Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 12:53, курсовая работа
Цель работы – исследование международного космического права.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, источники и принципы космического права.
2. Охарактеризовать космические правовые отношения.
3. Изучить международно-правовой режим космического пространства.
Введение
Актуальность исследования. В последние годы одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.
Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной – научно-технической деятельности.
Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права – международного космического права (МКП).
Таким образом, одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства имеют равное право на участие в решении международных проблем, затрагивающих их интересы.
Международное космическое право в этом смысле не является исключением из общего правила. Неуклонное соблюдение всеми государствами принципов международного космического права – важнейшее условие дальнейшего успешного развития отношений в деле исследования и использования космоса.
1 Понятие, источники и принципы космического права. Космические правовые отношения
1.1 Понятие международного космического права
В отличие от морского и воздушного права правовое регулирование деятельности по исследованию и использованию космического пространства началось не с принятия государствами национальных правовых актов, а с разработки норм международно-правового характера. По этой причине именно содержание международных документов о космической деятельности и определило развитие национального законодательства о космосе [9].
Международное космическое право представляет собой одну из отраслей международного публичного права, а, следовательно, является одной из составных частей последнего. Эта новая отрасль международного права начала складываться с запуском Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли.
Международное космическое право определяется как совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения государств между собой, с международными межправительственными организациями, взаимоотношения таких организаций в связи с осуществлением ими космической деятельности, а также устанавливающих международно-правовой режим такой деятельности в пределах космического пространства, Луны и других небесных тел.
Таким образом, международное космическое право определяется в зависимости от характера деятельности государств (космическая деятельность), и места деятельности (космическое пространство, небесные тела).
Состояние правовых
систем наиболее развитых государств,
в числе которых, безусловно, находится
и Россия, дает нам возможность с уверенностью
утверждать, что на настоящий момент уже
сложилось оформившееся как самостоятельная
отрасль национального права – космическое
право государства.
По одному из существующих определений
понятия «национальное космическое право»,
сделанному российским ученым – юристом,
доктором юридических наук, профессором
Г. П. Жуковым, «национальное космическое
право государства – это совокупность
национальных законов и других нормативных
актов, регулирующих отношения субъектов
национального права, возникающих в связи
с исследованием ими космического пространства»
[18].
1.2 Источники международного космического права
Под источниками международного космического права мы понимаем формы выражения и закрепления норм данной отрасли международного права, регулирующие международные отношения, возникающие по поводу и в связи с исследованием и использованием космического пространства [11].
В международном космическом праве (как и в общем международном праве) основными видами источников права являются международный договор и обычай. Следует отметить, что процесс формирования и развития международного космического права проходит в основном в договорной форме.
Международный договор (соглашение) заключается между субъектами международного космического права в письменной форме и содержит конкретные формулировки норм международного космического права. Заключая договор, субъекты международного права преследуют цель создания международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними.
В зависимости от круга участников договоры могут быть универсальными и с ограниченным числом участников (двусторонние, региональные).
Все нормы, содержащиеся в договоре, являются юридически обязательными для участников договора, и их нарушение влечет международно-правовую ответственность.
В переводе с латинского «норма» означает правило, руководящее начало, образец.
Под нормой международного космического права понимается правило поведения, которое признается субъектами международного космического права в качестве юридически обязательного.
Кроме международных договоров, заключающихся по поводу регулирования отношений в сфере космической деятельности, к источникам международного космического права также с полным основанием должны быть отнесены и международные соглашения, устанавливающие основополагающие принципы и правила международных отношений во всех сферах, к которым следует отнести:
1) Устав Организации Объединенных Наций, от 26 июня 1945 г.
2) Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г., а также ряд других [10].
К отраслевым
источникам международного
1) Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, от 13 декабря 1963 г.;
2) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, от 5 августа 1963 г.;
3) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.;
4) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г.;
5) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г.;
6) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г.;
7) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, от 18 декабря 1979 г.;
8) Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), от 3 сентября 1976 г.;
9) Поправки к Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), от 1 декабря 1981 г.;
10) Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), от 3 сентября 1976 г.;
11) Поправки к Эксплуатационному соглашению о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), от 16 июля 1979 г.;
12) Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания, от 10 декабря 1982 г.;
13) Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, от 3 декабря 1986 г.;
14) Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, от 14 декабря 1992 г.;
15) Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, от 13 декабря 1996 г.;
16) Соглашение между Правительством Канады, Правительствами государств – членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения, от 29 января 1998 г. и др.
Международные соглашения о космической деятельности в рамках Содружества Независимых Государств:
1) Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 30 декабря 1991 г.;
2) Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, от 15 мая 1992 г.;
3) Протокол об утверждении Положения о Межгосударственном совете по космосу, от 13 ноября 1992 г.;
4) Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 13 ноября 1992 г.;
5) Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, от 6 июля 1992 г. и другие.
В Российской Федерации к источникам космического права РФ также относятся:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Закон Российской Федерации о космической деятельности, от 20 августа 1993 г., в ред. Федерального закона, от 29 ноября 1996 г. № 147 — ФЗ.
Обычай. Процесс создания обычной нормы является сложным. В п. 1 «Ь» ст. 38 Статута Международного Суда ООН обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного космического права, может стать такое правило поведения субъектов международного космического права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий.
В качестве примера можно привести образование связанной с запуском СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 г. обычной нормы международного права, в соответствии с которой государства стали обладать свободой исследования и использования космического пространства.
Также мы можем говорить о том, что на настоящий момент сформировалась обычная норма, устанавливающая границу между воздушным и космическим пространствами.
1.3 Принципы международного космического права
Говоря о принципах международного космического права прежде всего необходимо отметить, что любая индивидуальная или коллективная деятельность государств или международных организаций по исследованию и освоению космического пространства должна прежде всего соответствовать основным (общим) принципам современного международного права.
Основные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни [17].
Таким образом, принципы международного права – это по содержанию такие же нормы, но по сравнению с другими международно-правовыми нормами составляющие фундамент международного правопорядка.
Так, ст. 2 Устава ООН обязывает эту организацию и ее членов действовать в соответствии с определенными принципами, к числу которых относятся:
1) суверенное равенство всех членов;
2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу;
3) разрешение международных споров мирными средствами;
4) отказ от угрозы силой или ее применения в международных отношениях;
5) отказ от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает меры превентивного или предупредительного характера, и оказание помощи ООН в осуществлении таких мер;
6) обеспечение действий государств – нечленов ООН, в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;
7) невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Отражение этих принципов в Уставе Организации Объединенных Наций придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все принципы международного космического права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности.
Рассматриваемые нами принципы международного космического права – это отраслевые принципы, так как они касаются установления основных правовых положений в сфере космической деятельности, которая регулируется нормами одной из отраслей международного публичного права.
Основные принципы международного космического права закреплены в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. [15]
В этом Договоре получили свое конкретное развитие принципы, которые были сформулированы в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, от 20 декабря 1961 г., 14 декабря 1962 г. и 17 октября 1963 г., а также в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, от 13 декабря 1963 г.