Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать комплексный анализ правовых проблем мирного урегулирования международных конфликтов.
Основные задачи исследования состоят в следующем:
Основными источниками исследования стали труды видных ученых в области международного права, а именно: Черноудовой, М. С., Борожина Ф.М., Коряки Н.М., Боженко В.А., В.Л.Авакова, Н.К.Арбатовой и других.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций………………………………………………….5

1.1 Понятие международного конфликта в международном праве…..5

1.2 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в международном праве…………………………………………………….8

1.3 Понятие и виды международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов……………………13

2 Организационно-правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций………………17

2.1 Внутриорганизационные проблемы международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов.17

2.2 Организация взаимодействия международных организаций по вопросам урегулирования международных конфликтов…………………19

3 Правовые проблемы применения мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций……………22

3.1 Международно-правовое регулирование мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций…………………………………………………………………………22

3.2 Имплементация решений международных организаций, принимаемых в целях урегулирования международных конфликтов…………..25

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

 

Недостатки системы формирования органов международных организаций и разграничения их компетенции ввиду ограниченности рамок исследования можно рассмотреть на примере ООН. Механизм урегулирования международных споров и конфликтов, предусмотренный Уставом ООН, создавался в качестве сбалансированной системы мирных (политических, юридических) и принудительных (силовых) средств их разрешения. В применении политических средств, к которым относятся переговоры, обследования, посредничество, «добрые услуги», примирение, рекомендации органов ООН, обращение к региональным органам и соглашениям и др., задействованы Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Секретариат во главе с Генеральным секретарем ООН. В реализации юридических средств в ООН, а именно разрешении конфликтов судебными и арбитражными органами, активно участвует специально созданный для этого орган - Международный Суд ООН. Принудительный способ, включающий меры, связанные с применением вооруженных сил либо без применения таковых, реализуется только при участии Совета Безопасности ООН. Сбалансированное применение мирных и принудительных средств должно было обеспечивать эффективное функционирование системы поддержания международного мира и безопасности, предусмотренной Уставом ООН, чего, однако, не удалось добиться в полной мере9.

 

Основными проблемами применения политических средств в рамках ООН являются низкий политический авторитет Совета Безопасности ООН, имеющий в своей основе несоответствие его состава и порядка принятия решений в нем современной международной политической расстановке сил, а также отсутствие реальной политической власти у Генеральной Ассамблеи ООН. Проблемой применения юридических средств урегулирования международных споров и конфликтов в рамках ООН является ограничение юрисдикции Международного Суда ООН рассмотрением лишь межгосударственных споров государств при их согласии.

 

Другие механизмы ООН, которые были созданы, чтобы заменить неработающие элементы системы: введение института миротворческих операций, подмена функций Совета Безопасности ООН действиями Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция «Uniting for Peace» 1950 г.), усиление функций Генерального Секретаря ООН принесли лишь частичный успех, в том числе по причине отсутствия четкой организационно-правовой основы.

 

Основными критериями реформирования ООН в сфере формирования ее органов и распределения компетенции должны быть следующие:

 

1. Совет Безопасности ООН должен  быть реформирован с учетом  требований о приведении его  состава и порядка принятия  решений в соответствие с современной  международной политической расстановкой  сил.

 

2. Необходимо расширить компетенцию  Генеральной Ассамблеи ООН, особенно в части осуществления функций Совета Безопасности ООН в случае его бездействия.

 

3. Необходимо использовать все  существующие возможности Устава  ООН, в том числе возможность  создания вооруженных сил ООН, и тем самым пресечь использование  вооруженных сил другими государствами для защиты, по их мнению, «международных интересов».

 

4. Необходимо расширить компетенцию  Международного Суда ООН, в том  числе путем установления его  обязательной юрисдикции для  государств-членов ООН и предоставления  ему возможности разрешения споров  с участием других субъектов  международного права и органов  ООН.

 

5. Необходимо создать четкую международно-правовую  основу для проведения миротворческих  операций.

 

Другой насущной проблемой деятельности международных организаций, ограничивающих их успехи в области урегулирования международных конфликтов, является проблема их ненадлежащего финансирования. Основным способом финансирования международных организаций, в особенности участвующих в урегулировании международных конфликтов, является их финансирование за счет регулярных взносов государств-членов. Недостатки данного способа финансирования (использование рычага финансирования государствами-членами для решения своих политических проблем) неоднократно приводили международные организации к кризисам. В длящемся финансовом кризисе находится в настоящее время ООН, периодически они возникают в региональных организациях (ОБСЕ, АС). Путями решения финансовой проблемы является установление более жестких, по сравнению с существующими, норм ответственности за невыполнение государствами своих обязательств и (или) введение дополнительных альтернативных источников финансирования международных организаций10.

^ 2.2 Организация взаимодействия международных  организаций по вопросам урегулирования  международных конфликтов

 

Основной проблемой в области разграничения компетенции международных организаций по вопросам мирного урегулирования международных конфликтов являлось до недавнего времени отсутствие однозначного понимания пределов компетенции ООН и региональных организаций в сфере мирного урегулирования международных споров и конфликтов, в том числе из-за отсутствия четкого определения понятий «региональные органы и соглашения» и «местные споры». В соответствии с современным толкованием, признаваемым и поддерживаемым ООН, все региональные международные организации, созданные специально для поддержания международного мира и безопасности, или занимающиеся этой деятельностью наряду с выполнением других функций, на что прямо указано в их учредительных документах или вытекает из целей и задач организации, обладают компетенцией в рамках главы VIII Устава ООН, т.е. могут участвовать в мирном урегулировании международных споров Если спор между государствами не угрожает поддержанию международного мира и безопасности внутри или вне пределов этого района, он рассматривается на региональном уровне. Главные органы ООН воздерживаются от каких-либо действий, могущих негативно повлиять на процесс разрешения спора в рамках региональной организации. Если Совет Безопасности подтверждает, что спор угрожает поддержанию международного мира и безопасности, то региональная международная организация и участвующие в споре государства не могут  противиться рассмотрению этого вопроса в рамках ООН.

 

С появлением первых миротворческих операций в международном праве появился новый неурегулированный вопрос: как распределяется компетенция ООН и региональных организаций по вопросам их проведения. Миротворческие операции инициируются и развертываются региональными организациями для урегулирования региональных конфликтов без санкции на это Совета Безопасности ООН в случае наличия на это согласия сторон и отсутствия в действиях региональных миротворцев силовых мер. Оружие в данном случае может применяться исключительно для самообороны. Миротворческие операции по установлению мира (peace enforcement) с возможным применением силы без согласия сторон конфликта, в необходимых случаях, могут проводиться региональными организациями по поручению или с санкции Совета Безопасности ООН отдельно или совместно с миротворческими силами ООН в рамках взаимодействия ООН с соответствующей региональной организацией11.

 

В современных международных отношениях, как и в науке международного права, спор о разграничении компетенции международных организаций, участвующих в урегулировании международных конфликтов, постепенно теряет свою актуальность. Причиной этого является расширительное толкование понятия «региональные органы и соглашения» главы VIII Устава ООН, ослабление политического противостояния в мире, а также стремление международных организаций к более эффективному достижению поставленных перед ними целей. В связи с этим на первый план выходит вопрос выработки процедур взаимодействия ООН и региональных организаций, а также региональных организаций между собой.

 

Основными формами взаимодействия ООН и региональных организаций сегодня являются консультации, дипломатическая поддержка, оперативная поддержка, совместное развертывание, совместные операции. Взаимодействие региональных организаций осуществляется путем проведения консультативных совещаний, создания координационных групп периодически, без установления для этого какой-либо организационно-правовой основы. В настоящее время ведется активная работа над заключением соглашений между ООН и региональными организациями для создания прочной правовой основы взаимодействия между ними. Заключение такого рода соглашений между региональными организациями может существенно повысить эффективность их работы в сфере мирного урегулирования международных конфликтов.

 

3 Правовые проблемы применения  мирных средств урегулирования  международных конфликтов в рамках  международных организаций

^ 3.1 Международно-правовое регулирование  мирных средств урегулирования  международных конфликтов в рамках  международных организаций

 

Государства при применении мирных средств урегулирования международных конфликтов стремятся к максимальной эффективности их применения. Эффективность применения таких средств, с юридической точки зрения, обеспечивается наличием такого уровня правового регулирования каждого из средств, используемых международными организациями, в том числе по инициативе спорящих сторон, который можно признать достаточным для их быстрого и результативного применения.

 

Современная система международного права характеризуется низким уровнем правового регулирования вопросов применения мирных средств на этапе устранения конфликтного противодействия. Особые проблемы вызывает отсутствие правовых норм, устанавливающих порядок сбора данных международными организациями, доведения до их сведения информации о международных конфликтах и порядка реагирования на такие сведения, определения правового статуса и защиты временных миссий и посланников (докладчиков) организации, проведения миротворческих операций. В рамках ООН и других международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов, необходимо провести всеобъемлющее исследование возможных способов устранения или ослабления конфликтного противодействия на предмет поиска путей повышения их эффективности, в том числе путем создания четкой правовой основы их применения12.

 

Для повышения эффективности международных организаций на этапе устранения конфликтного противодействия сторон необходимо13:

 

• расширить список лиц, имеющих право оповещать международные организации, участвующие в урегулировании международных конфликтов; международным региональным организациям необходимо определить список лиц, имеющих право обращать внимание соответствующих органов организации на международные конфликты, а также определить процедуру реагирования на такие обращения;

 

• предусмотреть право региональных организаций доводить до сведения органов ООН информацию о международных конфликтах и процедуру реагирования на такие сообщения, а также в целях предотвращения дублирования функций установить механизм их взаимодействия по сбору информации и применению мирных средств урегулирования региональных конфликтов;

 

• четко определить виды и статус временных миссий и представителей международных организаций, а также на уровне международной конвенции закрепить обязанности принимающих их государств;

 

• установить правовую основу проведения миротворческих операций как на универсальном, так и на региональном уровне; определить четкие пределы применения оружия при проведении операции. Оптимальным способом решения данной проблемы является, по нашему мнению, принятие всеобъемлющей конвенции на уровне ООН, в том числе устанавливающей общее понимание основы доктрины проведения миротворческих операций, правил проведения различных типов миротворческих операций, а также установления единообразной терминологии миротворчества, на основе которой региональные организации могут устанавливать собственное правовое регулирование.

 

На стадии разрешения конкретного противоречия (международного спора) ООН и региональные организации активно используют мирные средства:

 

«Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств»14.

 

Этим международные организации интенсифицируют процесс применения уже существующих мирных средств, а также в целях повышения эффективности урегулирования международных споров международные организации создали собственные механизмы. Практика участия международных организаций в мирном урегулировании международных споров показывает недостаточность существующей правовой регламентации средств мирного урегулирования споров («добрые услуги», посредничество, следственные и согласительные комиссии). Специальные механизмы, созданные в рамках международных организаций для разрешения международных споров, применяются государствами крайне редко (например, система мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ). Общим решением указанных проблем будет создание конвенции универсального характера о мирных средствах разрешения международных споров, устанавливающей обязательные механизмы их применения. Такая конвенция может стать примером для создания правовой основы специальных механизмов урегулирования международных споров в рамках международных региональных организаций.

^ 3.2 Имплементация решений международных  организаций, принимаемых в целях  урегулирования международных конфликтов

 

Имплементация международного права - фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.

 

Национальный механизм имплементации норм международного права каждого конкретного государства обладает присущими только ему чертами, зависящими от особенностей внутренней правовой системы. Однако ряд признаков, прежде всего характеризующих его структуру, являются общими для любого государства.

 

Структура национального механизма имплементации включает в себя следующие элементы15:

 

закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне;

Информация о работе Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций