Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:52, реферат
На рубеже двух тысячелетий, вступая в эпоху глобализации и либерализации торговли и инвестиций, интеграции в экономической сфере, унификации правовых систем, все более сплачиваясь перед лицом международного терроризма и реальной угрозой третьей мировой войны, человечество осознало огромное значение правовых отношений, связей между государствами. Такая ситуация, в свою очередь, является предпосылкой для повсеместного развития интернационализации хозяйственной жизни, международного сотрудничества и гражданского оборота, а следовательно, и для расширения сферы участия государств как в публично-правовых, так и в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом.
Понимание сущности международного права необходимо сегодня широкому кругу лиц, поскольку оно оказывает влияние практически на все сферы жизни современного общества. Значение и применение норм международного права - важная сторона деятельности юристов.
Вступая в правоотношения между собой, государства делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права. В силу данного обстоятельства, государства, конечно же, гарантируют нормальный и эффективный международно-правовой статус остальных субъектов рассматриваемой отрасли международного права. Именно поэтому государство является основным субъектом международного права.
Политико-юридической основой права наций и народов на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каждой нацией и народом права на самостоятельное и независимое существование как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления других участников международных отношений.
Когда
говорят о международной
Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. право свободного осуществления экономического, социального и культурного развития своей страны стало общепризнанной нормой, входящей в состав принципа равноправия и самоопределения наций и народов.
Западная доктрина международного права не разделяет статус народа и нации, рассматривая их в единстве, так как во многих языках нация и народ обозначаются одним понятием. Континентальная правовая система разделяет их статус и исходит из государственности, т.е. народом признается тот актор, который до колонизации имел свою государственность (исключение составляют курды, которые исторически не имея свою государственность, тем не менее признаны народом), а нацией - актор, который не имел свою государственность и только стремится к этому.
Международные межправительственные организации как производные субъекты международного права
Международные межправительственные организации появились лишь в середине XIX в. В наши дни они играют все более значительную роль в развитии международного сотрудничества государств (как во всемирном, так и в региональном масштабе), активно участвуют в политических, экономических и иных международных отношениях.
Международные межправительственные организации являются субъектами современного международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить их соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права.
Таким образом, правосубъектность международных организаций имеет производный характер, ибо сами эти организации создаются в силу волеизъявления государств.
В ст. 104 Устава ООН установлено, что Организация пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций. Однако это не означает отрицания международной право- и дееспособности, которые также необходимы для выполнения функций Организации.
Уже в 1949 г. в Консультативном заключении о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, Международный Суд установил, что ООН осуществляет такие функции и пользуется такими правами, которые могут быть объяснены только в силу обладания значительной мерой международной правосубъектности See: ICJ Reports. 1949. - P. 179.. Сегодня все международные организации обладают специальной правосубъектностью, что обычно прямо оговаривается в их учредительных актах В многостороннем соглашении о Международной организации спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) 1971 г. говорится, что
а) ИНТЕЛСАТ обладает правосубъектностью. Она пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью: заключать соглашения с государствами или международными органи-зациями; заключать контракты; приобретать собственность и распоряжаться ею; быть стороной в судебном разбирательстве;
б) каждый участник принимает такие меры в пределах своей юрисдик-ции, которые необходимы для того, чтобы данные положения вступили в силу в соответствии с его собственным законодательством.. Это, разумеется, не значит, что государства не могут учредить организацию, не обладающую международной правосубъектностью.
Наибольшим
объемом международной
Что касается правосубъектности по внутреннему праву, то она не может отсутствовать. Организация неизбежно вступает в правоотношения на территории государств (приобретение товаров и услуг, аренда, собственность, трудовые отношения и т.д.). Анализ судебной практики государств показывает, что правосубъектность организации признается даже на территории государств, не являющихся ее членами. Заключая сделку, организация несет гражданско-правовую ответственность так же, как и обычное юридическое лицо. Ответственность возникает и из внедоговорных обязательств (например, в результате дорожного инцидента). Однако реализация этой ответственности может быть затруднена в силу того, что организация обладает иммунитетом. В таких случаях ей следует отказаться от иммунитета, которым она обладает в интересах осуществления своих функций. Организация не должна препятствовать осуществлению правосудия. Если такого отказа нет, то дело решается на дипломатическом уровне. Иск к организации может быть предъявлен на международном уровне в соответствии с международным правом.
Международная правосубъектность организации носит специальный характер и определяется ее функциями. Как и другие субъекты, организация обязана выполнять нормы международного права и несет ответственность за их нарушение. Правосубъектность организации включает право заключать международные договоры с государствами и другими международными организациями, например, о статусе своих помещений, об иммунитетах, о взаимодействии с родственными организациями. В ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. говорится: «Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации». Организации являются участниками этой Конвенции. Что же касается других многосторонних конвенций, то в них в принципе участвуют только государства, создавая нормы, обязательные и для организаций.
Организации участвуют в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств. Организации направляют свои миссии в государства.
Организации
участвуют в признании
Но сколь бы ни была широка правоспособность той или иной международной организации, это - специальная правоспособность, существенно отличающаяся от универсальной международной правоспособности государств как основных субъектов международного права.
Другие субъекты международного права
В соответствии с межгосударственными договорами устанавливался в прошлом и предусмотрен ныне специальный международно-правовой статус некоторых государственно-подобных образований, которые наделяются определенными правами и обязанностями в международных отношениях и тем самым становятся субъектами международного права. Но поскольку международная правоспособность таких политике территориальных единиц регламентируется положениями соответствующих договоров, она является ограниченной и не может смешиваться с универсальной правоспособностью государств.
В
прошлом специальный
Статус вольного города Данцига был определен в ст. ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в Польско-данцигской конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в Соглашении от 24 октября 1921 г. ив решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством). Его гарантом выступала Лига Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша.
Статус Триеста (свободная, вольная территория) был предусмотрен в разделе III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 пив приложениях VI-X к нему. В октябре 1954 г. Италия, Великобритания, США и Югославия па - рафировали текст меморандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получила во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением небольшой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югославии. Свободная территория Триест находилась под защитой Совета Безопасности ООН.
Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. После окончания второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица - Западный Берлин. Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним Соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия правительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Берлин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т.д. ФРГ представляло западные сектора Берлина в международных организациях и конференциях. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об объединении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина. В настоящее время вольных городов нет.
В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гас пар и и главой правительства Италии Муссолини, было создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). В Преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.
Ватикан (Святой престол) Так Ватикан именуемся в международных актах обладает почти всеми атрибутами государства - территорией (хотя и небольшой), органами власти и т.п. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле как механизм управления обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви.
Специальный международно-правовой статус города-государства Ватикана - резиденции главы католической церкви (папы римского) в особом районе Рима - определен соглашениями 1984 г. между Италией и Святым престолом.
В наше время Ватикан - международный центр католической церкви и резиденция его главы папы римского - всего лишь крохотное город-государство в центре столицы Италии - Риме. Город-государство Ватикан (площадь - 440 га, население - около одной тысячи человек) включает в себя площадь и собор святого Петра, папские дворцы, сады и пристройки, а также ряд церквей и зданий (Латеранский дворец, вилла Костельгондоль-фо и др.), расположенных в разных частях Рима и его окрестностях.
Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, деньги, прессу, почтовые марки, валюту, банк, сервер Internet, гвардию, жандармерию и, главное, своего главу - папу римского. Основная функция Ватикана - религиозная, количество верующих католиков - 600-700 млн. человек, а аппарат церковнослужителей насчитывает 400 тыс. человек и более одного миллиона членов монашеских орденов.
Абсолютным монархом Ватикана, располагающим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, является папа римский.
Папа посредством римской курии - центрального административного аппарата католической церкви, состоящего из конгрегации, секретариатов, канцелярий, трибуналов - руководит всей церковью и ее многочисленными организациями, действующими в подавляющем большинстве стран мира.
Главных католических иерархов - кардиналов, епископов - папа назначает из представителей духовенства различных стран. Коллегия кардиналов - конклав - пожизненно избирает из своей среды папу, который, являясь по католическому вероучению «викарием Иисуса Христа, преемником св. Петра, высшей главой вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом римской провинции, сувереном государства-города Ватикана», венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации католицизма.
Как суверенное образование Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами. В 1968 г. в более чем 60 странах были аккредитованы папские дипломаты различных рангов и статусов (нунции, пронунции, интернунции, апостолические легаты), при папском престоле представлены правительства около 60 стран. Интересно, что Италия и Ватикан также обмениваются послами.