Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:23, доклад

Описание работы

Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Файлы: 1 файл

Семинар по МчП 3.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

 Есть еще одна причина,  способствующая довольно высокой  результативности унификации в  международном частном праве.  Национальное право часто оказывалось  не способным регулировать отношения  с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере. В дальнейшем речь будет идти только об унификации в международном частном праве. 

 Особенности правого  механизма унификации права. Как  уже говорилось процесс унификации  права протекает в двух правовых  системах, и в международном праве,  и в национальном. На первом  этапе достигается соглашение  между государствами по поводу  единообразного регулирования определенных  отношений, оформляемых международным  договором, в котором содержатся  правовые нормы, предназначенные  для регулирования этих отношений.  Достижение соглашения и принятие  договора с текстом соответствующих  норм не означает, что унификация  права состоялась. 

 Любой международный  договор, независимо от того, какому  конкретному вопросу он посвящен, регулирует отношения между государствами  и обязывает только государств-участников. В равной степени это относится  и к договору, направленному на  унификацию права. Венская конвенция  1980 г. не регулирует договор  купли-продажи. Она регулирует  отношения между государствами  по поводу единообразного регулирования  купли-продажи, она обязывает  государства обеспечить применение  предусмотренных Конвенцией соответствующих  правовых норм. Только тогда, когда  нормы, содержащиеся в международном  договоре, станут частью национального  (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации  права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств-участников  договора появились одинаковые  правовые нормы. 

 Иначе говоря, нормы  международного договора должны  быть «санкционированы» государством  для применения их в национально-правовой  сфере, то есть им должна  быть придана юридическая сила  национального права. Только в  этом случае они будут способны  регулировать отношения между  субъектами национального права.  Восприятие международно-правовых  норм национальным правом государств - это второй этап унификации  права. Это сугубо национальное  дело и осуществляется он с  помощью национально-правовых механизмов.   

 Таким образом, унификация  права как правотворческий процесс  имеет два этапа (две стадии). На первой стадии создается  комплекс соответствующих правовых  норм в форме международного  договора и государства берут  на себя международно-правовые  обязательства обеспечить их  применение. Трудно переоценить  значение этой стадии; Собственно  на этой стадии создаются единообразные  нормы. Этот процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он  сопровождается поисками компромиссных  решений с целью согласования  позиций разных государств, на  которые влияют не только особенности  собственных правовых систем, но  политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются  десятилетиями. Например, прошло уже более 20-ти лет, как Комиссия международного права ООН начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах и работа еще продолжается.  

 Принятие международного  договора и, соответственно международно-правовых  обязательств государствами, завершает  первую стадию унификации. Так  как нормы, содержащиеся в договорах,  еще не унифицированные нормы,  но предназначены стать таковыми, то их можно назвать унифицирующими  нормами. По своей природе - это международно-правовые нормы,  которые обязательны только для  государств - сторон соответствующего  договора. Понятно, что весь процесс  создания унифицирующих правовых  норм происходит в рамках международного  права с помощью присущих ему  механизмов.  

 Вторая стадия - не  менее важна. Она связана с  восприятием международно-правовых  норм национальным правом. В результате  в национальном праве разных  государств появляются унифицированные  нормы, то есть одинаковые, полностью  совпадающие по содержанию. Эти  нормы имеют силу национального  177  права, включающую и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве эти нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов. 

 Восприятие международно-правовых  норм национальным правом называется  либо трансформацией, либо национальной  имплементацией, Процесс восприятия  обеспечивается национально-правовыми  механизмами. В праве разных  государств они различны, но и  имеют много общих черт. В Российской  Федерации правовая основа этого  процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: «...Международные  договоры Российской Федерации  являются составной частью ее  правовой системы». Конституция  устанавливает общий принцип  действия международных договоров  в России как части ее правовой  системы. Поэтому данное правило  можно рассматривать в качестве  общей или генеральной трансформационной  нормы, согласно которой нормам  международных договоров, в которых  участвует Россия, или в которых  будет участвовать, придается  национально-правовая сила (этот  же принцип повторяется в специальных  частноправовых законах, например, ст. 7 ГК РФ). 

 Конституционное правило  конкретизируется в иных законах  и, прежде всего, в Федеральном  законе о международных договорах  1995 г., предусматривающем правовые  процедуры, в силу которых договор  становится обязательным для  России '. Согласие на обязательность  договора может быть выражено  либо в форме федерального  закона (о ратификации, о присоединении), либо в форме правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему2. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы буду обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта. 

 Таким образом, унификация  права имеет две самостоятельные,  но взаимосвязанные стадии: первая  проходит в международно-правовой  сфере и завершается принятием  международно-правовых унифицирующих  норм; вторая проходит в национально-правовой  сфере и завершается принятием  национально-правовых унифицированных  норм. Соответственно обе стадии  опосредуются теми правовыми  формами, которые присущи двум  правовым системам: во-первых, международно-правовым  договором, во-вторых, национально-правовыми  актами (законами и подзаконными  актами). 

 Заканчивая рассмотрение  вопроса об особенностях правового  механизма унификации права, следует  подчеркнуть еще одну особенность  современного процесса унификации. Он имеет ярко выраженный институционный  характер: первая стадия унификации  преимущественно осуществляется  в рамках международных организаций.  Эта черта особенно проявилась  во второй половине XX в., что является  отражением общей тенденции роста  роли международных организаций.  

 Существуют международные  организации, специализирующиеся  на унификации права: Гаагская  конференция по международному  частному праву. Римский институт  по унификации частного права.  Комиссия ООН по праву международной  торговли (см. об этих организациях  главу 3-ю настоящего учебника). Чаще международные организации,  созданные для организации сотрудничества  между государствами в конкретных  областях, занимаются также унификацией  права в этих областях, например, Международная морская организация  (ИМО), Международная организация  гражданской авиации (ИКАО), Международная  организация труда (МОТ), Всемирная  организация интеллектуальной собственности  (ВОИС) и др. Использование структур  и механизмов межправительственных  организаций облегчает и ускоряет  процесс подготовки и принятия  международных договоров, направленных  на унификацию права. 

 Виды унификации. Существует  несколько классификаций унификации  в зависимости от критерия, положенного  в основу. 

 Первая классификация  в зависимости от способа правового  регулирования частноправовых отношений,  осложненных иностранным элементом.  Двум способам регулирования:  коллизионно-правовому и материально-правовому  - соответствует унификация коллизионного  права и унификация материального  частного права. По этому критерию  можно выделить и третий вид  унификации - смешанная, когда один  международный договор предусматривает  унификацию и коллизионных, и  материальных норм. 

 Примерами унификации  коллизионных норм являются: Женевская  конвенция о разрешении некоторых  коллизий законов о простом  и переводном векселе 1930 г.. Гаагская  конвенция о праве, применимом  к алиментным обязательствам, 1956 г.. Гаагская конвенция о коллизии  законов, касающихся завещательных  распоряжений, 1961 г.. Гаагская конвенция  о праве, применимом к договорам  международной купли-продажи товаров, 179  1986 г. и др. (к ним относится большинство конвенций, принятых в рамках Гаагской конференции по международному частному праву). Россия участвует только в вексельной конвенции. 

 Примерами унификации  материальных частноправовых норм  являются: Женевская конвенция относительно  единообразного закона о простом  и переводном векселе 1930г. Конвенция  ООН о договорах международной  купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская  конвенция о международном финансовом  лизинге 1988 г. (Россия участвует  во всех трех). 

 В качестве примеров  смешанной унификации можно привести  названные выше конвенции по  авторскому праву. 

 Вторая классификация  основана на предметном критерии, в зависимости от того, к какому  виду частноправовых отношений  относятся унифицированные нормы.  По этому критерию выделяются  комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных  для регулирования отношений,  являющихся предметом отраслей, подотраслей, институтов частного  права. Например, унификация обязательственного  права, права собственности, интеллектуального  права, наследственного права,  семейного права, транспортного  права и т. д. Сюда же относится  и унификация гражданского процессуального  и арбитражно-процессуального права.  По предметному критерию удобнее  всего показать реальное состояние  унификации международного частного  права, ее успехи и, напротив, отставание в каких-либо областях. Подробно раскрывается содержание  унификации по предметному критерию  в соответствующих главах учебника.  

 Наиболее высокая степень  унификации права, особенно материального,  достигнута в области внешнеэкономических  отношений. Главным образом унифицированы  правовые нормы, регулирующие  договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г.. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.), новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.), международные расчеты, международные перевозки. Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный арбитражный процесс. Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны. 

 Особое положение в  классификационном ряду унификации  занимают договоры об оказании  правовой помощи. В них содержатся  унифицированные нормы по гражданскому  процессу (подсудность, исполнение  судебных поручений, признание  и исполнение судебных решений  и др.) и, значит, их можно включить  в классификацию по предметному  критерию. Однако часто такие  договоры содержат унифицированные  коллизионные нормы по широкому  кругу частноправовых отношений  и отдельные материальные частноправовые  нормы. Следовательно, их можно  отнести к смешанной унификации  в широком смысле слова, включающей  и первую, и вторую классификацию.  

 Третья классификация  связана с классификацией международных  договоров, прежде всего основанной  на их субъектном составе. По  субъектам международные договоры  делятся на многосторонние (в  том числе универсальные и  региональные), двусторонние. В зависимости  от этого различают унификацию  универсальную, региональную, двустороннюю.  

 Универсальная унификация  предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия.  Например, Венская конвенция 1980 г.  открыта для присоединения всех  государств (ст. 91). Региональная (или  локальная) - это унификация, осуществляемая  в пределах ограниченного круга  государств (например, государств одного  географического района или в  рамках интеграционных образований).  

 Результаты региональной  и двусторонней унификации, как  правило, более существенны. Так,  Россия за редким исключением  не принимает участия в универсальных  договорах, направленных на унификацию  коллизионных норм в различных  сферах частноправовых отношений,  в основном разрабатываемых Гаагской  конференцией по международному  частному праву. Отметим, что  эти договоры вообще не получили  большого распространения и универсальными  их можно назвать лишь формально,  исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от «универсальности». Вместе с тем, Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате, в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.  

 Россия принимает активное  участие и в региональной унификации, осуществляемой в рамках СНГ. 15 сентября 1992 г.   

Информация о работе Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования