Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:52, реферат

Описание работы

На рубеже двух тысячелетий, вступая в эпоху глобализации и либерализации торговли и инвестиций, интеграции в экономической сфере, унификации правовых систем, все более сплачиваясь перед лицом международного терроризма и реальной угрозой третьей мировой войны, человечество осознало огромное значение правовых отношений, связей между государствами. Такая ситуация, в свою очередь, является предпосылкой для повсеместного развития интернационализации хозяйственной жизни, международного сотрудничества и гражданского оборота, а следовательно, и для расширения сферы участия государств как в публично-правовых, так и в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом.
Понимание сущности международного права необходимо сегодня широкому кругу лиц, поскольку оно оказывает влияние практически на все сферы жизни современного общества. Значение и применение норм международного права - важная сторона деятельности юристов.
Вступая в правоотношения между собой, государства делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права. В силу данного обстоятельства, государства, конечно же, гарантируют нормальный и эффективный международно-правовой статус остальных субъектов рассматриваемой отрасли международного права. Именно поэтому государство является основным субъектом международного права.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

В 20 государствах, в том числе в  Великобритании и США, Ватикан имеет  представительства (апостолические делегации), не носящие дипломатического характера. Республика Узбекистан тоже установила дипломатические связи с Ватиканом.

Делегации Ватикана участвуют во многих международных  конференциях, в том числе созываемых под эгидой ООН для заключения многосторонних кодификационных конвенций. Он является также членом ряда международных  организаций (Всемирного почтового  союза, МАГАТЭ, Международного союза  электросвязи), имеет постоянные представительства  при некоторых международных  организациях, в том числе при  ООН, ЮНЕСКО, а также обладает статусом наблюдателя в некоторых международных  организациях и конференциях.

Необходимо  остановиться и на вопросе международной правосубъектности индивидов и транснациональных корпораций. Индивиды обладают частичной международной право- и дееспособностью. Это касается их права обращаться в международные судебные учреждения (Суд по правам человека Совета Европы, Суд Европейских Сообществ, Суд по правам человека Организации Американских государств, Суд по правам человека Организации Африканского Единства, Комиссия по правам человека ООН) по защите своих прав и основных свобод. Индивиды могут быть субъектами международной ответственности (так, например, были созданы Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.). Кроме перечисленных случаев, индивиды по другим вопросам не обладают международной право- и дееспособностью и не могут быть признаны в качестве субъектов международного права.

Транснациональные корпорации на сегодняшний день активно  лоббируют свои интересы на международном  уровне. Их капиталы, ежегодные обороты  и доходы превышают бюджеты многих государств. Исходя из этого некоторые западные юристы-международники утверждают о наличии международной право- и дееспособности ТНК, хотя это утверждение не имеет никаких научных и практических основ.

2. Государство - основной субъект  международного права

международный право государство субъект

На  протяжении многовековой истории международного права государства были единственными  субъектами международных правоотношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным  образом взаимоотношения между  государствами, а также взаимоотношения  государств с международными организациями  и другими международными институтами. Государства - основные субъекты международного права и основные реальные участники  международных правоотношений, поскольку  им необходимо постоянно взаимодействовать  друг с другом, с международными организациями и иными субъектами международного права.

Исторически государства считаются основными  субъектами международного права. Государства  обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, - государственным  суверенитетом Устава ООН. 1945. Из этого, как подчеркивает профессор Тиунов О.И., «вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem non habet imperium - равный не имеет власти над равным)». Из этого принципа вытекает, в частности, правило иммунитета государства, равное участие государств в деятельности международных организаций, равенство сторон международных договоров.

Прежде  всего, необходимо заметить, что общепризнанной и само собою понятной истиной  считается равноправие всех независимых  государств. Это равноправие американец Сомнер великолепно определил так: «Не подобает совершать против маленького и бессильного народа то, что мы не решаемся сделать народу великому и могущественному и что мы не допустили бы предпринять против нас самих». Великое правило, которое, однако, и до сих пор слишком еще часто нарушается Brownlie J. - «Principles of Public International Law» (перевод Андрианова С. Н.). Oxford, 1973..

Какими  же правами, на основании равноправия, обладает каждое из независимых (суверенных) государств? Профессор Мартенс считает ими:

1. Право самосохранения;

2. Право территориальности;

3. Право независимости;

4. Право на уважение и честь;

5. Право на международные сообщения;

6. Право принуждения.

«В  праве на самосохранение заключается  не только право борьбы против нападающих, но и право предупреждения неминуемо  грозящей опасности… Из права самосохранения вытекает необходимость для государства иметь средства для своей охраны. К таковым принадлежат:

1. Совокупность вооруженных сухопутных  и морских сил;

2. Крепости и укрепления всех  родов;

3. Международные союзы оборонительные  и наступательные» Мартенс - «Международное право». Нью-Йорк, 1995.

Иногда  сохранение неприкосновенности какого-либо государства обеспечивается договорами между собою, других государств. Государство  этими договорами признается нейтральным, т.е. договоры постановляют, что оно  от всякого покушения на целость  его владений будет защищаться всеми  государствами, подписавшими договор. Право самосохранения таких нейтрализованных государств урезывается в своем  объеме. Часто им не позволяется  иметь постоянных войск свыше  определенного количества, не укреплять  определенных мест своей территории. Они не в праве вести других войн, кроме, как защищать свою территорию и заключать договоры, какие могут обязать начать войну.

В настоящее время постоянно нейтрализованными  государствами являются: Швейцария, Австрия, Бельгия, Ватикан, Люксембург, Камбоджа, Мальта, Сан-Марино, Туркменистан и африканское государство Конго. Право территориальности есть основное право государства, как такового, согласно которому только само государство имеет право распоряжаться в пределах своей территории.

По  справедливому замечанию Н.А. Ушакова, «государство - явление столь многогранное, что его можно изучать и описывать с разных сторон» Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. В предмет настоящего диссертационного исследования входит не весь спектр проблем, обусловленных участием государства в международных отношениях, а только та его часть, которая связана со вступлением государства в так называемые международные частноправовые отношения.

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим  образом: это юридическое выражение  самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости  и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет  государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что  международное право рассматривает  в качестве своего субъекта и участника  международных отношений не государственные  органы или отдельные должностные  лица, а государство в целом. Все  международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются  совершенными от имени этого государства.

Внутренний  аспект суверенитета предполагает территориальное  верховенство и политическую независимость  государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу  международно-правового статуса  государства составляют права, которые  перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право  на самооборону, право на участие  в создании международно-правовых норм, право на участие в международных  организациях. Так, в Декларации о  принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Международная правосубъектность государств универсальна, что означает полномасштабное участие их в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать права, выполнять взятые на себя обязательства.

Таким образом, с точки зрения современного международного права, государство - это  образование, обладающее определенное территорией и постоянно проживающим  на ней населением, которое находится  под контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать  формальные отношения с другими  аналогичными образованиями.

Государства в зависимости от своей территориально-организационной  структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными. Унитарное государство  представляет собой единое государственное  образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.

Отдельные регионы таких государств могут  обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в области  внешних сношений, но остаются интегрированными частями унитарного государства, следовательно, не признаются в качестве субъектов  международного права.

Сложнее обстоит дело с государствами, имеющими федеративное устройство. Об этом подробнее  пойдет речь в следующем параграфе, тем более что этот вопрос является актуальным для Российской Федерации.

В данном аспекте вопросы, связанные  с признанием государств, чрезвычайно  сложны и неоднозначны. Достаточно лишь вспомнить к какому международному противостоянию приводят ситуации вокруг Северного Кипра, Абхазии, Южной  Осетии, Приднестровья, Косово. Поэтому  мировому сообществу здесь необходимо действовать сообща исключительно  дипломатическим путем для избежания столкновений и конфликтов военного характера, плавно подводя обозначенные процессы к разрешению, которое бы по возможности устраивало все заинтересованные стороны.

Также необходимо сказать о таком институте  международного права, как правопреемство, которое в некоторой степени  связано с признанием государств. И здесь также чрезвычайно  важно, чтобы все неурегулированные  споры разрешались в соответствии нормами международного права, не допуская вооруженных столкновений.

Под правопреемством в международном  праве понимается смена одного государства  другим в несении ответственности  за международные отношения соответствующей  территории и в осуществлении  существовавших к этому моменту  прав и обязательств.

Институт  правопреемства государств также призван  гарантировать договорные обязательства, существовавшие между странами, в  случае прекращения существования  одного или нескольких из них, либо в случае смены политического  устройства, а также для разрешения различных спорных ситуаций вокруг государственной собственности, долгов, архивов и т.д.

На  основании вышеизложенного, представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что человеческое общество (как в  государственных, так и в общепланетарных масштабах) - это сложная система взаимодействия людей, продукт их взаимной жизни, порождающей определенные общественные отношения. Основной формой современной общественной организации является государство. Одновременно государство регулирует и внутренние дела и участвует во внешних сношениях. Руководствуясь национальными интересами конкретной страны, необходимо также помнить и об интересах международного сообщества, что, к сожалению, сегодня часто забывается или отбрасывается. Самой опасной тенденцией является то, что обеспечение национальных либо интересов иного сообщества (политические круги, транснациональные корпорации и т.д.) осуществляется под лозунгом интересом именно всего международного сообщества. Вот от таких перегибов необходимо удерживать отдельные государства в международно-правовых отношениях совместными усилиями остальных стран-участниц тех или иных отношений, процессов и международно-правовых организаций.

Особенность международного права состоит в  том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, - государственным суверенитетом. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem non habet imperium - равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия. Международная правосубъектность государства связана с участием в деятельности международных организаций. Вступление в члены организации предполагает принятие обязательств по ее уставу, признание определенных полномочий организации и ее решений в соответствии с их юридической силой.

Информация о работе Международное право