Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:52, реферат

Описание работы

На рубеже двух тысячелетий, вступая в эпоху глобализации и либерализации торговли и инвестиций, интеграции в экономической сфере, унификации правовых систем, все более сплачиваясь перед лицом международного терроризма и реальной угрозой третьей мировой войны, человечество осознало огромное значение правовых отношений, связей между государствами. Такая ситуация, в свою очередь, является предпосылкой для повсеместного развития интернационализации хозяйственной жизни, международного сотрудничества и гражданского оборота, а следовательно, и для расширения сферы участия государств как в публично-правовых, так и в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом.
Понимание сущности международного права необходимо сегодня широкому кругу лиц, поскольку оно оказывает влияние практически на все сферы жизни современного общества. Значение и применение норм международного права - важная сторона деятельности юристов.
Вступая в правоотношения между собой, государства делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права. В силу данного обстоятельства, государства, конечно же, гарантируют нормальный и эффективный международно-правовой статус остальных субъектов рассматриваемой отрасли международного права. Именно поэтому государство является основным субъектом международного права.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Политико-юридической  основой права наций и народов  на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией и народом  права на самостоятельное и независимое  существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.

Когда говорят о международной правосубъектности наций и народов, имеют в виду прежде всего те нации и народы, которые находятся в колониальной зависимости, подвергаются угнетению со стороны метрополий и, что самое главное, лишены собственной национальной государственности. Эти нации и народы вправе требовать незамедлительного предоставления им политической независимости и добиваться ее всеми имеющимися в их распоряжении средствами вплоть до вооруженной национально-освободительной борьбы. Колониальные державы обязаны в кратчайшие сроки удовлетворить это требование угнетенных народов, в какой бы форме оно ни было бы заявлено. Насильственное сохранение колониального господства является тяжким международным преступлением, влекущим международную ответственность государства-колонизатора.

Согласно  Декларации о принципах международного права 1970 г. право свободного осуществления экономического, социального и культурного развития своей страны стало общепризнанной нормой, входящей в состав принципа равноправия и самоопределения наций и народов.

Западная  доктрина международного права не разделяет  статус народа и нации, рассматривая их в единстве, так как во многих языках нация и народ обозначаются одним понятием. Континентальная  правовая система разделяет их статус и исходит из государственности, т.е. народом признается тот актор, который до колонизации имел свою государственность (исключение составляют курды, которые исторически не имея свою государственность, тем не менее признаны народом), а нацией - актор, который не имел свою государственность и только стремится к этому.

 

Международные межправительственные организации как производные  субъекты международного права

Международные межправительственные организации  появились лишь в середине XIX в. В наши дни они играют все более значительную роль в развитии международного сотрудничества государств (как во всемирном, так и в региональном масштабе), активно участвуют в политических, экономических и иных международных отношениях.

Международные межправительственные организации  являются субъектами современного международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить их соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права.

Таким образом, правосубъектность международных организаций имеет производный характер, ибо сами эти организации создаются в силу волеизъявления государств.

В ст. 104 Устава ООН установлено, что Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций. Однако это не означает отрицания международной право- и дееспособности, которые также необходимы для выполнения функций Организации.

Уже в 1949 г. в Консультативном заключении о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, Международный Суд установил, что ООН осуществляет такие функции и пользуется такими правами, которые могут быть объяснены только в силу обладания значительной мерой международной правосубъектности See: ICJ Reports. 1949. - P. 179.. Сегодня все международные организации обладают специальной правосубъектностью, что обычно прямо оговаривается в их учредительных актах В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. говорится, что

а) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью: заключать соглашения с государствами или международными органи-зациями; заключать контракты; приобретать собственность и распоряжаться ею; быть стороной в судебном разбирательстве;

б) каждый участник принимает такие  меры в пределах своей юрисдик-ции, которые необходимы для того, чтобы данные положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством.. Это, разумеется, не значит, что государства не могут учредить организацию, не обладающую международной правосубъектностью.

Наибольшим  объемом международной правоспособности (в сравнении с другими международными организациями) обладает, естественно, ООН, что обусловлено широким  кругом ее полномочий, установленных  Уставом с учетом целей и задач  этой важнейшей (по сути дела всемирной) международной организации.

Что касается правосубъектности по внутреннему праву, то она не может отсутствовать. Организация неизбежно вступает в правоотношения на территории государств (приобретение товаров и услуг, аренда, собственность, трудовые отношения и т.д.). Анализ судебной практики государств показывает, что правосубъектность организации признается даже на территории государств, не являющихся ее членами. Заключая сделку, организация несет гражданско-правовую ответственность так же, как и обычное юридическое лицо. Ответственность возникает и из внедоговорных обязательств (например, в результате дорожного инцидента). Однако реализация этой ответственности может быть затруднена в силу того, что организация обладает иммунитетом. В таких случаях ей следует отказаться от иммунитета, которым она обладает в интересах осуществления своих функций. Организация не должна препятствовать осуществлению правосудия. Если такого отказа нет, то дело решается на дипломатическом уровне. Иск к организации может быть предъявлен на международном уровне в соответствии с международным правом.

Международная правосубъектность организации носит специальный характер и определяется ее функциями. Как и другие субъекты, организация обязана выполнять нормы международного права и несет ответственность за их нарушение. Правосубъектность организации включает право заключать международные договоры с государствами и другими международными организациями, например, о статусе своих помещений, об иммунитетах, о взаимодействии с родственными организациями. В ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. говорится: «Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации». Организации являются участниками этой Конвенции. Что же касается других многосторонних конвенций, то в них в принципе участвуют только государства, создавая нормы, обязательные и для организаций.

Организации участвуют в пределах своей компетенции  в дипломатических сношениях. При  ряде организаций существуют постоянные представительства государств. Организации  направляют свои миссии в государства.

Организации участвуют в признании государств и правительств. Юридически это прерогатива  государств. Но прием в организацию - прямой путь к признанию и порой  имеет даже большее значение, чем  признание со стороны отдельных  государств.

Но  сколь бы ни была широка правоспособность той или иной международной организации, это - специальная правоспособность, существенно отличающаяся от универсальной  международной правоспособности государств как основных субъектов международного права.

Другие субъекты международного права

В соответствии с межгосударственными  договорами устанавливался в прошлом  и предусмотрен ныне специальный  международно-правовой статус некоторых  государственно-подобных образований, которые наделяются определенными  правами и обязанностями в  международных отношениях и тем  самым становятся субъектами международного права. Но поскольку международная  правоспособность таких политике территориальных  единиц регламентируется положениями  соответствующих договоров, она  является ограниченной и не может  смешиваться с универсальной  правоспособностью государств.

В прошлом специальный международно-правовой статус принадлежал так называемым вольным городам - Кракову, Данцигу (Гданьску). Специальный международно-правовой режим был установлен в Западном Берлине. Вольные города в основном создавались как один из способов замораживания территориальных  притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей  по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения  международной организации и  представляет собой своеобразное государство  с ограниченной правоспособностью. Его вооруженные силы носят чисто  оборонительный характер либо являются не вооруженными силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Гарантами статуса вольных городов  выступали группа государств (в основном спорящие государства) или же международные  организации.

Статус  вольного города Данцига был определен  в ст. ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в Польско-данцигской конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в Соглашении от 24 октября 1921 г. ив решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством). Его гарантом выступала Лига Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша.

Статус  Триеста (свободная, вольная территория) был предусмотрен в разделе III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 пив приложениях VI-X к нему. В октябре 1954 г. Италия, Великобритания, США и Югославия па - рафировали текст меморандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получила во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением небольшой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югославии. Свободная территория Триест находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Особый  международно-правовой статус имел Западный Берлин. После окончания второй мировой  войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и  Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная  единица - Западный Берлин. Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним Соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия правительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Берлин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т.д. ФРГ представляло западные сектора Берлина в международных организациях и конференциях. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об объединении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина. В настоящее время вольных городов нет.

В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гас пар и и главой правительства Италии Муссолини, было создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). В Преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.

Ватикан (Святой престол) Так Ватикан именуемся в международных актах обладает почти всеми атрибутами государства - территорией (хотя и небольшой), органами власти и т.п. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле как механизм управления обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви.

Специальный международно-правовой статус города-государства  Ватикана - резиденции главы католической церкви (папы римского) в особом районе Рима - определен соглашениями 1984 г. между Италией и Святым престолом.

В наше время Ватикан - международный  центр католической церкви и резиденция его главы папы римского - всего  лишь крохотное город-государство  в центре столицы Италии - Риме. Город-государство  Ватикан (площадь - 440 га, население - около  одной тысячи человек) включает в  себя площадь и собор святого  Петра, папские дворцы, сады и пристройки, а также ряд церквей и зданий (Латеранский дворец, вилла Костельгондоль-фо и др.), расположенных в разных частях Рима и его окрестностях.

Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, деньги, прессу, почтовые марки, валюту, банк, сервер Internet, гвардию, жандармерию и, главное, своего главу - папу римского. Основная функция Ватикана - религиозная, количество верующих католиков - 600-700 млн. человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает 400 тыс. человек и более одного миллиона членов монашеских орденов.

Абсолютным  монархом Ватикана, располагающим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, является папа римский.

Папа  посредством римской курии - центрального административного аппарата католической церкви, состоящего из конгрегации, секретариатов, канцелярий, трибуналов - руководит  всей церковью и ее многочисленными  организациями, действующими в подавляющем  большинстве стран мира.

Главных католических иерархов - кардиналов, епископов - папа назначает из представителей духовенства различных стран. Коллегия кардиналов - конклав - пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь  по католическому вероучению «викарием  Иисуса Христа, преемником св. Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и  митрополитом римской провинции, сувереном  государства-города Ватикана», венчает  многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической  организации католицизма.

Как суверенное образование Ватикан  обменивается дипломатическими представителями  с другими государствами. В 1968 г. в более чем 60 странах были аккредитованы папские дипломаты различных рангов и статусов (нунции, пронунции, интернунции, апостолические легаты), при папском престоле представлены правительства около 60 стран. Интересно, что Италия и Ватикан также обмениваются послами.

Информация о работе Международное право