Международная организация НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной» войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками» , «холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.
Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую.

Файлы: 1 файл

НАТО.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 

4.2  ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА XXI ВЕКА:

Гражданская оборона  НАТО выполняет стратегическую оборонную задачу: защищает население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника, большинство населения обеспечивает укрытием в надёжных защитных сооружениях, имеются запасы средств индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки. Многое делается для повышения устойчивости работы промышленных предприятий. Несмотря на принимаемые меры вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остаётся высокой. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещение и уничтожение химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооружённых конфликтах, но полностью угрозу не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием увеличилось за счёт Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле. Вместе с тем в концепциях ведения современных войн всё большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так называемому не летальному), использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу начинает приобретать международный терроризм. В этих условиях задачи гражданской обороны как и прежде продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую значимость.

Гражданская оборона  стран НАТО выполняет функции  по защите населения и территории от природно-техногенных опасностей в мирное время и обеспечивает защиту населения в военное время. Как показывает опыт риск мирного и военного времени в значительной степени похож, методы защиты населения почти одинаковы. Страны НАТО решают весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Они занимаются предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же успешно действуют в период опасности, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий. Большое значение придаётся выполнению инженерно – технических мероприятий по защите населения как мирное, так и в военное время. Постоянное и всё усиливающееся обучение населения. Последние годы в рядя стран НАТО – Германии, Франции и д.р. в связи с изменившейся военно-политической обстановкой, происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок её ведения. Эти страны определяют, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально – экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям. В XXI веке НАТО становится более значимой структурой для стран не только в военное, но и в мирное время. Активное участие её сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций становится необходимым.

Вся оборона  стран НАТО строится по принципу стратегической мобильности: промышленность, с/х, органы управления – готовы к быстрому переходу на работу по планам военного времени. Основные тенденции развития гражданской обороны НАТО, её доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адоптация к новым военно-политическим и социально – экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развёртывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменение обстановки.

4.3 ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ В СТРАНАХ  НАТО:

Техногенная катастрофа – это следствие умышленных или  неумышленных действий человека. Наиболее сильные техногенные катастрофы, происшедшие в странах НАТО – авиа – катастрофы, взрывы, железнодорожные катастрофы, катастрофы на воде, пожары, экологические катастрофы.

29 ноября 1949 г  – урановый рудник в Йоханнгеоргенндштадт  погибло 370 человек. 24 января 2000 г в Норвегии самая страшная железнодорожная катастрофа за всю историю страны – погибло 30 человек. 2 июня 1969 г в Рейне начала гибнуть рыба, за два года до этого в реку попали две 25 килограммовые канистры с инсектицидом – эта катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб. Ярким примером международного терроризма является террористический акт против США (хотя США официально не является членом НАТО), совершённый 11 сентября 2002 г, когда террористы протаранили захваченными самолётами две башни – небоскрёба. В результате этого терракта погибло несколько тысяч человек. США и страны НАТО сразу изменили свои взгляды на международный терроризм. Встали на путь сотрудничества в том числе и с Россией по объединению усилий в борьбе с этим злом.

Подразделения гражданской обороны стран НАТО были задействованы, когда начались крупные наводнения (осень – зима 2003 – 2004 г) в Италии и во Франции, а так же во время железнодорожной катастрофы в Испании.

4.4  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ:

XXI век выдвинул на первый план глобальные проблемы в сфере социального развития и безопасности. Социальные проблемы, успешно решаемые странами НАТО, на основе достижений научно – технического прогресса, начали драматично переплетаться с негативными последствиями торжества новых технологий – с так называемыми техногенными проблемами, преодоление которых требует отвлечения значительной части национального дохода, иной системы концентрации ресурсов, а так же координирующей роли государств, совместных действий в границах огромных регионов а даже всего мирового сообщества. Практическая работа стран НАТО в этих стратегических направлениях признаётся эффективной, пользуется общественной поддержкой и широко освещается в средствах массовой информации.

На основе накопленного опыта представляется целесообразным сделать попытку осмысления этих сложных проблем. Без чёткого представления и понимания национальных интересов не возможна выработка концепции безопасности стран НАТО, что диктуется объективными изменениями, происходящими во всем мире. Эти перемены в существенной мере определяются критическим состоянием окружающей среды и динамичными демографическими процессами на планете, практично не контролируемой антропогенной деятельностью, видимыми пределами истощения природных ресурсов при недостаточном во многих странах внимания к ресурсосберегающим технологиям, существующими в мире колоссальными запасами сверх разрушительных средств вооружённой борьбы ядерных, химических, бактериологических и других. Национальная безопасность предполагает безусловную защиту жизненно важных интересов стран от любых как внутренних, так и внешних политических, экономических, военных, информационных, экологических и других угроз. Гарантия техногенной экологической безопасности определяется прежде всего развитием безопасных технологий, качественными параметрами производства и наличием ресурсов, используемых для снижения вероятности возникновения драматических последствиях его функционирования, прогнозированием природных катастроф и концентрации средств на ликвидацию их последствий.

Можно вычленить  два вида воздействия на эти процессы – внешний и внутренний. Внутренний связан с собственными затратами различных промышленных структур, которые в процессе своей деятельности создают факторы защищённости, где в свою очередь конкуренция стимулирует снижение доли такого рода затрат. Внешний – когда иные структуры становятся институтом, влияющим на предотвращение катастрофических проявлений. Это преимущественно такие структуры, которые вырабатывают определённые требования к производственным структурам, таким образом оптимизируя в процессе производства объёмы и содержание затрат на преодоление чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что в условиях экономических кризисов стран НАТО решения таких вопросов усложняются. Эта обстановка усиливает необходимость прямого вмешательства в такого рода процесс со стороны государственных структур. В связи с изложенным можно отметить, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границу её роста. Это обнаружилось во второй половине XX века, в связи с возникновением глобальных кризисов и геополитических осложнениях. Среди многочисленных проблем, порождённых техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главные.

Первое – проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Второй такой же острой проблемой становится нарастание в глобальных масштабах экологического кризиса, когда два аспекта человеческого существования – человека, как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, пришли в конфликтное противостояние. И наконец третья проблема – это сохранение человеческой личности, как биосоциальной структуры в условиях всесторонних нарастающих процессов отчуждения, когда совершенствуя свой мир, человек всё чаще вызывает к жизни такие силы, которые он практически мало контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Для реализации такого рода задач сформированы действенные структуры, как в каждом государстве, так и в целом мировом сообществе. Это значит, что практика определила необходимость выработки чёткой позиции, связанной с созданием индустрии безопасности. На пороге XXI века основой жизнедеятельности общества становится его безопасность, система критериев которой включает количественные и качественные характеристики ресурсного экономического производственного научно – технического и оборонного потенциалов; эффективность их использования и развития, обеспечения целостности экономического пространства и возможности адаптации общественно – экономической системы к динамично развивающимся условиям. Составляющие безопасности, связанные с направлением деятельности НАТО прежде всего такие, как техногенная, технологическая, экологическая безопасность, а так же борьба с терроризмом. В совокупности этих сложных проблем, определяющую роль играют следующие обстоятельства:

-    Оценка  роли того или иного фактора  в решении как каждой из  этих задач, так и их совокупности  с определением приоритетов.

-   Наличие и способность конкретных структур и конкретных специалистов выполнить эти задачи

-     Определение имеющихся ресурсов, путей их наращивания, а так  же способов экономической оценки  эффективности использования всегда  ограниченных средств с учётом  реализуемых методов мотивации и стимулирования.

В процессе решения  этих проблем в рамках деятельности различных стран НАТО, совершенствуются методы реализации следующих научных, технических, экономических, организационных  вопросов: мониторинг окружающей среды; прогнозирование чрезвычайных ситуаций, повышение технологической безопасности и эксплуатационной надёжности производственных процессов; защиты населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; влияние на рациональное размещение производительных сил и населённых пунктов на территории стран НАТО, инженерная защита территорий и населённых пунктов; локализация зон воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций; поддержание в постоянной готовности систем управления, предупреждение и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, информирование населения о возможных чс и подготовка его к действиям в этих условиях. Совокупность перечисленных проблем определяет тенденцию, которую можно характеризовать, как формирование индустрии безопасности стран НАТО. Последние десятилетия стремительно и в существенной мере изменили как мир, так и приоритеты мировых интересов, когда не только количество и масштабы, но и последствия конфликтных ситуаций приобретают весьма драматический характер (примером тому служат недавние события в Ираке). В этой связи отметим, что как изучение общей теории конфликтов, так и анализ специфики основных типов конфликтов в общественной жизни, дают возможность рассматривать проблемы управления конфликтами.

Сама постановка вопроса управления конфликтами  вытекает из принципиального понимания  конфликтов как неотъемлемой стороны  общественных процессов. Важнейшей  процедурой становится экологический  аудит со стороны государственных  организаций или систематическая оценка степени воздействия на окружающую среду процессов производства товаром и услуг. Развитие событий привело к расширению и трансформации поля ответственности. Различные аспекты происшедших изменений стран НАТО нашли отражение в таких сферах, как правовая ответственность, социальное сознание учёных, профессиональная этика инженеров и других работников. Это значит, что ситуация решительным образом изменилась, поскольку современная техника потребовала от человека действий таких необычных по своему размаху целям и результатам, что они уже не могут регулироваться нормами старой этики и права. Ни одной этической доктрине не приходилось исходить из глобального масштаба человеческого существования, принимать во внимание перспективу далёкого будущего или проблемы выживания человеческого рода. Психологическую и этическую сложность этого процесса ярко выразил лауреат Нобелевской премии – один из создателей квантовой механики, известный немецкий физик – теоретик Макс Борн : «Нет науки,  которая полностью была бы отделена от жизни. Даже самому бесстрастному учёному не чуждо человеческое: он хочет был правым, желает убедиться, что интуиция не обманывает его, надеется добиться известности и успеха – это совокупность, т.е. синтез знаний и ответственности приведёт к эффективному управлению как социальными, так и техническими системами.»

Рассмотрение  небольшой части узловых обеспечений  безопасности жизнедеятельности, связанных  с практическими действиями стран  НАТО, привлекает внимание к этим проблемам  не только руководителей различных государственных, производственных, финансово –экономических, юридических структур, средств массовой информации, но и широкие круги научной общественности, поскольку для решения этих проблем требуются не только концентрация огромных ресурсов, высокая организация, но и изменение общественного массового общественного сознания.

 

5. Экономическое сотрудничество


Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов, тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.

Информация о работе Международная организация НАТО