Понятие и юридическая природа международного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное исследование стадий заключения международных договоров.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности заключения международного договора;
2) раскрыть все особенности работы над текстом международного договора, что включает в себя согласование, принятие и установление аутентичности текста

Содержание работы

Введение………………………………..………………………………….....3
Понятие и юридическая природа международного договора.…….7
Понятие, объект и цель международного договора ……….…….7
1.2. Классификация международных договоров …………………..…11
2. Порядок и стадии заключение международного договора........15
Стадии заключения договора ………...………………………....15
Выдвижение договорной инициативы, уполномоченные лица…16
Установление аутентичности текста договора………………….18
Подготовка и принятие текста договора………………………...18
3. Выражения согласия на обязательность договора, регистрация и опубликование договоров………….…………..……..21
3.1. Подписание международного договора, обмен документами....21
3.2. Ратификация международного договора ………………………23
3.3. Утверждение (принятие)………………………………………….26
3.4. Присоединение к договору, оговорка…………………………..27
3.5. Вступление международного договора в силу…………………31
3.6. Регистрация и опубликование……………………………………32
Заключение………………..……………………………………………….34
Библиографический список…….………………………..……………...36

Файлы: 1 файл

стадии заключения межд договора курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из практики, в  Венских конвенциях 1969 и 1986 годов  используются такие понятия, как  «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация». Участвующее в переговорах государство — это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора: договаривающееся — государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу. К участникам договора относятся государства, которые согласились на обязательность для них договора и для которых договор находится в силе. Государства, которые не являются участниками договора, называются третьими государствами. Все сказанное относительно государств, применяется и к международным организациям.

    1. Классификация международных договоров

Классификация международных  договоров. Договоры могут классифицироваться по различным основаниям. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Двусторонними являются договоры, в которых участвуют  два государства. Двусторонними  могут быть и такие договоры, когда  с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько (например, мирные договоры 1947 г.).

К многосторонним договорам  относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. К первому виду договоров относятся, например, Венские конвенции 1969 и 1986 годов, а ко второму — Римский договор о создании ЕЭС 1957 года.

Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками  которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников. Открытым договором является, например, Венская конвенция 1986 года, а закрытым — названный выше Римский договор 1957 года.

По объектам регулирования  договоры могут подразделяться па политические, экономические, научно-технические  и т.д. Однако такое деление носит  условный характер, поскольку государства  являются политическими образованиями. В то же время классификация договоров по объектам облегчает учет и систематизацию договоров.

В соответствии с Законом  «О международных договорах Республики Беларусь» международные договоры, заключенные Республикой Беларусь, подразделяются на межгосударственные, межправительственные и международный договор межведомственного характера. Межгосударственные договоры — международный договор, заключенный от имени Республики Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами) и (или) с международной организацией (международными организациями), межправительственные — международный договор, заключенный Правительством Республики Беларусь с правительством иностранного государства (правительствами иностранных государств) и (или) с международной организацией (международными организациями), за исключением международных договоров, заключенных Правительством Республики Беларусь от имени Республики Беларуси. К международным договорам межведомственного характера относится международный договор, заключенный государственным органом (государственными органами) Республики Беларусь, департаментом государственного органа по вопросам, входящим в его (их) компетенцию, с соответствующим государственным органом (соответствующими государственными органами) иностранного государства (иностранных государств) и (или) с международной организацией (международными организациями)5.

Данная классификация  имеет лишь внутригосударственное  значение, и в зависимости от того, какой характер носит заключаемый  договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), определяются органы государственной власти, в чью компетенцию входит заключение тех или иных договоров.

Несмотря на эту классификацию, а также независимо от государственного органа, заключившего договор, все международные договоры являются договорами Республики Беларусь и как таковые создают права и налагают обязательства на государство в целом.

Договор может заключаться  в письменной или устной форме (так  называемое «джентльменское соглашение»). Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней  часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут  быть сгруппированы в разделы (Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав  ООН) или части (Чикагская конвенция  о международной гражданской  авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части  излагаются такие положения, как  условия вступления в силу и прекращения  договоров, язык, на котором составлен  текст договора, и т.д.

Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Договор, как правило, составляется в одном документе. Однако текст договора, заключенного, например, путем обмена нотами или письмами, содержится в двух или более связанных между собой документах.

Договоры могут  носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.) либо быть без названия; юридическая сила договора, как это подчеркивается Венскими конвенциями 1969 и 1986 годов, не зависит от его наименования.

Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций на инициальных языках этих организаций. Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок и стадии заключения международных договоров

 

    1. Стадии заключения договора

Одним из основных прав государства, является право заключения международных  договоров. Процесс заключения международных  договоров представляет собой ряд  последовательных действий – от проявления инициативы заключения международного договора до вступления его в силу. Сущностью данного процесса состоит в согласовании воль государств или других субъектов международного права, результатом которого является становление договорной нормы международного права.

Сложность процесса заключения договора, его длительность определяется такими обстоятельствами как, многообразие объектов договора, природа и число его участников, их степень стремления идти на уступки и компромиссы.

Венская конвенция о праве договора 1969 г., хотя и не дает полного определения термина «заключение» международного договора, но включает в это понятие целый ряд конкретных стадий и юридических действий: составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора подписание договора, ратификация и другие способы выражение согласия на обязательность договора. К стадиям заключения относятся также обмен или депонирование ратификационных грамот. Некоторые юристы к заключению международного договора относят и вступление договора в силу, так как, Венская конвенция говорит о «заключении и вступлении в силу договоров».

В доктрине международного права нет единого мнения о  стадиях заключения договоров. Так, например, И.И. Лукашук полагает, что Венские конвенции о праве договоров определили три стадии заключения договоров:

1 стадия – принятие  текста

2 стадия – установление  аутентичности текста

3 стадия – согласие  на обязательность договора6.

Другие ученные, в их числе В.П. Панов, практически дробят эти стадии на большее количество, выделяя уже одиннадцать стадий:

  • назначение уполномоченных для ведения переговоров;
  • согласование текста договора;
  • обсуждение и принятие текста договора;
  • аутентификация (парафирование) договора;
  • подписание договора;
  • заявление оговорок;
  • ратификация договора;
  • обмен и депонирование ратификационных грамот;
  • промульгация (опубликование) договора;
  • регистрация договора в ООН.7

В свою очередь, А.Н. Талалаев предполагает, что не обязательно, чтобы заключение каждого договора проходило все названые стадии. Это зависит от формы договора и от договоренности сторон. Но всякий международный договор проходит стадии выработки текста, его принятия и стадию, в которой в той или иной форме выражается согласие государства на обязательность для него договора8.

 

    1. Выдвижение договорной инициативы, уполномоченные лица

Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Такие действия облегчают процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Договоры заключают, как  правило, специально уполномоченные на то лица, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. При этом полномочия могут выдаваться на стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 года главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договора. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях, делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако они могут совершать действия лишь в целях принятия текста договора.

Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним законодательством, которым определяется, какие государственные органы обладают таким правом.

В соответствии со ст. 15 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь ведет переговоры и подписывает международные договоры без дополнительного подтверждения своих полномочий. Премьер-министр Республики Беларусь ведет переговоры и подписывает международные договоры без дополнительного подтверждения своих полномочий, если решения о совершении соответствующих юридических действий по заключению международных договоров принимаются Советом Министров Республики Беларусь.  Руководители государственных органов Республики Беларусь, департамента государственного органа, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в проектах международных договоров (международных договорах) межведомственного характера, в пределах своей компетенции ведут переговоры и подписывают такие международные договоры без дополнительного подтверждения своих полномочий.

Международная организация  представляется лицом, имеющим специальные  полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной  организации представляет ее без  предъявления полномочий (ст. 7 Венской  конвенции 1986 г.).

 

    1. Установление аутентичности текста договора

Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным  и достоверным.

Как указывается в  ст. 10 Венской конвенции 1969г., «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились  участвующие в переговорах  государства, либо путем подписания, парафирования самого текста договора или же заключительного акта  конференции, содержащего этот текст.

В настоящее время  принимаются следующие формы  установления аутентичности текста международных договоров:

  • парафирование;
  • включение текста договора в заключительный акт международной конференции, на которой он был принят;
  • включение текста договора в резолюцию международной организации;
  • другая согласованная процедура.

 

    1. Подготовка и принятие текста договора

Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров  через обычные дипломатические  каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях проекты текстов договоров разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами. В практике имеются примеры, когда международная конференция сама разрабатывала проект текста договора. Так это было с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, текст которой III Конференция ООН по морскому праву готовила с 1974 по 1982 год.

Принятием текста договора заканчиваются, в сущности, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении».

Принятие текста договора может быть предварительным и  окончательным. Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как  правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Однако в том случае, если не была установлена процедура принятия, текст принимается, как это предусмотрено в п. 2 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств». Аналогичное положение содержится и в ст. 9 Венской конвенции 1986 года.

Информация о работе Понятие и юридическая природа международного договора