Понятие и содержание сравнительного правоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:08, лекция

Описание работы

1. Понятие сравнительного правоведения.
2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
3. Природа сравнительного правоведения.
4. Цели сравнительного правоведения.

Файлы: 1 файл

лекции_по_сравнительному_праву_для_магистров.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых странах (ФРГ, Италия) применяется смешанная трансформация, в которой присутствуют меры как прямой, так и опосредованной трансформации.

Существуют различные процедуры признания международных обязательств и уровни их законодательного закрепления. Так в Российской Федерации этот вопрос решается на уровне Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», который предусматривает следующие  процедуры (ст.6):

  • выражение согласия на обязательность для Российской Федерации международного договора;
  • его подписание;
  • обмен документами, образующими договор;
  • ратификация;
  • утверждение;
  • принятие;
  • присоединение.

Ратификация и денонсация международных договоров в России отнесены к ведению Государственной Думы, принимающей по этому поводу законы, и Совету Федерации (п. «г» ст.106 Конституции РФ). В упомянутом Законе урегулированы процедуры подготовки, подписания и ратификации международных договоров. А в Регламентах палат – порядок их «внутреннего движения».

В ряде зарубежных государств процедура заключения международных договоров предусматривается в конституциях. Так в Конституции Франции есть раздел VI «О международных договорах и соглашениях». В Конституции Испании в главе третьей «О международных договорах» предусмотрено, что органический закон может разрешать заключение договоров для участия в международных организациях или учреждения национальных организаций, которым передается соответствующая компетенция.

Для государств-участников СНГ характерно участие конституционных судов в процедуре признания международных обязательств. Так в России Конституционный суд вправе решать дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров (п. «г» ч.2 ст.125 Конституции РФ), а в Республике Беларусь Конституционный суд дает заключение о соответствии международных договорных обязательств Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (ст.127 Конституции).

Специфика отражения международно-правовых норм в отраслях публичного и частного национального права.

Необходимо учитывать некоторую специфику отражения норм международного права в зависимости от видов отраслей права.

В отраслях публичного национального права международно-правовых норм содержится мало в силу того, что этими отраслями регулируются публичные институты и способы обеспечения публичных интересов.

Гораздо полнее и шире такие нормы представлены в отраслях частного права, так как подобные отрасли лишены ярко выраженного тяготения к вопросам власти и суверенитета.

Существует, как минимум, два способа закрепления международных норм в частном национальном праве:

1) В ряде законов есть специальные нормы о международном сотрудничестве в соответствующей сфере. Так ст.65 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливает, что сотрудничество Российской Федерации с другими государствами осуществляется на основе международных договоров. Соглашения, заключаемые органами здравоохранения, предприятиями и учреждениями, не должны ограничивать права и свободы граждан, закрепленные основами и другими актами.

В Законе РФ «Об образовании» признается роль международных договоров и соглашений, не противоречащих данному Закону. По прямым договорам в Российской Федерации осуществляется подготовка кадров как в России, так и в зарубежных странах (ст.57). Ст.58 посвящена внешнеэкономической деятельности, осуществляемой самостоятельно органами управления и образовательными учреждениями. Они могут иметь валютные счета и использовать полученные валютные средства, находящиеся в их собственности.

Закон РФ «Об охране окружающей среды содержит раздел XV «Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды». В ст.92 закреплены девять принципов, которыми руководствуется Российская Федерация в сфере международного природоохранного сотрудничества, в ст.93 – приоритет международных договоров, в ст.94 – обязанности иностранных юридических лиц и граждан по соблюдению природоохранного законодательства.

     2) Во многих законах как бы воспроизводятся конституционные нормы. Например, в ст.7 ГК РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России. Оговорено, что международные отношения применяются к отношениям, указанным в п.1 и 2 ст.2 ГК (о защите нематериальных благ и т.д.), непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В семейном кодексе РФ есть раздел VII «Применение семейного законодательства, к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». С.166 посвящена установлению содержания норм иностранного семейного права судами или органами ЗАГСа в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Если содержание норм иностранного семейного права, несмотря на предпринятые в соответствии с п.1 настоящей статьи меры, не установлено, применяется законодательство Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 6. Сравнительное правоведение в условиях

глобализации.

 

Вопросы:

1.Понятие глобализации.

2.Задачи сравнительного правоведения  в условиях глобализации.

3.Срвнительное правоведение в  контексте глобализационных процессов  и российской правовой реформы.

 

 1. Понятие глобализации.

 

Глобализация – это экономическая закономерность современного развития.

Это масштабный процесс нарастания общего в мировых системах (экономических политических социальных правовых ).

Главный материальный объект глобализации – это форсированная интернационализация финансово – хозяйственных процессов протекающая в планетарном масштабе на базе новых информационных технологий.

В условиях революции в технической сфере открываются новые возможности для миграции капитала формирования мощнейших предприятий ориентированных на глобальные, а не на узкие национальные рынки.

Капитал по своей природе не имеет национально – территориальных границ он космополитичен и как следствие требует:

Нивелировку государственных правовых и социальных систем.

Расширение круга демократических государств соответствующих западному образцу

Установления на всех континентах господства права

Усиления защиты прав человека в первую очередь права собственности.

Цель глобализации – это прибыль.

Этот процесс может реализовываться при следующих условиях.

Государство имеет форму демократии западного образца.

Общество - представляет собой сообщество потребителей.

Личность – свободный собственник.

Право – инструмент ( единые правила масштаб поведения ).

Однако встает вопрос насколько истинно то, что европейские ценности универсальны .

Сама же действительность показывает, что глобализация имеет и отрицательные стороны?

1) Насильственное (даже под эгидой  ООН ) насаждение демократии путем  военных действий.

2) Общество обнаруживает в себе  кроме коллектива потребителей  такие качества как конфессиональность  культурный аспект этнический и т.д.

3) Что касается личности то  восточному африканскому азиатскому  и в определенной степени русскому  человеку не понятны и чужды  европейские либеральные ценности, где индивидуализм никогда не  имел крепких корней.

4) Право обнаруживает пестроту и многообразие национальных правовых систем различия, которых обнаруживаются на всех стадиях механизма правового регулирования правотворчества правоприменения и во всех структурных частях правовой системы (нормативно – правовой базе системе источников правосознании и т.д.).

Глобализационные процессы с необходимостью требуют унификации права.

Способов унификации права мировая практика знает множество.

Это:

1) различного рода рецепции (прямые  компиляции законодательных актов  заимствование идей и принципов)

2) добровольные заимствования и  юридическая экспансия – откровенное  навязывание культурно чуждых  идей моделей и представлений

3) сближение национальных законодательств  путем преодоления юридических  коллизий (в области МЧП ).

4) разработка модельных законодательных актов .

5) интернационализация права под  воздействием международного права.

Использование иностранного исторического опыта заимствования имитация подражание – характерные черты правовой эволюции. Ни одна правовая система не обладает монополией на юридические открытия а история права каждой нации является определенной стадией в общем универсальном развитии права.

Значительную роль в процессе унификации права и гармонизации законодательства играет сравнительное правоведение.

 

 2.Задачи сравнительного правоведения в условиях глобализации.

 

Сравнительное правоведение изучая и сопоставляя различные правовые системы важнейшей задачей видит исследование процессов общеправового развития. Объективный анализ позволяет правильно оценивать степень общего и специфического в политическом  экономическом научно – техническом социально- культурном экологическом развитии стан и регионов и адекватную меру правовых различий и меру правовой интеграции. На этой основе рождается правовая политика с присущими ей курсами на сопоставление и сравнение на закрытость отторжение и критицизм на сближение гармонизацию и унификацию.

Возможно сформулировать следующие направления компаративистских изысканий:

1)Необходимо большее количество  фундаментальных теоретических  и методологических исследований.

2) Компаративистика не должна  быть академическим предметом, доступным  почти элитному кругу прфессионалов, но иметь практические цели. Требуется  преодолеть слабость сравнительно-правовых  исследований – описательность, чрезмерная догматичность. Как верно отмечают проф.В.В.Бойцова  и проф.Л.В.Бойцова, «Чрезвычайно актуальной является проблема выработки объективных критериев оценки правовых моделей отдельных институтов, предлагаемых на основе сравнительного правоведения».

3) Необходимо развивать сравнительно-правовые исследования в рамках отраслевых юридических наук, в т.ч. публично-правового блока.

4) Популяризация компаративистики  необходима. Однако её ценность  ограничена, поскольку в результате  упрощаются сложные национальные  правовые стили.

5) В эпоху глобализации радикально  меняется понимание центральной  роли сравнительного права: оно  должно быть направлено на  взаимопонимание народов, представляющие  различные правовые культуры, и  международное сотрудничество. Диалог  культур, а не борьба с собственными традициями должны стать принципом сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение должно базироваться на признании принципов равного статуса правовых систем, их паритета и взаимного уважения.1.

Догматично-евроцентристский подход не позволяет увидеть своеобразие российской, как и любой другой национальной культуры. Идея об универсальности западного права ныне серьёзно оспаривается, поэтому особый интерес представляет сравнительное изучение незападных правовых систем, причём не только либерального типа.

6) Сравнительному правоведению  необходимо уделять больше внимания  региональному сравнительному праву (европейскому, центрально-европейскому, восточно-европейскому, дальневосточному  и африканскому), смешивающимся и  перепроектируемым системам. Сравнительное право теоретически и практически привязано к конвергенции и дивергенции, взаимным влияниям, рецепциям, разнообразию, использованию иностранных моделей в правовой реформе.

Перспективными направлениями исследований являются европейское частное право; перспективы гармонизации европейского и российского права.

7) сравнительное право должно  занять прочное и достойное  место в отечественной юридической  науке.

8) Особенно важным представляется  сравнительное исследование правовых  культур, что предполагает акцент на контекстуальный анализ правовых норм. Статутное право выступает лишь скелетом права страны, которому не хватает живого права. Сравнению подлежат не только юридические концепции и правовые нормы, но и практика применения законодательства, а также профессиональное поведение представителей юридического корпуса.

Отечественная правовая наука которая до сих пор преимущественно ограничивается исследованием в духе сравнительного законодательства, особенно нуждается в сравнительной социологии права, связанной с функциональным сравнением, переносе центра тяжести компаративистских исследований на «право в действии».

9) Углублённое изучение иностранного  права является условием и  предпосылкой любого серьёзного  сравнительно-правового исследования, поэтому для формирования научных школ отечественного сравнительного права требуется объединение усилий специалистов в области зарубежного права и теоретиков сравнительного права.

Информация о работе Понятие и содержание сравнительного правоведения