Применение специальных
психологических и медицинских (психиатрических)
знаний при рассмотрении следующих
категорий гражданских дел, связанных
с защитой прав и интересов
несовершеннолетних в спорах о праве
на воспитание детей:
- о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);
- о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);
- об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2, п.2. ст. 66 СК РФ);
- ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ);
- о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ) и о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
- об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ) и об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ).
Оценка психического состояния
лиц, эмоционально значимых для ребенка
и находящихся в его ближайшем
окружении, в случаях совершения
ими уголовно наказуемых деяний, связанных
с жестоким обращением к ребенку
(ст. 117 - истязание; ст. 125 - оставление в
опасности; ст. 116 - побои Уголовного
кодекса РФ).
Оптимизация комплексной
судебной психолого-психиатрической
экспертизы по выделенным категориям
дел, связанных с защитой прав
и интересов детей.
Противопоказания отсутствуют.
1. На основе комплексного
использования приемов и средств
судебно-психологического и судебно-психиатрического
методов определяются психологические
и патологически обусловленные
компоненты юридически значимых
обстоятельств, которые нуждаются
в установлении и доказывании
при спорах о праве на воспитание
детей, а также при определении
вменяемости/невменяемости лица, обвиняемого
в жестоком обращении с ребенком.
Алгоритм комплексного использования
приемов судебно-психологического
и судебно-психиатрического методов
по делам о разрешении споров, связанных
с правом на воспитание детей
Эксперт-психиатр и Эксперт-психолог
оценивают психопатологические
и психологические факторы, а
также юридически значимые обстоятельства
психологической и патологической природы:
1. Уровень, особенности
и нарушения психического развития
ребенка;
2. Особенности психического
состояния ребенка;
3. Психологическая структура
семейного конфликта влияние на психическое
состояние и развитие ребенка особенностей
поведения и отношения каждого из родителей
психологическое отношение ребенка к
каждому из родителей с учетом особенностей
его психического развития;
4. Индивидуально-психологические
особенности каждого их родителей
Особенности психического состояния
родителей (фактических воспитателей),
существенно влияющие на семейный конфликт,
возрастное развитие ребенка и его
психическое состояние
5. Оцениваются юридически
значимые обстоятельства психологической
природы с характеристикой того
факта, как будет отвечать интересам
ребенка то или иное действие
(передача ребенка от одного
родителя к другому, участие
отдельно проживающего родителя
в воспитании, ограничение родительских
прав, отмена усыновления и пр.).
В этом аспекте анализируются:
условия воспитания;
- индивидуально-личностные особенности родителей или фактических воспитателей, влияющие на осуществление ими своих родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребенка;
- характер взаимоотношений родителей или фактических воспитателей между собой и каждого из них к ребенку, определяющих семейный конфликт;
- положительное или отрицательное воздействие родителей или фактических воспитателей на развитие детей.
6. Оцениваются юридически
значимые обстоятельства патологической
природы с клинической (психиатрической)
оценкой особенностей психического
состояния родителей (фактических
воспитателей), включая психические
расстройства, психические недостатки
и особенности их поведения,
которые могли оказать существенное
влияние на характер и динамику
семейного конфликта; на отклонения
в возрастном психическом развитии
ребенка и формирование у него
психических расстройств.
7. Оцениваются особенности
психического состояния ребенка,
включая следующие аспекты психического
здоровья:
- уровень возрастного психологического развития ребенка;
- индивидуально-психологические особенности мнения ребенка, достигшего 10 лет, о месте его жительства (ст. 57 СК РФ);
- индивидуально-психологические особенности ребенка, обусловленные характером и содержанием семейного конфликта; включая нарушение привязанности ребенка к родителям (фактическим воспитателям) с учетом особенностей его психического развития и возраста;
- особенности психического состояния ребенка, включая собственно психические расстройства и отклонения возрастного психического развития, существовавшие до семейного конфликта;
- психические расстройства у ребенка, обусловленные семейным конфликтом.
8. Данный алгоритм судебного
психологического и судебного
психиатрического исследования
обеспечивает комплексный подход
к оценке индивидуально-психологических
особенностей отдельных субъектов
брачно-семейных отношений, их
психического состояния, возрастного
психологического развития. Психологическая
и клиническая оценка этих признаков имеет
значение в характеристике: семейного
конфликта; влияния особенностей психического
состояния и поведения родителей (фактических
воспитателей) на психическое состояние
и развитие детей; в учете привязанности
ребенка к родителям и мнения ребенка,
достигшего 10 лет, о месте его жительства;
в оценке мотивов уклонения родителей
от выполнения обязанностей по воспитанию
детей, мотивов злоупотребления родительскими
правами.
9. Данный алгоритм судебного
психологического и судебного
психиатрического исследования
обеспечивается на основе принципа
добровольного согласия на освидетельствование
участников судебного разбирательства
гражданских дел в соответствии
с нормами Семейного кодекса.
10. При судебном определении
вины (вменяемости/невменяемости) в
соответствии с нормами Уголовного
кодекса при жестоком обращении
с ребенком осуществляется обязательное
проведение судебного психологического
и психиатрического экспертного
исследования
4. Общие положения
практики применения комплексных судебных
психолого-психиатрических экспертиз
в спорах о праве на воспитание детей.
Защита интересов детей
в гражданском процессе при бракоразводных
делах.
Введение Семейного и
Гражданского кодексов значительно
расширило возможности защиты интересов
детей в гражданском процессе.
Согласно Семейному кодексу РФ (п.1
ст. 65) родительские права не могут
осуществляться в противоречии с
интересами детей. При осуществлении
родительских прав родители не вправе
причинять вред физическому и
психическому здоровью детей, их нравственному
развитию. В соответствии с действующим
законодательством к спорам о праве на
воспитание детей относятся следующие
категории дел:
- о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);
- об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ);
- о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);
- об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ). Статья 73 определяет возможность суда принимать с учетом интересов ребенка решение об отобрании ребенка у родителей или одного из них без лишения родительских прав, т.е. ограничение родительских прав, в том случае, если пребывание ребенка с родителями опасно для него по независящим от родителей обстоятельствам, таким как наличие у них психического расстройства или иного заболевания.
- о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
- о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ). Согласно ст. 69 родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, отказываются без уважительных причин забрать своего ребенка из родильного дома или другого учреждения; являются больными хроническим алкоголизмом и наркоманией; совершают умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга.
Во всех этих категориях
дел суд при рассмотрении спора
руководствуется прежде всего интересами
ребенка. При спорах о праве на воспитание
устанавливается соответствие интересам
детей того или иного действия - передачи
ребенка от одного родителя к другому,
определение места проживания ребенка
с конкретным родителем, ограничение родительских
прав, восстановление в родительских правах
и пр.
О воспитании детей после
расторжения брака между родителями
(ст. 24 СК РФ) и участии отдельно проживающего
родителя в воспитании детей, когда
сами родители не пришли к соглашению
по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ).
Одним из новых видов экспертного
исследования, вытекающего из статей
Семейного кодекса РФ, является комплексное
психолого-психиатрическое освидетельствование
субъектов брачно-семейных отношений
в гражданских делах по искам родителей
о расторжении брака и передаче ребенка
на воспитание одному из них. При этом
родители не являются психически больными
лицами и не подпадают под положения ст.
69 о лишении родительских прав. В случае,
когда соглашение между супругами отсутствует
или в нем нарушены интересы детей, суд
на основании данных, полученных в судебном
заседании, и представленных доказательств
обязан определить, с кем из родителей
будут проживать несовершеннолетние дети
после развода. При этом суд исходит только
из интересов ребенка. Решение вопроса
о месте его проживании принимается с
учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет
(ст.ст. 57 и 65 СК).
Предметом экспертного исследования
в подобных случаях являются не вопросы
ограничения или лишения родительских
прав, а определение целесообразности
пребывания ребенка с одним из
родителей, оценка динамики его психического
и психологического состояния в
зависимости от условий воспитания.
Подобные экспертизы пока единичны, но
прогнозируется их учащение. Такие экспертные
исследования с обязательным участием
психологов широко распространены в зарубежном,
в частности, польском и немецком гражданском
праве и способствуют защите интересов
и охране физического и психического здоровья
ребенка, в особенности в случае, если
после расторжения брака у родителей складываются
конфликтные отношения, они стремятся
настроить ребенка против другого родителя,
пытаются препятствовать общению другого
родителя с ребенком. Результаты, как правило,
комплексной судебной психолого-психиатрической
экспертизы позволяют выяснить обстоятельства,
необходимые для вынесения судебного
решения.
К этим, требующим судебно-психологического
и судебно-психиатрического экспертного
исследования, обстоятельствам следует
отнести оценку:
- особенностей индивидуально-психологических свойств и поведения родителей, оказывающих влияние на психическое состояние и развитие детей;
- особенностей психического состояния (психические расстройства и психические недостатки), оказывающие влияние на психическое состояние и развитие детей;
- привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста и психического развития;
- особенностей психического состояния и возрастного психологического развития ребенка до семейного конфликта и в связи с его динамикой.
В Приложении № 1 приведен модельный
анализ психологических и медицинских
компонентов юридически значимых обстоятельств,
имеющих значение для принятия правильного
судебного решения в споре
о праве на воспитание ребенка
отдельно проживающим родителем
и месте проживания ребенка.
На основании исследования
в судебно-психологическом и судебно-психиатрическом
аспектах юридических значимых обстоятельств
сделан вывод о связи ухудшения
психического состояния ребенка
с неблагоприятными условиями воспитания,
что должно быть учтено судом при вынесении
решения о порядке участия родителей в
воспитании ребенка и о месте проживания
ребенка. Было указано, что разрешение
семейного конфликта и создание правильных
условий воспитания в сочетании с адекватной
терапией у невропатолога и психиатра
являются важнейшими условиями, определяющими
положительную динамику психического
состояния ребенка.
Таким образом, спор между
родителями о месте проживания детей
(ст. ст. 24, 65 СК РФ) и спор об участии
в воспитании ребенка отдельно проживающего
родителя подлежит рассмотрению в суде,
когда родители сами не приходят к
согласию. Также в случае, если установлено,
что соглашение между супругами "нарушает
интересы ребенка или одного из супругов,
суд обязан определить, с кем из родителей
будут проживать несовершеннолетние дети"
(ст. 24 п. 2 СК). Каждая сторона в данном случае
считает, что именно она может в наилучшей
форме обеспечить необходимые условия
развития и воспитания. Каждая сторона
может представить доказательства, в которых
указываются индивидуально-психологические
особенности или особенности психического
состояния (например, данные о том, что
один из родителей состоит под наблюдение
психоневрологического диспансера или
находился (находится) на лечении в психиатрическом
стационаре), которые, по мнению стороны
осложняют условия воспитания и развития
ребенка. Подобные доказательства требуют
экспертного психологического и клинического
(психиатрического) исследования.