Международная защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. При чем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии.

Файлы: 1 файл

основа4).docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

Применение специальных  психологических и медицинских (психиатрических) знаний при рассмотрении следующих  категорий гражданских дел, связанных  с защитой прав и интересов  несовершеннолетних в спорах о праве  на воспитание детей:

    • о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);
    • о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);
    • об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2, п.2. ст. 66 СК РФ);
    • ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ);
    • о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ) и о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
    • об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ) и об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ).

Оценка психического состояния  лиц, эмоционально значимых для ребенка  и находящихся в его ближайшем  окружении, в случаях совершения ими уголовно наказуемых деяний, связанных  с жестоким обращением к ребенку (ст. 117 - истязание; ст. 125 - оставление в  опасности; ст. 116 - побои Уголовного кодекса РФ).

Оптимизация комплексной  судебной психолого-психиатрической  экспертизы по выделенным категориям дел, связанных с защитой прав и интересов детей.

Противопоказания отсутствуют.

1. На основе комплексного  использования приемов и средств  судебно-психологического и судебно-психиатрического  методов определяются психологические  и патологически обусловленные  компоненты юридически значимых  обстоятельств, которые нуждаются  в установлении и доказывании  при спорах о праве на воспитание  детей, а также при определении  вменяемости/невменяемости лица, обвиняемого  в жестоком обращении с ребенком.

Алгоритм комплексного использования  приемов судебно-психологического и судебно-психиатрического методов  по делам о разрешении споров, связанных  с правом на воспитание детей 

Эксперт-психиатр и Эксперт-психолог оценивают психопатологические  и психологические факторы, а  также юридически значимые обстоятельства психологической и патологической природы:

1. Уровень, особенности  и нарушения психического развития  ребенка;

2. Особенности психического состояния ребенка;

3. Психологическая структура семейного конфликта влияние на психическое состояние и развитие ребенка особенностей поведения и отношения каждого из родителей психологическое отношение ребенка к каждому из родителей с учетом особенностей его психического развития;

4. Индивидуально-психологические  особенности каждого их родителей 

Особенности психического состояния  родителей (фактических воспитателей), существенно влияющие на семейный конфликт, возрастное развитие ребенка и его  психическое состояние 

5. Оцениваются юридически  значимые обстоятельства психологической  природы с характеристикой того  факта, как будет отвечать интересам  ребенка то или иное действие (передача ребенка от одного  родителя к другому, участие  отдельно проживающего родителя  в воспитании, ограничение родительских  прав, отмена усыновления и пр.). В этом аспекте анализируются: 

условия воспитания;

    • индивидуально-личностные особенности родителей или фактических воспитателей, влияющие на осуществление ими своих родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребенка;
    • характер взаимоотношений родителей или фактических воспитателей между собой и каждого из них к ребенку, определяющих семейный конфликт;
    • положительное или отрицательное воздействие родителей или фактических воспитателей на развитие детей.

6. Оцениваются юридически  значимые обстоятельства патологической  природы с клинической (психиатрической)  оценкой особенностей психического  состояния родителей (фактических  воспитателей), включая психические  расстройства, психические недостатки  и особенности их поведения,  которые могли оказать существенное  влияние на характер и динамику  семейного конфликта; на отклонения  в возрастном психическом развитии  ребенка и формирование у него  психических расстройств. 

7. Оцениваются особенности  психического состояния ребенка,  включая следующие аспекты психического  здоровья:

      • уровень возрастного психологического развития ребенка;
      • индивидуально-психологические особенности мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства (ст. 57 СК РФ);
      • индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные характером и содержанием семейного конфликта; включая нарушение привязанности ребенка к родителям (фактическим воспитателям) с учетом особенностей его психического развития и возраста;
      • особенности психического состояния ребенка, включая собственно психические расстройства и отклонения возрастного психического развития, существовавшие до семейного конфликта;
      • психические расстройства у ребенка, обусловленные семейным конфликтом.

8. Данный алгоритм судебного  психологического и судебного  психиатрического исследования  обеспечивает комплексный подход  к оценке индивидуально-психологических  особенностей отдельных субъектов  брачно-семейных отношений, их  психического состояния, возрастного  психологического развития. Психологическая и клиническая оценка этих признаков имеет значение в характеристике: семейного конфликта; влияния особенностей психического состояния и поведения родителей (фактических воспитателей) на психическое состояние и развитие детей; в учете привязанности ребенка к родителям и мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства; в оценке мотивов уклонения родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей, мотивов злоупотребления родительскими правами.

 

9. Данный алгоритм судебного  психологического и судебного  психиатрического исследования  обеспечивается на основе принципа  добровольного согласия на освидетельствование  участников судебного разбирательства  гражданских дел в соответствии  с нормами Семейного кодекса. 

10. При судебном определении  вины (вменяемости/невменяемости) в  соответствии с нормами Уголовного  кодекса при жестоком обращении  с ребенком осуществляется обязательное  проведение судебного психологического  и психиатрического экспертного  исследования 

 

4. Общие положения практики применения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в спорах о праве на воспитание детей.

 Защита интересов детей в гражданском процессе при бракоразводных делах.

Введение Семейного и  Гражданского кодексов значительно  расширило возможности защиты интересов  детей в гражданском процессе. Согласно Семейному кодексу РФ (п.1 ст. 65) родительские права не могут  осуществляться в противоречии с  интересами детей. При осуществлении  родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и  психическому здоровью детей, их нравственному  развитию. В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел:

    • о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);
    • об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ);
    • о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);
    • об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ). Статья 73 определяет возможность суда принимать с учетом интересов ребенка решение об отобрании ребенка у родителей или одного из них без лишения родительских прав, т.е. ограничение родительских прав, в том случае, если пребывание ребенка с родителями опасно для него по независящим от родителей обстоятельствам, таким как наличие у них психического расстройства или иного заболевания.
    • о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
    • о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ). Согласно ст. 69 родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, отказываются без уважительных причин забрать своего ребенка из родильного дома или другого учреждения; являются больными хроническим алкоголизмом и наркоманией; совершают умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга.

Во всех этих категориях дел суд при рассмотрении спора  руководствуется прежде всего интересами ребенка. При спорах о праве на воспитание устанавливается соответствие интересам детей того или иного действия - передачи ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах и пр.

О воспитании детей после  расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ) и участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда  сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ).

Одним из новых видов экспертного  исследования, вытекающего из статей Семейного кодекса РФ, является комплексное  психолого-психиатрическое освидетельствование субъектов брачно-семейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них. При этом родители не являются психически больными лицами и не подпадают под положения ст. 69 о лишении родительских прав. В случае, когда соглашение между супругами отсутствует или в нем нарушены интересы детей, суд на основании данных, полученных в судебном заседании, и представленных доказательств обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. При этом суд исходит только из интересов ребенка. Решение вопроса о месте его проживании принимается с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет (ст.ст. 57 и 65 СК).

Предметом экспертного исследования в подобных случаях являются не вопросы  ограничения или лишения родительских прав, а определение целесообразности пребывания ребенка с одним из родителей, оценка динамики его психического и психологического состояния в  зависимости от условий воспитания. Подобные экспертизы пока единичны, но прогнозируется их учащение. Такие экспертные исследования с обязательным участием психологов широко распространены в зарубежном, в частности, польском и немецком гражданском праве и способствуют защите интересов и охране физического и психического здоровья ребенка, в особенности в случае, если после расторжения брака у родителей складываются конфликтные отношения, они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Результаты, как правило, комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы позволяют выяснить обстоятельства, необходимые для вынесения судебного решения.

К этим, требующим судебно-психологического и судебно-психиатрического экспертного  исследования, обстоятельствам следует  отнести оценку:

    • особенностей индивидуально-психологических свойств и поведения родителей, оказывающих влияние на психическое состояние и развитие детей;
    • особенностей психического состояния (психические расстройства и психические недостатки), оказывающие влияние на психическое состояние и развитие детей;
    • привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста и психического развития;
    • особенностей психического состояния и возрастного психологического развития ребенка до семейного конфликта и в связи с его динамикой.

В Приложении № 1 приведен модельный  анализ психологических и медицинских  компонентов юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного  судебного решения в споре  о праве на воспитание ребенка  отдельно проживающим родителем  и месте проживания ребенка.

На основании исследования в судебно-психологическом и судебно-психиатрическом  аспектах юридических значимых обстоятельств  сделан вывод о связи ухудшения  психического состояния ребенка  с неблагоприятными условиями воспитания, что должно быть учтено судом при вынесении решения о порядке участия родителей в воспитании ребенка и о месте проживания ребенка. Было указано, что разрешение семейного конфликта и создание правильных условий воспитания в сочетании с адекватной терапией у невропатолога и психиатра являются важнейшими условиями, определяющими положительную динамику психического состояния ребенка.

Таким образом, спор между  родителями о месте проживания детей (ст. ст. 24, 65 СК РФ) и спор об участии  в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя подлежит рассмотрению в суде, когда родители сами не приходят к  согласию. Также в случае, если установлено, что соглашение между супругами "нарушает интересы ребенка или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети" (ст. 24 п. 2 СК). Каждая сторона в данном случае считает, что именно она может в наилучшей форме обеспечить необходимые условия развития и воспитания. Каждая сторона может представить доказательства, в которых указываются индивидуально-психологические особенности или особенности психического состояния (например, данные о том, что один из родителей состоит под наблюдение психоневрологического диспансера или находился (находится) на лечении в психиатрическом стационаре), которые, по мнению стороны осложняют условия воспитания и развития ребенка. Подобные доказательства требуют экспертного психологического и клинического (психиатрического) исследования.

Информация о работе Международная защита прав ребенка