Понятие и виды источников международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.).

Файлы: 1 файл

семенар2.docx

— 33.92 Кб (Скачать файл)

Иерархия норм международного права

Нормы международного права не всегда находятся на од­ном уровне с точки зрения их юридической силы. Этот уровень не зависит от формы закрепления правил поведения. И дого­ворные нормы, независимо от наименования договоров, и обыч­ные, и нормы, содержащиеся в актах международных органи­заций и актах международных конференций, — все они обла­дают одинаковой юридической силой, если лежащее в их осно­ве соглашение государств (или иных субъектов) выражает рав­нозначные интересы и потребности.

Когда соглашение базируется на общих интересах и по­требностях всех или подавляющего большинства государств либо когда это касается особо важного предмета регулирования, го­сударства в результате взаимной договоренности придают со­ответствующим нормам особое юридическое значение.

Относительно юридической силы такого важнейшего уни­версального договора, как Устав ООН, в ст. 103 Устава сказано:

"В том случае, когда  обязательства членов Организации  по на­стоящему Уставу окажутся  в противоречии с их обязательст­вами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".

Локальные нормы в принципе должны соответствовать уни­версальным. Однако это не значит, что локальная норма долж­на быть точной копией универсальной. В таком случае в ло­кальных нормах не было бы смысла, так как они не позволяли бы учесть условия конкретных государств (региональную и иную специфику). Вопрос о пределах отступления должен решаться в зависимости от содержания норм. Правило о преимуществе специального закона перед общим применимо и к международ­но-правовым нормам. Вместе с тем специализация не должна затрагивать права и интересы других государств — участников универсального договора, противоречить его цели, т. е. приво­дить к несовместимости локального и универсального догово­ров.

Недопустимо, например, заключение двустороннего дого­вора об оказании помощи какому-либо третьему государству в производстве ядерного оружия, поскольку это запрещено Дого­вором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., и такое отступление является нарушением Договора.

Другой пример. Согласно Венской конвенции о консуль­ских сношениях 1963 г., консульское должностное лицо может быть подвергнуто задержанию или аресту в случае преследо­вания за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда (п. 1 ст. 43). В двусторонних консульских соглашениях закрепляется либо это положение в неизменном виде, либо иное, например, полное освобождение консульских должностных лиц от уголовной юрис­дикции государства пребывания. Иное, чем в Венской конвен­ции о консульских сношениях, регулирование касается двусто­ронних отношений и не затрагивает интересы других государств-участников.

Среди локальных норм можно выделить нормы, обладаю­щие преимущественной силой по отношению к другим локаль­ным нормам. Это нормы, которые регулируют наиболее важные стороны международной жизни нескольких (или даже двух) государств, определяют основные направления их взаимоотно­шений, а потому последующие нормы должны создаваться на их основе и им соответствовать. Так, в ст. 16 Договора об осно­вах межгосударственных отношений между РСФСР и Литов­ской Республикой от 29 июля 1991 г. предусматривается, что Стороны "будут заключать дополнительные соглашения на ос­нове принципов, сформулированных в настоящем Договоре". Согласно ст. 8 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. "государства-участники обязуются не заключать меж­дународные соглашения, несовместимые с настоящим Догово­ром".

Таким образом, иерархия норм международного права не означает, будто одни нормы обязательны, а другие — нет. Под­чиненность — это не что иное, как совместимость одних норм с другими. В частности, требование соответствия локальных норм универсальным нормам международного права отражает необ­ходимость согласования интересов нескольких государств с ин­тересами сообщества государств, что способствует укреплению международного правопорядка.

 

.Источник МП – формы  существования МП норм, в которых  выражены согласованные и признаваемые  субъектами МП правила поведения.

Официальный характер источникам МП придается 2 способами:

1)правотворчество – выражается  в разработке и принятии международных  договоров

2)санкционирование –  придание обычным нормам юридической  силы путем закрепления их  на бумаге

Виды:

1)основные источники:

А)международный договор

Б)международные обычаи

В)общие принципы права

2)производные источники:

А)резолюции

Б)решения международных организаций

В)решения, принимаемые на международных конференциях

3)вспомогательные источники:

А)судебные решения

Б)научная доктрина

В)односторонние заявления государств

3.Международный обычай  – длительно повторяемое в  аналогичных ситуациях правило  поведения, которое молчаливо признается  всеми субъектами МП в их  международной практике в качестве  МП нормы.

Характерные черты обычая:

1)длительность повторения

2)применение в аналогичных  ситуациях

3)наличие согласия на  применение субъектов МП

Обыкновение – правило международного этикета (вежливости, морали).

Обычай и договор признаются равными по юридической силе.

Сходства международного договора и обычая:

1)образуются в результате  взаимных действий субъектов  МП (одинаковы по юридической  природе)

2)в обоих содержится  правило поведения, имеющее обязательный  характер

3)несоблюдение обоих ведет  к прекращению их действия

4)единый механизм обеспечения

Особенности договора:

1)возникает из активных  действий субъекта

2)процесс создания четко  отчерчен во времени

3)его существование подтверждается  ссылкой на текст (письменная  форма)

4)характерны такие институты  как оговорки, регистрации, ратификации

5)договоры подлежат толкованию

6)подлежат кодификации

7)не только фиксирует, но и создает практику

8)как правило, договор  состоит из нескольких норм

Особенности обычая:

1)процесс становления  обычая трудно отследить

2)время действия обычая  приблизительное

3)создается исключительно  практикой

4)не характерен институт  оговорок, кодификации, регистрации

5)не подлежат толкованию

6)всегда одна норма

7)всегда идет вслед  за практикой

Вопрос 3 семенар 2

По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др.

Вообще классификация основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной, характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности.

Принципы различаются по форме их закрепления:

- писаные (принципы территориальной  целостности, нерушимости границ  государств и т.д.);

- обычные (принципы разоружения, защиты окружающей среды и  т.д.),

что не влияет на их юридическую силу.

По историческому признаку выделяют:

- доуставные (возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства);

- уставные (пришедшие в  систему международного права  после второй мировой войны);

- послеуставные (новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых отношений можно говорить о:

- принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности;

- принципах, связанных с интересами государств.

По объекту сотрудничества выделяются:

- принципы, обеспечивающие  защиту мира и безопасности;

- принципы мирного сотрудничества  государств;

- принципы защиты прав  человека, наций и народов.

 

Содержание основных принципов МП 
 
Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. 
 
Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои межд. споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и справедливость. 
 
Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах. 
 
Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями. 
 
Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников межд общения 
 
Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств. 
 
Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих межд границ другого государства или в качестве средства разрешения межд споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ 
 
Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право 
 
Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем Основные направления сотрудничества поддержание мира и безопасности, всеобщее уважение прав человека, осуществление межд отношений в различных областях 
 
Принцип добросовестного выполнения обязательств по межд праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами МП 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды источников международного права