Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация
Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.
Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215
Государства-члены Рамочной конвенции договорились, что «Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества» (ст.1); «1. Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться как таковое, и этот выбор или осуществление прав, которые связаны с этим выбором, никоим образом не должны ущемлять данное лицо.
2. Лица, принадлежащие
к национальным меньшинствам, могут
осуществлять права и
Стороны «обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении публичных дел, особенно тех, которые их касаются». Реализация данных положений ложится на государства-участники, в том числе и виде издания национальных нормативных актов» (ст.15).
Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, обязано соблюдать «национальное законодательство и уважать права других, в частности, права лиц, принадлежащих к основной национальной группе населения или к другим национальным меньшинствам» (ст.20) и др.
Важное место в ряду источников занимают рекомендательные нормы:
Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование, октябрь 1996 года;
Ословские рекомендации о правах национальных меньшинств в области языка и пояснительная записка, февраль 1998 года;
Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни, сентябрь 1999 года;
Варшавские рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе, январь 2001 года;
Рекомендации по использованию языков меньшинств в телерадиовещании, октябрь 2003 года;
Рекомендации по вопросам полицейской деятельности в многонациональном обществе, февраль 2006 года;
Больцанские рекомендации о национальных меньшинствах в межгосударственных отношениях, июнь 2008 года;
Африканская хартия прав человека и народов, принятая 26 июня 1981 года, которая вступила в силу в январе 1988 года, принимает во внимание Хартию Организации африканского единства, которая устанавливает, что «свобода, равенство, справедливость и достоинство являются существенными условиями для достижения законных стремлений африканских народов».
В преамбуле участники Конвенции,
Африканские государства-члены
В ст.2 государства-участники
В ст.20: «1. Все народы имеют право
на существование. Им принадлежит несомненное
и неотъемлемое право на самоопределением
Они свободно определяют свой политический
статус и следуют в своем
2. Колониальные и зависимые
3. Все народы имеют право на помощь государств-участников настоящей Хартии в их освободительной борьбе против иностранного господства, будь то политическим, экономическим или культурным.
В ст.21: «1. Все народы свободно распоряжаются своими материальными и природными ресурсами. Это право проводится в жизнь исключительно в интересах народа. Ни при каких обстоятельствах народ не может быть лишен этого права».
В ст.22: «1. Все народы имеют право на их экономическое, социальное и культурное развитие с должным уважением к их свободе и самобытности и в равном доступе к общему наследию человечества.
2. Государства обязаны
В ст.23: «1. Все народы имеют право на мир и безопасность как внутри страны, так и на международном уровне. Принципы солидарности и дружеских отношений, безоговорочно утвержденные Уставом Организации Объединенных Наций и подтвержденные Хартией Организации африканского единства, регулируют от ношения между государствами».
В Азиатско-Тихоокеанской Декларация человеческих прав индивидов и народов, принятой 15 февраля 1988 г24., в частности, говориться: «а) Все народы имеют основное всеобще признанное право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют экономическое, общественное и культурное развитие.
б) На основе права на самоопределение они имеют прав на неотъемлемый суверенитет над своими естественными богатствами и ресурсами».
В соответствии с этими нормами каждый индивид и каждый народ имеет следующие права: «Ст.1. Право на жизнь; ст.2. Право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве, на Земле в целом; ст.3. Право на достойное существование - материальное, духовное, физическое - независимо от расы, национальности, религии, пола, уровня развития; ст.4. Право на достойную среду обитания; ст.5. Право на развитие; ст.6. Право быть свободным от насилия и страха; ст.7. Право на активное участие в решении государственных, международных и глобальных проблем; ст.8. Право на гарантированные условия для гармоничного развития личности человека и самобытности народа; ст.9. Право на свободу волеизъявления без ущерба правам и свободам других индивидов и народов; ст.10. Право жить в мире без оружия; ст.11. Право жить в условиях недопустимости и запрета проведения испытаний ядерного оружия, где бы то ни было на Земле; ст.12. Право добиваться создания безъядерных зон в масштабах данной деревни, города, местности, страны, региона, объединяющего ряд государств, континентов; ст.13. Право жить в мире, не разделенном на противостоящие военные союзы; ст.14. Право на понимание и доверие; ст.15. Право на свободу и защиту от терроризма как индивидуального, так и государственного, как внутри страны, так и на международной арене; ст.16. Право на экономическую безопасность, позволяющую стабильно развиваться; ст.17. Право контролировать деятельность Транснациональных корпораций…, а также справедливому распределению богатства и доходов между различными социальными группами; ст.18. Право отвергать все виды займов, подрывающих национальный суверенитет или развитие или усиливающих зависимость от иностранного капитала или усугубляющих социальное неравенство; ст.19. Право быть объективно, без предвзятости, информированным о жизни, развитии и проблемах других народов; ст.20. Право быть полностью информированным о внутренней и внешней политике своего правительства; ст.21. Право на всеобщее уважение и соблюдение всех прав и свобод человека и народов для всех независимо от расы, национальности, религии, пола, уровня развития, а также следующие права: право на равную защиту перед законом, равенство перед законом и на независимое и беспристрастное судопроизводство; право на свободу от произвольного ареста, заключения, ссылки, обыска или задержания; право на свободу перемещения и проживания; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу мышления и выражения; право на свободу собрания и организации и другие права и свободы индивидов и народов».
Государства-участники Тунисско
3. Право народов, составляющих общность,.. проживать на своей национальной территории, охранять и разрабатывать свои естественные ресурсы и природные богатства и получать возмещение за их любую иностранную эксплуатацию.
4. Непреложное обязательство
5. Право народов и государств жить в мирном международном сообществе;
8. Необходимость следить за тем,
чтобы осуществление прав
12. Важность участия в управлении
общественными делами, а также
свободного выбора
В преамбуле Конвенции об обеспечении прав национальных меньшинств, принятой в рамках СНГ 21 октября 1994 г. признается, что «права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека…, что меньшинства являются неотъемлемой частью общества, в котором они жили и живут, и обогащают его своим трудом, самобытностью и культурой…, что поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают…».
В ст.1 Конвенции дается определение для целей документа: «под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны».
Далее по тексту Конвенции устанавливается, что принадлежность к меньшинству является вопросом индивидуального выбора заинтересованного лица (ст.2); что государства-участники гарантируют лицам, принадлежащим к меньшинствам, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными стандартами в области прав человека и ее законодательством и не допустят на своей территории какой-либо дискриминации граждан по признаку их принадлежности к меньшинству (ст.3); что за лицами, принадлежащими к меньшинствам, признается право индивидуально или совместно с членами своей группы беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность, а государства-участники обязуются учитывать в своей политике законные интересы меньшинств и принимать необходимые меры с целью создания благоприятных условий для сохранения и развития их этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности (ст.4).
Государства-участники обязуются обеспечивать лицам, принадлежащим к меньшинствам, право на участие в общественной и государственной жизни, особенно в решении вопросов, касающихся защиты их интересов на региональном уровне, в целях сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности, с использованием общественных зданий, радиовещания, телевидения, печати, других средств массовой информации (ст.5).
Государства-участники признают за лицами, принадлежащими к меньшинствам, право беспрепятственно поддерживать контакты между собой на территории государства проживания, а также право на сохранение и поддержание связей с гражданами и организациями государств, с которыми их связывает общее этническое происхождение, культура, язык или религиозные убеждения (ст.6); употреблять свои имена и фамилии, в том числе в официальных документах, так, как это принято на их родном языке, а также беспрепятственно пользоваться родным языком как в письменной, так и в устной форме, иметь доступ к информации на этом языке, распространять такую информацию и обмениваться ею, включая право создавать средства массовой информации на родном языке (ст.7); право индивидуально или совместно с членами своей группы исповедовать свою религию и совершать религиозные обряды в соответствии со своим вероисповеданием, содержать культовые здания, приобретать и использовать предметы, необходимые для отправления культа, а также вести просветительскую религиозную деятельность на родном языке (ст.8) и др.
Таким образом, можно заключить, что проблема защиты меньшинств, является предметом постоянной озабоченности международного сообщества, в результате которой в международном праве появляются международно-правовые акты и на универсальном, и на региональном уровнях, раскрывающие статус меньшинств и устанавливающие режим их защиты.
1.3. Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
1.3.1. Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве
В научной литературе и в международно-правовых документах широко используются такие термины как «нация», «этнос», «народ», «этнические, религиозные, языковые меньшинства», «коренной народ», «коренное население», «аборигены», «титульные нации», «исконные народы». Единого отношения к этим терминам и общепринятого определения «меньшинства» нет, что приводит к смысловым противоречиям и может вызывать недоразумения, например, в правовом анализе и заключениях национально-территориальных государственных образований.
Рассмотрим некоторые из распространенных определений. Не редко представляется затруднительным разграничить такие понятия как «нация», «этнос», «народ».
Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств