Международное космическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование международного космического права.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, источники и принципы космического права.
2. Охарактеризовать космические правовые отношения.
3. Изучить международно-правовой режим космического пространства.

Файлы: 1 файл

Международное космическое право.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

Принципы космического права нашли также свое отражение в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, от 5 августа 1963 г., подписанном в Москве.

В соответствии с перечисленными документами и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., основными принципами международного космического права являются следующие:

1. Свобода исследования  и использования космического  пространства и небесных тел.

Статья I Договора по космосу 1967 г. устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации.

2. Запрещение  национального присвоения космического  пространства и небесных тел.

В соответствии со ст. II Договора по космосу, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами [15].

3. Осуществление  деятельности по исследованию  и использованию космического пространства и небесных тел в соответствии с основными принципами международного права, включая основные принципы Устава ООН. 
Статья III Договора по космосу предусматривает, что государства должны осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций.

4. Использование  Луны и других небесных тел  исключительно в мирных целях  и запрещение размещения в  космическом пространстве объектов  с оружием массового уничтожения.

В ст. IV Договора по космосу говорится, что государства- участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений, испытаний любых типов оружия и проведение военных маневров.

5. Сохранение  суверенных прав государств на  запускаемые ими космические объекты.

Этот принцип закреплен в ст. VIII Договора по космосу, предусматривающей, что государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.

6. Международная  ответственность государств за  национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами.

Этот принцип закреплен в ст. VI Договора по космосу, где предусматривается, что государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Именно государство отвечает «за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре...».

7. Предотвращение  потенциально вредных последствий  экспериментов в космическом  пространстве и на небесных  телах.

Этот принцип закреплен в ст. IX Договора по космосу, где говорится, что государства-участники Договора, осуществляют изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

Проблема предотвращения потенциально вредных последствий и загрязнения космоса включает в себя также проблему предотвращения радиоактивного, биологического, химического и других видов заражения космоса.

8. Оказание помощи  экипажу космического корабля  в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки [15].

Этот принцип закреплен в ст. V Договора по космосу, где прямо говорится: государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море.

9. Содействие  международному сотрудничеству  в мирном исследовании и использовании  космического пространства и  небесных тел.

 Договор по  космосу устанавливает, что для  содействия международному сотрудничеству  в исследовании и использовании  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, участники Договора будут на  равных основаниях рассматривать  просьбы других государств-участ- ников Договора о предоставлении  им возможности для наблюдения  за полетом космических объектов, запускаемых этими государствами. Характер и условия предоставления упомянутой возможности определяются по соглашению между заинтересованными государствами (ст. X Договора) [15].

Перечисленные принципы международного космического права охватывают наиболее общие правила поведения государств, которыми они должны руководствоваться в своей космической деятельности. Они, в свою очередь, отражают и специфическую направленность и особенность международного космического права как отдельной отрасли общего современного международного права.

1.4 Космические правовые отношения

Из общей теории права мы знаем, что под правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами права. Под космическими правовыми отношениями следует понимать общественные отношения между субъектами международного космического права, складывающиеся в связи и по поводу исследования и использования ими космического пространства и урегулированные как принципами и нормами общего международного права, так и международного космического права [12].

К числу наиболее сложных и спорных проблем международного космического права, как, впрочем, и всего международного права, относится проблема определения круга субъектов и объекта данной отрасли права, которая, к сожалению, пока не еще получила достаточно полной разработки и единообразного решения в теории международного права.

 Согласно  общей теории права под субъектом  права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении.

При этом термин «правоотношение» обозначает два разнопорядковых правовых явления: – как определенное средство правового воздействия на общественные отношения, с одной стороны, – и результат такого воздействия, с другой, имея в виду возникающую на основе юридических норм общественную связь между лицами, которая характеризуется наличием у них юридических прав и обязанностей [14].

Правоотношение как средство воздействия на поведение субъектов представляет собой лишь модель поведения субъектов в этих отношениях, его не следует отождествлять ни с существующими фактическими общественными отношениями, ни даже с их формой.

Правоотношение же, как результат правового воздействия является общественным отношением, в котором деятельность субъектов урегулирована правом. Причем возникающие на основе юридических норм права и обязанности друг без друга и вне связи друг с другом существовать как физические явления не могут. В результате воздействия субъективных прав и юридических обязанностей и их реализации общественные отношения приобретают правовую форму, упорядочиваются.

Эти положения в полной мере могут быть применены к международному праву, в целом, и к такой его отрасли, как международное космическое право, в частности, с учетом, естественно, их особенностей и специфики. 
Под субъектом международного права вообще и международного космического права, в частности, понимается потенциальный участник международно-правового отношения (космического правоотношения), который способен обладать правами и обязанностями и в надлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. При этом международное правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами международного права.

Следует иметь в виду, что в международном праве, как и во всех других областях права, не может существовать субъекта конкретного правоотношения, который не являлся бы субъектом права. Участвуя в международном общении, субъекты международного права и международного космического права вступают в самые разнообразные правоотношения. В этой связи возникает важная теоретическая проблема: регулирует ли современное международное космическое право только отношения между субъектами, возникающие в связи с исследованием и использованием космического пространства, или же оно регулирует также отношение субъектов к самому космосу?

Известно, что международное космическое право устанавливает правила поведения, которых субъекты международного космического права должны придерживаться в своих отношениях друг с другом по поводу деятельности в космическом пространстве, а также правила, непосредственно относящиеся к использованию человечеством самого космического пространства [16].

Различного рода запреты, налагаемые международным космическим правом на государства в отношении космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (запрещение испытаний ядерного оружия, запрещение национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрет выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах, размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом и т.д.), являются ничем иным, как регламентацией отношения субъектов к самому космосу.

Вместе с тем, такая регламентация отношений субъектов к космическому пространству представляет собой, в конечном счете, регламентацию и отношений субъектов международного космического права между собой. Поэтому логично сделать вывод, что международное космическое право регулирует отношения между своими субъектами в связи с исследованием и использованием космического пространства, включая и отношение субъектов к самому космосу. 
Ответ на вопрос о том, что следует понимать под термином «субъект международного космического права», следует искать прежде всего в текстах действующих договоров и соглашений по космосу, в толковании их отдельных положений и статей.

Действующие в настоящее время пять основных многосторонних международных соглашений по космосу, такие как: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г. наделяют всей полнотой перечисленных в них прав и обязанностей государства. 
Так, в соответствии со ст. XIV Договора по космосу участниками этого договора могут быть только государства. На это же указывает и полное название самого Договора. Причем положения Договора применяются в отношении деятельности государств-участников «независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством... или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций» (ст. XIII), а практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследовании и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами-участниками Договора, либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой организации, являющимися участниками Договора [16].

Только государства, в соответствии со ст. VI Договора по космосу, несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора. Причем космическая деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства – участника Договора. 
Приведенные положения Договора по космосу неопровержимо свидетельствуют о том, что основными субъектами международного космического права, участвующими или могущими участвовать в международных космических правоотношениях, являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. Международная космическая правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений, она не ограничена в объеме [13].

Вторичными, производными, субъектами международного космического права являются правомерно созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем космической правосубъектности таких международных межправительственных организаций ограничен, он определяется волей государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого эти организации учреждаются.

Говоря о международных организациях как субъектах международного космического права, следует иметь в виду, что если специальные международные космические организации, такие, например, как Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), Европейское космическое агентство (ЕКА) и др., могут являться как субъектами международных космических правоотношений (в силу своей компетенции, определенной учредительными актами), так и субъектами международных правоотношений вообще, то любая другая международная организация не всегда может быть субъектом международных космических правоотношений, так как для этого необходимо, чтобы государства-члены наделили ее специальной компетенцией, зафиксированной в уставе.

Действующее международное космическое право допускает возможность осуществления деятельности по исследованию и использованию космического пространства как государствами в рамках международных организаций, так и самими международными организациями.

Так, ст. VI Договора по космосу устанавливает, что «в случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства-участники Договора».

Информация о работе Международное космическое право