символизирующих количество стран-членов НАТО.
А в созданной НАТО со вступлением в нее Латвии, Литвы и Эстонии системе охраны их воздушного пространства произошла очередная ротация: 31 марта Польша передала обязанности патрулирования балтийского неба ВВС Турции. Торжественная церемония состоялась на военно-воздушной базе НАТО в литовском Зокняе, которую, кстати, сейчас альянс на свои средства реконструирует и модернизирует. Завершившие миссию польские истребители МиГ-29 в течение трех месяцев совершили около 50 наблюдательных полетов. Ранее балтийское воздушное пространство охраняли ВВС Бельгии, Дании, Великобритании, Норвегии, Голландии, Германии и США. Теперь функции "воздушной полиции" перешли к четырем истребителям-бомбардировщикам F-16 и порядка 80 военнослужащим ВВС Турции. И уже сейчас эти машины также привлечены к учениям СБР НАТО "Морской бриллиант"-2006.
Вместе с тем продолжается подготовка к ноябрьскому саммиту НАТО, который пройдет в Риге. В начале марта этот вопрос с руководством Пентагона в ходе визита в США обсуждала президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Она считает, что предоставленное Латвии право проведения натовской встречи в верхах указывает на "свидетельство зрелости и политического веса" Риги, а также станет "исключительной рекламой" для страны. При этом, правда, президент Латвии не удерживается от выпадов в адрес России. Так, Вайра Вике-Фрейберга заявила, что в саммите НАТО в Риге должны участвовать только государства-члены альянса, так как участие в нем России расширит круг рассматриваемых вопросов и сократит возможности обсуждения внутренних проблем блока. Россия в свою очередь вряд ли вообще собиралась участвовать в натовской встрече в верхах, но акцент Латвии, очередную "мелочь", для себя, видимо, отметила.
3.1.4 Афганистан, Косово и Украина
Как ожидается, саммит в Риге будет посвящен продолжающейся политической и военной трансформации НАТО. Лидеры стран-членов затронут вопросы финансирования операций альянса (сегодня США и руководство НАТО предъявляют претензии по выполнению финансовых обязательств, например выплате членских взносов, к 18 странам-членам блока). Но особое внимание при подготовке встречи в верхах, очевидно, будет уделено некоторым, ставшим принципиальными для НАТО вопросам.
Так, уже к
этому августу альянс готов взять
под свой контроль всю территорию
Афганистана, а численность контингента
увеличится до 23-25 тысяч военнослужащих.
Командующий Объединенными
Определенно повлияет на саммит в Риге и ситуация вокруг Косово. На днях глава МИД Сербии и Черногории Вук Драшкович сделал заявление, которое мировые СМИ восприняли как сенсацию. По словам министра, его страна "согласна на то, чтобы в Косово управляло албанское большинство с учетом прав сербского меньшинства". Фактически тем самым Белград признает, что на "мятежный край" его власть больше не распространяется.
Впрочем, Драшкович тут же обозначил границы возможных уступок - Белград не намерен вести речь ни о какой формальной независимости края и настаивает на не изменении "общепризнанных границ Сербии и Черногории". Однако сербы готовы, чтобы провинция имела свое отдельное представительство в различных международных организациях, но только не в ООН. Они также не против, если Косово будет "двигаться в направлении интеграции в евроатлантические структуры собственным путем, параллельным сербскому".
Отметим, что эти заявления звучат почти в очередную годовщину агрессии мощнейшего военно-политического блока мира против одной небольшой страны - Югославии. Напомним, что 24 марта 1999 года в центре цивилизованной Европы под предлогом борьбы за права человека началась военная операция НАТО. За 78 дней боевых действий 1.200 самолетов совершили более 25 тысяч боевых вылетов. Погибли и получили ранения тысячи гражданских лиц, самой Югославии был нанесен огромный и во многом невосполнимый материальный ущерб.
Эксперты отмечают, что цели той военной операции не вызывают сомнений и сегодня - сменить руководство страны, изменить политическую и идеологическую ориентацию общества, ликвидировать Югославию (Сербию) как политический фактор в Европе и на Балканах. Заодно агрессоры стремились узаконить самостоятельную роль НАТО в урегулировании межнациональных конфликтов, опробовать новое оружие и израсходовать запасы старого, потренироваться в использовании механизма международных организаций для смены неугодных политических лидеров и изменения политического строя чужой страны. Считается, что именно на Косово была частично опробована концепция "строительства государств", полностью примененная в 2003 году в Ираке.