Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать комплексный анализ правовых проблем мирного урегулирования международных конфликтов.
Основные задачи исследования состоят в следующем:
Основными источниками исследования стали труды видных ученых в области международного права, а именно: Черноудовой, М. С., Борожина Ф.М., Коряки Н.М., Боженко В.А., В.Л.Авакова, Н.К.Арбатовой и других.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций………………………………………………….5

1.1 Понятие международного конфликта в международном праве…..5

1.2 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в международном праве…………………………………………………….8

1.3 Понятие и виды международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов……………………13

2 Организационно-правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций………………17

2.1 Внутриорганизационные проблемы международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов.17

2.2 Организация взаимодействия международных организаций по вопросам урегулирования международных конфликтов…………………19

3 Правовые проблемы применения мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций……………22

3.1 Международно-правовое регулирование мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций…………………………………………………………………………22

3.2 Имплементация решений международных организаций, принимаемых в целях урегулирования международных конфликтов…………..25

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

 

Указанное деление является условным, так как первый этап плавно может перетечь в другой, некоторые средства как первого, так и второго этапов могут использоваться на каждом из них. Иногда для разрешения конфликта достаточно применения только средств первого этапа.

 

Мирное урегулирование международного конфликта существенно отличается от превентивных мер и постконфликтного мирного строительства по целям, времени и применяемым средствам, а миротворчество и поддержание мира включаются в понятие мирного урегулирования международных конфликтов.

 

Деятельность по закреплению мира («миростроительство») ориентирована на теоретическое направление разрешения конфликтов. Ее цель — добиться окончательного разрешения противоречий мирным путем, для чего необходимо, как считают представители данного подхода, «наведение мостов» между людьми. Основная роль в его реализации принадлежит организации межгосударственного сотрудничества (создание и развитие совместных проектов экономического, социального, культурного развития), а также неофициальным, общественным организациям, исследователям, работающим в рамках направления по разрешению конфликтов и занимающимся практикой организации неофициальных контактов.

 

Деятельность по закреплению мира реализуется и после подписания договоренностей, т.е. она охватывает также постконфликтную стадию. Кроме контактов и реализации совместных проектов здесь большое значение имеет просветительская работа, направленная на формирование установок ненасильственного разрешения конфликта, с использованием средств массовой информации.

 

Проблема, с которой сталкиваются представители рассматриваемого направления, заключается в том, что далеко не всегда удается устранить причину конфликта. В большинстве конфликтных ситуаций окончательное или полное разрешение выступает скорее как идеальная цель на будущее. Часто процесс разрешения конфликта занимает многие годы (например, конфликты в Северной Ирландии, на Ближнем Востоке и во многих других местах планеты).

 

Обобщенное представление о практических подходах к урегулированию конфликтов дает табл. 16.

 

В большинстве конфликтов, особенно наиболее серьезных и продолжительных, редко прибегают к использованию лишь какого-то одного подхода, чаще применяют три, а то и все четыре. Воздействуя на разные структуры и механизмы, разные подходы позволяют комплексно и гибко влиять на конфликт с целью его мирного разрешения. Так, вряд ли возможна успешная деятельность по закреплению мира, если стороны вовлечены в вооруженное противостояние. Фактор насилия здесь будет играть крайне отрицательную роль. Миротворческая деятельность тоже будет малоэффективной, если выработанные решения не будут поддержаны на уровне массового сознания. Например, в свое время Я. Арафат подвергся резкой критике со стороны своих приверженцев за «продажность американцам». Во многом по этой причине он отверг тогда план совместного участия Организации освобождения Палестины (ООП) с иорданскими представителями на переговорах по урегулированию ближневосточной проблемы. Все это означает, что должна вестись параллельная работа по закреплению мира. В свою очередь отсутствие официальных соглашений мешает встречам между представителями конфликтующих сторон, и наоборот, их наличие облегчает подобные встречи. Так, в 1975 г. подписание Хельсинских соглашений в рамках СБСЕ облегчило контакты между гражданами СССР и стран Запада.

 

Урегулирование (улаживание) может выступать как первая ступень на пути к окончательному разрешению противоречий. Однако для того, чтобы урегулирование было эффективным, параллельно должна идти работа на уровне враждующих общин, затрагивающая различные их слои и направленная на изменение их ценностей и установок по отношению к конфликту, а также на предупреждение военных действий там, где они еще не начались.

Таблица 1. - Практические подходы к урегулированию конфликтов

 

Практические направления

Компоненты различий

 

Деятельность по предотвращению конфликтов

 

 

Деятельность по установлению мира

 

Миротворческая деятельность

 

Деятельность по закреплению мира («миростроительство»)

 

Основная теоретическая база

 

Предупреждение конфликтов, разрешение конфликтов

 

Улаживание конфликтов

 

Улаживание конфликтов, разрешение конфликтов

 

Разрешение конфликтов

 

Направленность

 

На предупреждение открытых конфликтов

 

На прекращение насилия

 

На поиск взаимоприемлемого решения

 

На разрешение противоречии (их «снятие»)

 

Основные формы

 

Установление мер доверия, просвещение,использование средств массовой информации

 

Санкции, военные операции

 

Посредничество, переговоры

 

Межгосударственное сотрудничество, специально организованные обсуждения

 

Кто главным образом осуществляет

 

Международные организации, государства, общественные организации

 

Международные организации ,отдельные страны

 

Официальные представители международных организации, политические деятели и дипломаты отдельных стран

 

Государства, общественные организации, неофициальные лица

 

Группы, на которые в основном ориентированы

 

На политических лидеров, на широкие слои населения

 

На политических лидеров, на вооруженные формирования, отчасти на широкие слои населения

 

На политических лидеров

 

На широкие слои населения

 

В какой фазе развития конфликта или его урегулирования наиболее интенсивно используется

 

В латентной фазе развития конфликта, в начальной фазе открытого конфликта

 

В стабилизационной фазе урегулирования конфликта, но, возможно, и в последующих, включая

 

В коммуникационной и переговорной фазах урегулирования конфликта

 

На переговорной и постпереговорной (выполнения соглашении) фазах урегулирования

 

 

 

 

 

 

 

фазу выполнения соглашений

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Окончание

 

Практические направления

Компоненты различий

 

Деятельность по предотвращению конфликтов

 

 

Деятельность по установлению мира

 

Миротворческая деятельность

 

Деятельность по закреплению мира («миростроительство»)

 

Характер воздействия на участников

 

Взаимодействие на государственном уровне, образование, убеждение

 

Принуждение

 

Убеждение, помощь в поиске решения, создание условий для нахождения решений

 

Создание условий для нахождения решения самими участниками

 

Вероятные типы соглашений

 

Соглашение по урегулированию, соглашение по разрешению

 

Соглашение о перемирии

 

Соглашение по урегулированию, соглашение по разрешению

 

Соглашение по разрешению

 

Вероятные типы решений

 

Серединное, принципиально новое

 

Серединное асимметричное

 

Серединное, принципиально новое

 

Принципиально новое

 

 

 

Занимаясь практической работой по урегулированию конфликтов, необходимо иметь в виду, что их специфика, предполагает в большей или меньшей степени ориентацию на конкретный поход. Так, длительные этнические конфликты, имеющие глубокие исторические корни скорее требуют технологий, разрабатываемых в рамках «миростроительства». Большое значение здесь имеет и работа по предупреждению вооруженных столкновений.

^ 1.3 Понятие и виды международных  организаций, участвующих в мирном  урегулировании международных конфликтов

 

На всем протяжении человеческой истории практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб интересам и безопасности других порождала непрерывную цепь опустошительных войн и вооруженных конфликтов. Однако на фоне войн и кровопролития развивался и процесс поиска путей мирного развития цивилизации.

 

Особое значение в решении проблемы войны и мира имела состоявшаяся в 1899 году первая Гаагская конференция мира. Ее особенность заключается в том, что это был форум, который изначально мыслился инициатору его проведения — правительству России — как международная конференция по ограничению гонки вооружений. В первом пункте программы конференции, предложенной русским правительством, предусматривалось «заключение международного соглашения на подлежащий установлению срок, устанавливающего неувеличение существующих размеров состава мирного времени сухопутных и морских сил». На этот же срок предполагалось заморозить и существующий уровень военных бюджетов. В русском проекте далее предлагалось изучить возможность в будущем уже не замораживания, а сокращения численности вооруженных сил и размеров военного бюджета. Как известно, Гаагская конференция 1899 года не достигла своей изначальной цели. Вместе с тем она явилась по существу первой попыткой решения вопроса о разоружении на базе многосторонней дипломатии. Впервые вопрос о разоружении увязывался с проблемой обеспечения мира7.

 

В период между двумя мировыми войнами разрабатывались различные проекты обеспечения безопасности путем как запрещения войны, так и ограничения гонки вооружений.

 

Появление ядерного оружия, а с ним угрозы уничтожения самой жизни на Земле потребовало критического переосмысления всего комплекса вопросов войны и мира. Идея всеобъемлющей международной безопасности явилась своего рода ответом на это требование.

 

Становилось все более очевидным, что человечество стоит перед новым измерением безопасности. В современных условиях под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своему существованию, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимосвязи с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира. Объективный научный анализ характера и особенностей современных средств и методов ведения военных действий свидетельствует о невозможности обеспечить национальную безопасность только военно-техническими средствами, созданием мощной обороны.

 

Важным вкладом в формирование новой концепции безопасности явились концепция глобального развития, выдвинутая Римским клубом, а также предложения комиссий Пальме, Брандта, Брундтланд и других, в том числе отечественных, политиков и юристов.

 

Идеи о создании международных организаций, направленных на обеспечение международной безопасности, регулярно возникали на протяжении последних шести-семи веков. Первым реальным воплощением такой идеи стала Лига Наций, которая, к сожалению, не смогла решить поставленные перед ней задачи и предотвратить Вторую мировую войну. Ее сменила в 1945 г. Организация Объединенных Наций и региональные организации, на которые были возложены цели поддержания международного мира и безопасности (для региональных организаций в соответствующем регионе).

 

Устав ООН, возложив на членов мирового сообщества обязанность обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, закрепил так называемый принцип централизованного использования вооруженных сил. Лишь в качестве исключения из него предусмотрено право государств на индивидуальную и коллективную самооборону. Однако в политической действительности послевоенного периода как раз исключение из уставного принципа и стало правилом, а сам принцип — исключением. Именно право на коллективную самооборону послужило основанием для создания противостоявших друг другу военно-политических союзов НАТО и Организации Варшавского Договора (ОВД)8.

 

В юридическом плане новая концепция безопасности предполагает развитие такой системы международного правопорядка, которая была бы основана на признании взаимозависимости современного мира и служила нормативным выражением приоритета общечеловеческих ценностей и интересов над интересами узконациональными и узкоклассовыми, гарантировала бы свободу выбора народами путей своего социально-экономического и политического развития, обеспечивала бы в конечном счете примат права в политике.

 

Мирное урегулирование международных конфликтов осуществляется, в основном, в рамках международных межправительственных организаций общей компетенции. Понятие международных организаций, участвующих в урегулировании международных конфликтов, сегодня толкуется широко. К ним относят не только универсальную организацию ООН и региональные организации, одной из основной функций которых является поддержание международного мира и безопасности (ОБСЕ, ЛАГ, АЕ и др.), но и все иные, фактически участвующие в урегулировании международных конфликтов (Евросоюз, НАТО и др.) при соблюдении условия, что их деятельность совместима и целями и принципами ООН.

 

Международные организации специальной компетенции (МАГАТЭ, ВТО, МОТ, ИКАО и др.) оказывают помощь международным организациям общей компетенции в разрешении международных конфликтов, если предмет конфликта относится к компетенции данной международной организации. На практике международные организации специальной компетенции редко самостоятельно разрешают международные конфликты, так как в сферах их деятельности противоречия и споры редко достигают конфликтной стадии.

 

2 Организационно-правовые проблемы  мирного урегулирования международных  конфликтов в рамках международных  организаций

^ 2.1 Внутриорганизационные проблемы  международных организаций, участвующих  в мирном урегулировании международных  конфликтов

Информация о работе Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций