Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:17, диссертация
Проблема защиты меньшинств относится к числу актуальных проблем международного права, которая развивалась вместе со становлением самой системы международного права и продолжает влиять на ее формирование. «Защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права»1. Международная защита меньшинств сыграла определяющую роль в становлении всей системы защиты прав человека в том виде, в котором она существует в современном международном праве. Особое значение проблема меньшинств приобрела в XX веке, и сохраняет его до настоящего времени.
Введение 3
Глава 1. Понятие «меньшинство» в международном праве
Исторические аспекты международно-правовой классификации меньшинств 12
Международно-правовые источники, касающиеся защиты меньшинств
Международно-правовые акты универсального характера 18
Региональные международно-правовые акты 35
Проблема определения понятия «меньшинство» в международном праве
Классификация национальных, этнических, коренных, религиозных, языковых групп в международном праве 53
Статус коренных народов в международном праве 58
Международно-правовые подходы к определению
термина «меньшинство» 66
Глава 2. Международно-правовые основы защиты меньшинств
Развитие концепции защиты меньшинств в международном праве
2.1.1. Правовые истоки возникновения концепции международной защиты меньшинств 85
2.1.2. Развитие международно-правовой концепции защиты
меньшинств в рамках Лиги Наций 89
2.1.3. Основы международно-правовой системы защиты
меньшинств Организации Объединенных Наций 100
2.1.4. Эволюция региональной правовой системы защиты
меньшинств в рамках ОБСЕ 104
Система защиты лиц, принадлежащих меньшинствам, в
международном праве
Основные права лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 112
Международно-правовые подходы защиты отдельных прав лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 119
Принцип недопущения дискриминации меньшинств и лиц, принадлежащих меньшинствам, в международном праве 140
Международно-правовая система защиты прав меньшинств
коллективного характера. 154
Глава 3. Международно-правовые особенности защиты меньшинств в
современных условиях
3.1. Режим защиты меньшинств в контексте прав человека в
международном праве 167
Меньшинства и международно-правовой принцип
самоопределения наций и народов 188
Заключение 215
Во-первых, меньшинство может проживать рассредоточено, а не компактно, что затрудняет его возможности по защите своих прав посредством существующих внутригосударственных процедур.
Во-вторых, группа может являться меньшинством в населении государства, но составлять большинство в его частях. Эта проблема особенно актуальна для государств, имеющих автономные регионы.
В-третьих, население государства может представлять собой совокупность меньшинств, ни одно из которых не составляет абсолютного численного большинства.
В-четвертых, возможна ситуация, когда группа в количественном отношении меньше остальной части населения, но занимает доминирующее положение в государстве.
«Меньшинство» не следует ограничивать
его количественной составляющей. Такую
позицию разделяет ряд
Количественный критерий в вопросах защиты меньшинств особенно актуален в демократических обществах в связи с тем, что меньшинству не хватает численности для эффективного влияния на процесс принятия политических решений во время волеизъявления – при голосовании, на референдумах, выборах и т.п. При других политических режимах члены группы меньшинства имеют столько же прав и оказываются равными с представителями большинства.
Без учета численности, определяющую роль во внутригосударственной жизни меньшинств могут играть следующие факторы – наличие ресурсов: финансовых, природных и т.п.; представительство в силовых и управленческих структурах государства; доступ к средствам массовой информации; уровень образования лиц, представляющих меньшинства; солидарность; монопольное участие в значимых секторах экономики.
Таким образом, количественная характеристика при определении «меньшинства» не является определяющей, хотя влияет на эффективность участия меньшинства в политическом процессе демократического государства, ее применение должно учитывать другие характеристики.
Альтернативной
Основным критерием, по которому возможно проводить различие между меньшинством и большинством народа, по мнению С.М.Пунжина, является «прежде всего, недоминирующее положение в государстве и численное меньшинство. Другие признаки, включенные в определение меньшинства, практически могут быть признаками народа, но последний в любом случае не может занимать недоминирующего положения и, как правило, составлять численное меньшинство»62.
Права меньшинств являются неотъемлемыми и их возникновение или исчезновение не связано с доминирующим или недоминирующим положением меньшинств в государстве. Недоминирующее положение определенной группы предполагает потенциальную возможность ущемления ее прав, которые должны быть защищены вне зависимости от ее численного размера.
Доминирование в государстве обычно выражается в государственной и общественной жизни одной части населения. В такой ситуации меньшинство занимает неблагоприятное положение в системе властных отношений, поскольку его члены не могут участвовать в основополагающих публичных сферах: правовой системе; системе образования; трудоустройстве и распределении жилья и др.- на равных с членами большинства. Защита меньшинств должна происходить независимо от их политического положения в государстве. Права недоминирующей группы, вне зависимости является ли она численным большинством или меньшинством, должны быть защищены внутри государства и на международной арене.
Одним из важных критериев для определения меньшинства является наличие у членов группы гражданства данного государства. Необходимость такого критерия объясняется тем, что лишь в случае взаимосвязи со своими гражданами государство может легитимно эффективно защищать права как отдельных лиц, так и группы, которую эти лица составляют.
Иностранные граждане, обладающие национальными отличиями, но не являющиеся гражданами государства пребывания, не образуют меньшинства: «пока лицо сохраняет свой статус иностранца, оно сохраняет право пользоваться зашитой, предусмотренной обычным международным правом для лиц, находящихся в иной стране, чем своя, а также любыми специальными правами, которые могут быть представлены ему договорами или иным специальным соглашением»63.
Большинство ученых, занимающихся разработкой понятия меньшинства, разделяют точку зрения, изложенную Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, согласно которой статус меньшинства признается лишь за гражданами данного государства и эмигранты не входят в это понятие64. Этот подход объясняется, прежде всего, тем, что на такие категории лиц как мигранты, лица без гражданства, апатриды, беженцы и т.п. могут распространять действие другие международные договоры, устанавливающие статус этих лиц.
Что касается проблемы трудящихся-мигрантов, то она должна рассматриваться как отдельная проблема, что подтверждает и международная практика, и принятие отдельных документов, регулирующих эту проблематику. Так, например, ст.31 Конвенции о защите прав рабочих-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года, которая еще не вступила в силу, требует от государств обеспечения уважительного отношения к культурной идентичности этих рабочих. Иммигранты, как правило, ориентированы на интеграцию в общество государства проживания и редко выдвигают требования относительно специальных прав и особых защитных мер.
Качественным признаком
Невозможность в полной мере реализовывать в общественной жизни свои культурные, религиозные и языковые особенности, а также отстаивать свои интересы в государственных институтах для меньшинств означает, прежде всего, отсутствие положения доминирования в государстве. Именно в этом положении меньшинствам, разделяющим общую самобытность, неповторимость и своеобразие, которое выделяет их на фоне большинства населения государства, особенно требуется национальная и международно-правовая защита.
Анализ международно-правовых документов по вопросу принадлежности лиц к меньшинствам позволяет сделать некоторые уточнения.
Во-первых, следует различать понятия «меньшинство» и понятие «лицо, принадлежащее к меньшинству». Основным критерием для такого различия являются права объектов исследования. Меньшинства как общности, состоящие из лиц с определёнными качествами, имеют свои специфические права, а лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют личные, политические, социально-экономические и культурные права человека. Однако «права человека не имеют для этого человека смысла, если он принадлежит народу, который не распоряжается своей судьбой»65.
Во-вторых, с точки зрения терминологии, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года говорит о лицах, «принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», Рамочная европейская конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. употребляет термин «национальное меньшинство».
Статья 27 Международного пакта о политических и гражданских правах содержит формулировку «этнические, религиозные и языковые меньшинства»: «в тех государствах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком»66. Формулировки об этнических, религиозных и языковых меньшинствах, содержащиеся в ст.27 Международного пакта о политических и гражданских правах и Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г., указывают на отдельные категории меньшинств, а не качества одной группы.
То есть группы, обладающие национальными, религиозными и языковыми характеристиками, образуют соответственно национальные, религиозные и языковые меньшинства, что, однако, не исключает того, что у одной общности может быть совокупность всех или некоторых этих характеристик. Национальные, религиозные и языковые меньшинства должны рассматриваться не только как какая-либо общность людей, отличающихся от остальной части населения национальными особенностями, религией или языком, а как группа людей, отличающаяся еще и другими признаками, которые образуют эту общность.
Национальные, религиозные или языковые отличия, являясь различными признаками, тем не менее, ведут к образованию понятий одного правового порядка. И национальные, и религиозные, и языковые меньшинства в правовом смысле представляют собой явления равнозначные, поскольку для международно-правового подхода в принципе безразлично, является ли это меньшинство национальным, религиозным или языковым – в международно-правовых актах эти термины всегда фигурируют вместе.
Таким образом, с точки зрения международно-правового статуса представляется не целесообразным выделять особые виды меньшинств – национальные, религиозные, языковые и др., а напротив, избрать такой подход, при котором под понятием «меньшинство» понимается любая категория самобытных групп, имеющих объединяющие признаки. Такое понимание представляется оптимальным для формирования позиции государства. Этот подход, в частности, отражен в документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ, в котором речь идет о различных меньшинствах.
Важно подчеркнуть, что само существование национальных, культурных, языковых и религиозных признаков группы не обязательно подтверждает существование меньшинства, поскольку с точки зрения международного права решение о признании меньшинствами групп на территории каждого государства остается за самим государством. То есть, меньшинства существуют там, где их наличие признано государством, в противном случае на существующие группы не распространяются международно-правовые акты и защита.
Определяющим критерием
С.Томушат считает, что меньшинства – это «группы, которые до такого уровня осознают свои отличия, что пытаются сами распоряжаться своей судьбой, хотя бы частично»67. Представители меньшинств проявляют солидарность, сохраняя свои отличительные черты в течение продолжительного времени. Права на существование и самобытность неотъемлемы, их появление или исчезновение не зависит от политического положения меньшинства.
Специальный докладчик Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Х.Кабо, заявил что оно «должно найти признание в соответствии с его собственным самовосприятием, его собственным представлением о самом себе в сравнении с другими группами, причем не следует предпринимать попытки определить его на основе восприятия других групп». Согласны с Р.Мюллерсоном, что «такая характеристика, примененная к коренному населению, относится mutatis mutandis и к национальным меньшинствам»68.
Например, в ст.3 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1995 года говориться: «Любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться как таковое, и этот выбор или осуществление прав, которые связаны с этим выбором, никоим образом не должны ущемлять данное лицо».
Россия, ратифицируя Рамочную конвенцию
о защите национальных меньшинств 1995
года, сделала следующее заявление:
«Российская Федерация считает
неправомочным включение в
Самосознание, особенно если нет препятствий для его выражения, является наиболее важным критерием наличия группы с особыми качествами. Государства не должны влиять на субъективный элемент. Меньшинство в соответствии со своей самоидентификацией должно быть самобытным, желать и стремиться сохранить такую самобытность, свои особенности и быть признанными другими членами этой группы в качестве ее части. В свою очередь, государство, на территории которого проживает меньшинство, должно уважать такую самобытность и содействовать ее сохранению и развитию.
Причем согласно своей воле народы могут осуществлять свои права на самоопределение в составе многонационального государства, а не в форме образования независимого государства. Критерий самобытности имеет свое значение тогда, когда стоит вопрос о желании или нежелании меньшинства быть признанным таковым.
Вместе с тем, некоторые представители меньшинств могут воспользоваться своим правом на ассимиляцию и никто не должен им в этом препятствовать. Более того, если меньшинство встречает препятствия на пути ассимиляции, то это будет дискриминацией, а не защитой самобытности меньшинств.
В ст.1 Рекомендации 1201 Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1993 года «О дополнительном Протоколе о правах национальных меньшинств в Европейской конвенции о правах человека» устанавливается, что выражение «национальные меньшинства» относится к группам лиц, которые проживают на территории государства и являются гражданами данного государства, имеют давнюю, неизменную и устойчивую связь с этим государством; обладают явно выраженными национальными, культурными, религиозными или языковыми характеристиками; являются, несмотря на меньшую численность по сравнению с остальным населением государства в целом или отдельного ее региона, достаточно представительными; стремятся сообща сохранить все то, что составляет их общую идентичность, включая собственную культуру, традиции, религию или язык.
Информация о работе Международно-правовые аспекты защиты меньшинств