Международно-правовые аспекты защиты меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация

Описание работы

Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215

Файлы: 1 файл

Международно-правовые аспекты защиты меньшинств.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В ст.1 Конвенции MOТ №64 о трудовых договорах работников коренного населения от 27 июня 1939 года, вступившей в силу 8 июля 1948 г., установлено, что термин «работник» обозначает «работника из числа коренного населения, то есть работника, принадлежащего или приравненного к коренному населению на зависимой территории Члена Организации или принадлежащего или приравненного к зависимому коренному населению на территории метрополии Члена Организации», а термин «работодатель» применяется «к любым государственным властям, лицам, обществам или ассоциациям как из коренного, так и некоренного населения».

11 июля 1947 г. была принята Конвенция MOТ №86 о максимальной продолжительности трудовых договоров трудящихся коренного населения.

Конвенция MOТ №65 об уголовных санкциях для работников коренного населения от 27 июня 1939 года, действующая с 8 июля 1948 г., применяется «ко всем договорам, по которым работники, принадлежащие к коренному населению или приравненные к нему на зависимой территории какого-либо Члена Организации, или принадлежащие к зависимому коренному населению или приравненные к нему на территории метрополии какого-либо Члена Организации, нанимаются на службу любого государственного органа власти, частного лица, общества или ассоциации как коренного, так и некоренного населения за вознаграждение в деньгах или в какой-либо другой форме».

В ст.1 Конвенции MOТ №104 об отмене уголовных санкций за нарушение трудовых договоров работниками коренного населения 21 июня 1955 года установлено, что «Во всех странах, где нарушения трудовых договоров, определяемые в пункте 2 статьи 1 Конвенции об уголовных санкциях для коренного населения 1939 года и совершаемые работниками, подпадающими под действие п. 1 ст.1 вышеупомянутой Конвенции, караются уголовными санкциями, надлежащие органы власти принимают меры для отмены всех таких уголовных санкций».

Конвенция МОТ №107 о коренном и другом населении, ведущем племенной образ жизни, от 26 июня 1957 г.17, вступила в силу: 2 июня 1959 г., пересматривалась в 1989 году путем принятия Конвенции Международной организации труда № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах от 7 июня 1989 г. Со времени вступления в силу Конвенции МОТ № 169 Конвенция МОТ № 107 закрыта для ратификации.

В ст.1 Конвенция МОТ №107 установлено, что Конвенция применяется: «a) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах, и находящимся на менее высокой социально-экономической стадии развития, чем остальная часть общегосударственного коллектива, и правовое положение которых регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством;

b) к лицам, входящим в состав  населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и рассматриваемым как коренное население ввиду того, что они являются потомками жителей, населявших страну или географическую область, частью которой является эта страна, во времена ее завоевания или колонизации, и независимо от своего правового положения ведущим образ жизни, более соответствующий социально-экономическому и культурному строю тех времен, чем строю страны, в состав которой они входят.

2. В целях настоящей Конвенции  выражение «полуплеменной» охватывает группы или лиц, которые, хотя они и близки к утрате своих племенных особенностей, еще не интегрированы в общегосударственный коллектив.

3. Коренное и другое население,  ведущее племенной и полуплеменной  образ жизни, упомянутое в пунктах  1 и 2 этой статьи, обозначается в следующих статьях Конвенции словами «заинтересованное население»».

Статья 1 Конвенции МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах от 7 июня 1989 г18., определяет, что «Настоящая Конвенция распространяется: a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;

b) на народы в независимых  странах, которые рассматриваются  как коренные ввиду того, что  они являются потомками тех,  кто населял страну или географическую  область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

2. Указание самих народов на  их принадлежность к числу  коренных или ведущих племенной  образ жизни рассматривается  как основополагающий критерий  для определения групп, на которые  распространяются положения настоящей  Конвенции.

3. Использование термина "народы" в настоящей Конвенции не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине в соответствии с международным правом».

С 1985 по 2007 годы в рамках Организации Объединенных Наций велась работа по разработке проекта Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Текст проекта этой декларации был Принят Резолюцией 61/295 ГА ООН 13 сентября 2007 г., и представляет собой наиболее полное и беспрецедентное изложение коллективных прав коренных народов и прав лиц, принадлежащих коренным народам, в международном праве в области прав человека.

В Декларации рассматриваются: права  на самоопределение, участие в жизни  государства, гражданство и свободу от дискриминации; угрозы выживанию коренных народов в качестве отдельных народов; духовная, языковая и культурная самобытность коренных народов; права на образование, информацию и труд; права на прямое участие, права на развитие и другие экономические и социальные права; права на землю и ресурсы; осуществление права на самоопределение, создание институтов коренных народов; эффективное осуществление декларации и общих заключительных положений.

Таким образом, источниками прав меньшинств служат международные договоры на универсальном и региональном уровне. Большой вклад в дело развития системы защиты прав меньшинств и прав человека внесла Международная организация труда, в рамках которой было разработан целый ряд универсальных международных конвенций. Важными международно-правовыми документами защиты меньшинств являются декларации, принимаемые в рамках ООН, начиная с 1948 года до последнего времени.

 

1.2.2. Региональные международно-правовые  акты 

Большая работа по развитию, продвижению и защите прав и основных свобод человека проводится на региональном уровне. Значительное количество международно-правовых актов принято в рамках европейского объединения.

Так, в ст.14 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 г19. и вступившей в силу в 1953 году, говориться, что «Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам».

В настоящее время действуют  следующие протоколы к Конвенции: Протокол № 1 к Конвенции, принятый 20 марта 1952 г. в Париже; Протокол № 2 к Конвенции О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения, принятый 6 мая 1963 г. в Страсбурге; Протокол № 4 к Конвенции Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней, принятый 16 октября 1963 г. в Страсбурге; Протокол № 6 к Конвенции Относительно отмены смертной казни, принятый, 28 апреля 1983 г. в Страсбурге20; Протокол № 7 к Конвенции, принятый 22 ноября 1984 г. в Страсбурге; Протокол № 10 к Конвенции принятый, принятый 25 марта 1992 г. в Страсбурге; Протокол № 11 к Конвенции О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией, принятый 11 мая 1994 г. в Страсбурге, отменивший Протокол № 9 к Конвенции, принятый 6 ноября 1990 г. в Риме.

Согласно соответствующим статьям  Протоколов №№ 1, 4, 6, 7, 9, статьи этих Протоколов являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а согласно ст.5 Протокола № 2, его статьи 1-4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с даты вступления Протокола в силу.

Участники Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года21 при выработке документа понимали, что для создания подлинной региональной безопасности необходимо сотрудничество всех государств Европы во всех областях. Поэтому в Декларацию принципов, которая является неотъемлемой частью Заключительного акта СБСЕ 1975 года, наряду с положениями о правах человека были включены специальные положения о правах меньшинств. В документе провозглашается, что государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать права лиц, принадлежащих к таким меньшинствам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную свободу фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области. Государства-участники намерены способствовать учету законных интересов членов меньшинств22.

Учредители совещания в преамбуле документа признали «тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов».

Раскрывая принцип «уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» в Акте, государства-участники подтвердили, что «будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В разделе, посвященном принципу «Равноправия и праву народов распоряжаться  своей судьбой», государства-участники зафиксировали, что «будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия  и права народов распоряжаться  своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как  они желают, свой внутренний и внешний  политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и  права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа».

Если в документах ООН, говорится об этнических, религиозных  и языковых меньшинствах, то СБСЕ был введен термин «национальное меньшинство». Права меньшинств стали одним из основных принципов международного права наряду с принципами самоопределения и территориальной целостности, а отдельное лицо получило право пользоваться правами человека независимо от того, принадлежат оно к большинству или меньшинству.

Государства, подписавшие Итоговый документ Мадридской встречи 1980 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания, принятый 6 сентября 1983 г. в Мадриде, отметили «важность постоянного прогресса в обеспечении уважения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и их фактического пользования этими правами, а также в защите их законных интересов, как предусматривается в Заключительном акте».

Представители государств-участников СБСЕ обязались в Итоговом документе Венской встречи 1986 года представителей государств-участников СБСЕ; состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания, принятый 19 января 1989 г. в Вене, не только «защищать права человека и основные свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам» и «воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких лиц», но и «защищать и создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории».

Государства-участники Венской встречи 1986 года взяли на себя следующие обязательства: «Уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они также подтверждают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и безопасности, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами».

«Защищать и создавать условия  для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободное осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и обеспечивать их полное равенство с другими».

Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств