Международная защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. При чем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии.

Файлы: 1 файл

основа4).docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

При обсуждении доклада Комитет  обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для  обеспечения прав ребенка, а также  меры, необходимые для преодоления  трудностей в отдельных аспектах прав ребенка.[4]

В 1992 г. Россия представила  в этот Комитет свой первый Государственный  периодический доклад.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных и  межправительственных организаций, которые  могут представлять свои собственные  доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно статье 45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета: а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.[5]

Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о  правах ребенка в 1998 – 2002 гг., третий по счету, был представлен в Комитет  ООН по правам ребенка в 2003 г.

На региональном уровне, для европейского региона, наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека, и детей в  том числе, является Европейский  Суд по правам человека, решения  которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения в  Европейский Суд по правам человека появилась у российских граждан  с момента присоединения к  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Конвенция разрешает  детям подавать жалобы в Европейский  Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Европейский Суд  по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет  право интерпретировать ее в свете  отдельных положений Конвенции ООН по правам ребенка.

Российская Федерация  ратифицировала Конвенцию 1950 г. 30 марта 1998 г., и она вступила в силу для  России 5 мая того же года. К Конвенции  принято 11 протоколов, в том числе  Протокол № 6 «Относительно отмены смертной казни» и Протокол № 11 «О реорганизации  контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». Протокол № 11 упразднил двухзвенную систему защиты прав человека, состоящую из Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда. В настоящее время Европейский Суд по правам человека – это единый орган, действующий на постоянной основе. Также Протоколом отменено право политического органа – Комитета министров – принимать решения по существу. Комитет министров осуществляет контроль за исполнением судебных решений.

Протокол № 11 вступил  в силу 1 ноября 1998 г., Российская Федерация  его ратифицировала. Таким образом, Россия признала обязательность юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Теперь каждый человек, который считает, что его права нарушены и исчерпаны  все средства внутригосударственной  защиты, может в соответствии с  ч. 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации обратиться за защитой в Европейский Суд по правам человека.

Европейский Суд по правам человека состоит из числа членов, равного числу государств – членов Совета Европы. В состав Суда от каждого  государства может входить только один гражданин. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на девять лет.

Любой гражданин, иностранец либо лицо без гражданства, в отношении  которых органы государства или  государственные учреждения допустили  действия, нарушающие права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, имеют право на индивидуальное обращение в Европейский Суд  по правам человека. При этом не имеет  значения длительность пребывания потерпевшего в государстве, нарушившем его права. Главное и необходимое условие  обращения – реальный факт нарушения  государством, его органами или учреждениями прав и свобод личности.

Обращение в Суд не требует  какого-либо предварительного уведомления  государственных органов или  получения их согласия на такое обращение.

Судопроизводство в Европейском  Суде отличается от рассмотрения дел  национальными судами и состоит  из нескольких стадий:

– признание приемлемости жалобы;

– урегулирование ее на уровне государства-заявителя;

– непосредственное рассмотрение;

– исполнение решения, принятого  Судом.

Для признания жалобы приемлемой необходимо выполнение ряда условий.

Предметом жалобы согласно статье 34 Конвенции могут быть только права, гарантируемые ею или ее Протоколами. Кроме того, жалоба может исходить только от самого потерпевшего, если же жалобу подает объединение лиц, то каждый должен доказать свои конкретные требования. Жалоба подается не позднее чем через  шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. При этом жаловаться можно только на те нарушения Конвенции, которые имели место после даты ее ратификации. Чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Часто возникает вопрос об исчерпании национальных средств защиты. «Очевидно, что последней „исчерпывающей инстанцией“ в нашей стране выступает  Верховный Суд – „высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, который осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики“ (ст. 126 Конституции РФ)».[6]

Европейским Судом не принимаются:

1) анонимные жалобы;

2) жалобы, являющиеся по  существу теми же, которые уже  были рассмотрены Судом ранее,  и не содержащие новой, относящейся  к делу информации;

3) жалобы, составляющие предмет  другой процедуры международного  разбирательства и урегулирования.

Первое заявление может  быть подано в произвольной форме  на родном языке заявителя. В нем  в хронологической последовательности следует излагать имеющие отношение  к делу факты. Поступившая в Суд  жалоба регистрируется в секретариате, заявителю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр жалобы.

Все факты, на которые указывается  в жалобе, следует излагать ясно, сжато, в хронологическом порядке, с точным указанием дат. При этом сообщаются детали каждого рассмотрения в отдельности.

Соответствие заявления  положениям Конвенции (п. 15 заявления) необходимо объяснить как можно  точнее. Требуется также указать, почему заявитель считает описываемые  факты нарушениями положений  Конвенции. В заявлении также  излагаются суть и подробности просьбы, с которыми заявитель обращался  в национальные инстанции, а также  указать, существуют ли другие инстанции, которые могли бы рассмотреть  заявление, объяснив, почему не обратились в них. Заявитель указывает, каких  результатов рассмотрения он ожидает.

В Европейский Суд целесообразно  отправлять копии документов, имеющие  прямое отношение к делу. Подлинники не следует направлять, так как  никакие документы не возвращаются.

При невыполнении всех требований, хотя бы частично, заявление не регистрируется и не рассматривается.

Датой поступления заявления  считается дата первого обращения  заявителя, если при этом хотя бы кратко сформулированы требования стороны (предмет  заявления). Первоначальное обращение  направляется заявителем на имя Генерального секретаря СЕ. Жалобы направляются непосредственно заявителем. Различные государственные организации, в том числе и Уполномоченный по правам человека, не могут быть посредниками для пересылки жалобы. Первоначальное обращение может быть написано на русском языке.

Кассационная инстанция  российского суда считается последним  средством на национальном уровне решить проблему заявителя. После отклонения кассационной жалобы можно направить  обращение в Европейский Суд. Основанием для обращения в Европейский  Суд (при наличии других условий) является и отказ Конституционного Суда РФ (включая отказ в приеме заявления). Надзорное производство в РФ – это исключительная стадия процесса, реализуемая после вступления приговора или решения в законную силу. Подача жалобы в Европейский  Суд не лишает заявителя права  обратиться одновременно к Уполномоченному  по правам человека либо в надзорную  инстанцию.

В случае неисполнения решения  суда, при наличии исполнительного  листа, также вправе обратиться в  Страсбургский суд, сославшись на нарушение  ч.1 статьи 6 Европейской конвенции – право на справедливое судебное разбирательство. Такие прецеденты есть: по заявлению Бондарчука против Украины в 1999 г. Европейский Суд возбудил дело по факту невыплаты заявителю-бюджетнику зарплаты за шесть месяцев по исполнительному листу.

Обратим внимание на то, что  любая форма давления либо препятствие  обращению в Европейский Суд  рассматривается как грубейшее  нарушение норм Европейской конвенции  и может привести к приостановке членства государства в Совете Европы.

На первоначальное обращение  заявитель может получить ответ  от референта, содержащий «мнение» о  том, что, скорее всего, суд отклонит жалобу. Такой ответ не лишает заявителя  права потребовать передачи дела в Суд и реальных шансов на удовлетворение жалобы. Необходимо отметить, что русский язык может быть использован в процессе рассмотрения дела по существу (с разрешения суда).

Пошлина при обращении  в Европейский Суд не уплачивается. Заявитель вправе обращаться в Совет  Европы с просьбой об оказании финансовой помощи. Ее оказывают обычно для  участия в заседаниях заявителя  и его адвоката и если сам заявитель  не в состоянии оплатить предполагаемые расходы. Для получения финансовой помощи необходимо заполнить декларацию, оформленную соответствующим образом. Здесь отражаются сведения о доходах  и об общей сумме имеющихся  накоплений. На практике Совет Европы оплачивает лишь услуги профессиональных адвокатов, а также транспортные расходы и суточные.

В Европейской конвенции  о защите прав и основных свобод положений, непосредственно касающихся прав детей, не так уж и много. Однако к ребенку, как и к любому другому  субъекту прав, могут быть применены  все положения Конвенции. И сама Конвенция, и прецеденты Суда говорят  о том, что заявителем может выступить  любой человек, подлежащий юрисдикции Суда, в том числе и несовершеннолетний.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские  органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

1) ювенальная юстиция  и арест (ст. 5 и 6 Европейской  конвенции о правах человека);

2) образование (ст. 2 протокола  № 1 к Конвенции);

3) свобода совести, право  свободного выражения мнений  и свобода ассоциаций (ст. 9, 10, 11 Европейской  конвенции, ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);

4) жестокое обращение  и безнадзорность (ст. 3 и 8 Европейской  конвенции);

5) дети-иммигранты и беженцы  (ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции).[7]

Европейский Суд по правам человека не является вышестоящей инстанцией по отношению к судебной системе  государства – участника Конвенции. Следовательно он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы для того, чтобы установить, действительно ли имело место нарушение Конвенции. При этом Суд вправе присудить «справедливую компенсацию» потерпевшей стороне. В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, осуществляющему надзор за его исполнением. Таким образом, решение Суда влечет за собой определенные обязательства для государства-ответчика.

Государства-участники должны соответствующим образом трансформировать свои правовые системы с целью  обеспечить существование возможностей пересмотра и возобновления производства по делу в связи с решением Европейского Суда по правам человека. Лица, чьи права  были нарушены, и эти нарушения  установлены Европейским Судом, должны иметь право обратиться с  необходимым ходатайством в компетентный суд или иной внутринациональный орган. Российская система надзорных  инстанций (судебных и прокурорских) предоставляет человеку такую возможность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический аспекты).

2.1 Формула и описание метода

Впервые в экспертной практике, на основании выделения группы гражданских  и уголовных дел в Семейном и Уголовном кодексах, имеющих  отношение к правовой защите детей, определены юридически значимые обстоятельства, нуждающиеся в оценке с применением  специальных психологических и  психиатрических знаний при рассмотрении споров о праве на воспитание детей, а также при определении вменяемости/невменяемости  лиц, которым инкриминируется жестокое обращение с детьми.

Разработаны последовательность действий специалистов и алгоритм процедуры  судебно-психологического и судебно-психиатрического экспертного исследования с характеристикой  наиболее значимых вопросов и модельных  вариантов заключений; обоснованы предикторы агрессивного поведения, эмоционально значимых для ребенка лиц, имеющие  значение для организации психопрофилактической  работы по предупреждению случаев внутрисемейной агрессии.

Информация о работе Международная защита прав ребенка