Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель данной работы заключается в комплексном исследовании правового положения юридических лиц в международном частном праве, в выявлении теоретических и практических проблем, связанных с определением правового положения юридических лиц в международном частном праве, и разработке предложений по изменению действующего законодательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………...5
Особенности правового регулирования.……. ……………….........…...5
Личный закон юридического лица ……………….………………...…..8
Критерии определения личного закона………………………………..11
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ…………….18
2.1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ…………18
2.2. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...…...31
Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.
Федеральный закон об иностранных инвестициях 1999 г. относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена.
Приравнивание организаций, не обладающих статусом юридического лица, к юридическим лицам путем распространения на эти организации действия норм ГК РФ о юридических лицах связано с тем, что для этих неправосубъектных организаций так же, как и для юридических лиц, важным условием деятельности является признание их существования. Именно поэтому "учреждение" такой организации, с которым связан ее личный статут, не следует понимать обязательно как внесение этой организации в тот или иной реестр; важно то, что эта организация является легально созданной в соответствии с законодательством данного государства.12
Во многих двусторонних международных соглашениях, заключенных СССР, а затем Россией с иностранными государствами о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, применяется тот же критерий инкорпорации, в некоторых соглашениях (например, с Грецией, Аргентиной и Японией) действуют одновременно два критерия - инкорпорации и местонахождения, в соглашении с ФРГ и Италией использован только критерий местонахождения. Принцип "контроля" применен в некоторых соглашениях Российской Федерации (с Филиппинами, Кувейтом, Швейцарией, Бельгией и Люксембургом). Так, по договору с Филиппинами он установлен применительно к компаниям, созданным не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемых гражданами или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин, однако в отношении РФ этот принцип в договоре не применен.
Личным законом созданных в России юридических лиц с иностранным участием является российский закон независимо от размера доли участия в них иностранного капитала. Однако в тех случаях, когда необходимо защитить прежде всего интересы отечественной экономики, отечественного производителя и ввести определенные ограничения в отношении иностранных юридических лиц, к ним приравниваются российские юридические лица, доля иностранного капитала в которых превышает 50%.
Следует обратить внимание на то, что в части третьей ГК содержится перечень вопросов, которые должны определяться на основе личного закона юридического лица: статус юридического лица; организационно-правовая форма юридического лица; требования к наименованию юридического лица; вопросы создания, реорганизации, ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; содержание правоспособности юридического лица; порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Согласно ст. 2 ГК РФ иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:
- заключать внешнеэкономические
сделки без каких-либо
- арендовать земельные
участки, здания и помещения
для офисов, осуществлять производственную
деятельность, а также приобретать
право собственности на
- совершать связанные
со сделками расчеты, кредитно-
- быть учредителями и
участниками создаваемых в
- создавать полностью
принадлежащие им предприятия,
хозяйственные общества и
- заключать инвестиционные
соглашения, концессионные соглашения,
соглашения о разделе
- учреждать на территории
России свои представительства,
- регистрировать товарные
знаки и наименования мест
происхождения (на началах
- быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.
При этом предусматривается, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву, «за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении» (п. 3 ст. 1202 ГК РФ).
Основные ограничения
прав иностранных юридических лиц,
установленные федеральным
Федеральный Закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»13 рассматривает коммерческое присутствие в качестве формы организации предпринимательской и экономической деятельности иностранного лица на территории РФ в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Свои представительства в России могут открывать иностранные банки, авиационные предприятия и др. Согласно установленному порядку иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитующим органом.
Иностранная фирма или организация, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление, в котором оговаривается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы, ее планов и перспектив сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются официальные документы.
Филиал иностранного юридического
лица создается в целях
Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном капитале указанной организации, при осуществлении им реинвестирования пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях.
Российская коммерческая
организация получает статус коммерческой
организации с иностранными инвестициями
со дня вхождения в состав ее участников
иностранного инвестора. Она утрачивает
этот статус со дня выхода иностранного
инвестора из состава ее участников.
С этого дня указанная
Важную роль в решении существенных вопросов как учреждения предприятий, так и их деятельности призваны сыграть договоры о создании предприятий, заключаемые их участниками, и уставы предприятий.
Предприятия с иностранными инвестициями (СП) являются юридическими лицами по российскому законодательству. Они могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и третейском суде. Предприятия имеют самостоятельный баланс и действуют на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. В принципе на них как на юридические лица российского права распространяются общие положения российского законодательства о юридических лицах. Но в отношении таких предприятий действуют и некоторые специальные положения, прямо установленные законодательством.14
Из других юридических
вопросов следует остановиться на вопросе
о праве, подлежащем применению к
взаимоотношениям участников предприятия
с иностранными инвестициями. Поскольку
договор об учреждении такого предприятия
- это всегда договор с иностранным
участником (фирмой, компанией, корпорацией),
во взаимоотношениях участников всегда
присутствует "иностранный элемент".
Это означает необходимость решения
так называемой коллизионной проблемы,
т.е. вопроса о том, правом какого
государства эти отношения
Правовое положение российских юридических лиц за рубежом определяется российским законодательством, которым должны руководствоваться юридические лица, осуществляющие свою деятельность вне пределов страны, внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, а также международными договорами.
Российское
законодательство в этой сфере призвано
способствовать решению таких взаимосвязанных
задач, как установление, с одной
стороны, препон для бегства капиталов
за границу, а с другой - стимулирование
инвестирования в Россию капиталов,
находящихся за рубежом. Однако наше
законодательство в этом отношении
далеко от совершенства. Формально
продолжает действовать устаревшее
Постановление Совета Министров
СССР от 18 мая 1989 г. "О развитии хозяйственной
деятельности советских организаций
за рубежом", согласно которому был
установлен разрешительный порядок
вывоза российскими инвесторами
капитала за границу. Для вывоза капиталов
за границу и открытия счетов в
банках за пределами России необходимо
получение лицензий. Было установлено
также, что для создания за рубежом
предприятий с российским участием
требуется получение разрешения
федерального исполнительного органа
и регистрация в России. В государственный
реестр должны вноситься все зарубежные
предприятия с российскими
Все российские лица - участники оборота (в том числе и юридические лица) независимо от форм собственности вправе осуществлять за рубежом самостоятельно внешнеторговую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. Они могут заключать сделки и несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Деятельность по экспорту или импорту лишь отдельных товаров, на которые установлена государственная монополия, может осуществляться на основе лицензирования. Лицензии на такую деятельность выдаются только государственным унитарным предприятиям. Имеются особые правила об экспортном контроле, согласно которым определена система обязательного лицензирования в отношении операций с контролируемыми товарами и технологиями. Установлен также особый порядок военно-технического сотрудничества, согласно которому определен круг тех организаций, которым разрешено заключать контракты.
Информация о работе Правовое положение юридических лиц в международном частном праве