Принцип суверенного равенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить принцип суверенного равенства государства. Исходя из цели можно поставить перед собой задачи:
- Дать понятие и определить классификацию основных принципов международного права;
Проанализировать правовое содержание и характеристику принципов международного права;
Рассмотреть понятие и содержание принципа суверенного равенства государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы международного права: понятие, виды, особенности 5
1.1. Сущность и понятие принципов международного права 5
1.2. Основные принципы международного права 7
Глава 2. Принцип суверенного равенства 16
2.1. Основные понятия суверенного равенства 16
2.2. Содержание принципа суверенного равенства 20
Заключение 27
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

МП.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Согласно Декларации 1970 года, принцип невмешательства  означает запрещение прямого или  косвенного вмешательства по любым  причинам во внутренние или внешние  дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией данный принцип  включает в себя следующее:

а) запрещение вооруженной  интервенции и других форм вмешательства  или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства  или против его политических, экономических  и культурных основ;

б) запрещение использования  экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении  им своих суверенных прав и получения  от него каких-либо преимуществ;

в) запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

г) запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

д) запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

е) право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств12.  

Принцип самоопределения народов и наций.

Содержание рассматриваемого принципа в современном, международном  праве включает в основном следующее:

а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства нише свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б) все государства обязаны уважать это право;

в) все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е) запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения  наций и народов не означает, что  нация (народ) обязана стремиться к  созданию самостоятельного государства  или государства, объединяющего  всю нацию. Право нации на самоопределение  есть ее право, а не обязанность13.

Принцип сотрудничества государств.

Он представляет собой результат углубления международного разделения труда, широкого развития международных  экономических и других связей в  современную эпоху. Экономическая  и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т.д. породила этот юридический принцип.

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных  договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Развивая положения  Устава, Декларация о принципах международного права 1970 года следующим образом  определяет содержание принципа сотрудничества государств:

а) государства  обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных  отношений с целью поддержания  международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

б) сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

в) государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип уважения прав человека.

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и  основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному  времени и связано непосредственно  с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось  в политико-правовой терминологии с  конца XVIII века и связано с эпохой буржуазных революций.

Анализ многочисленных международных документов, по нравам человека показывает, что в современном  международном праве имеется  универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны  уважать и соблюдать права  человека и основные свободы для  всех, без различия расы, пола, языка  и религии14.

Как правило, международные  документы не определяют, каким образом  государство будет выполнять  принятие на себя обязательства. Вместе с тем стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в  определенной мере связывают свободу  поведения государств в сфере  национального законодательства. Более  того, анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом  международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных  обязательств.

Он относится  к числу наиболее старых основных принципов международного права.

Этот принцип  закреплен в Уставе ООН. В его  преамбуле подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться... уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Устав обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2). Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности нрава и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

Названный принцип  распространяется на все международные  обязательства, вытекающие и из международных  договоров, и из обычных норм, а  также из обязательных решений международных органов и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принцип суверенного равенства

2.1. Основные понятия суверенного равенства

Этимологически слово  «суверенитет» восходит через старофранцузское «soveranité» к латинскому «suprematis», или  «suprema potestas», что означает «высшая  власть». 15

Понятие суверенитета было введено французским юристом XVI в. Жаном Боденом и первоначально  сохраняло связь с феодальным правом, обозначая власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей16.

Важным для политической мысли Нового времени был вопрос об источниках суверенитета. Первым, кто  попытался дать ответ на этот вопрос, был английский политический мыслитель XVII в. Томас Гоббс, создавший теорию абсолютного «народного представительства». Т. Гоббс связывал переход человека из «естественного состояния», характерной  чертой которого была «война всех против всех», к «общественному состоянию» с заключением так называемого  «общественного договора».

Идея «народного представительства» получила развитие в учении знаменитого  деятеля эпохи французского Просвещения  Ж. Ж. Руссо о «народном суверенитете», наиболее полно изложенном в его  трактате «Об общественном договоре». В отличие от Т. Гоббса, Руссо не считает, что суверен — это  представитель народа. По его мнению, суверен един и не может быть никем  представляем. Сувереном является народ, заключающий общественный договор, а не «лицо или собрание лиц» (по Т. Гоббсу). Суверен — это «политический  организм», «коллективное существо», «условная личность»17.

Концепция Ж. Ж. Руссо «народного суверенитета» была подвергнута  острой критике из разных политических лагерей за ее радикализм, толкающий народ к конфликту с правящим режимом. Наиболее содержательной была критика концепции «народного суверенитета» великим немецким философом Г. В. Ф. Гегелем, являвшимся сторонником конституционной монархии. Как и Руссо, Гегель выступал за целостность государства и суверенитета, но считал неверным противопоставление суверенитетов народа и правителя18.

Некий «гибридный» вариант  концепций «народного суверенитета»  Ж. Ж. Руссо и «народного представительства» Т. Гоббса был реализован в ходе американской войны за независимость и Конституции  США 1787 г. Лидеры первой американской революции  достаточно часто прибегали к  доктрине «народного суверенитета»  в период борьбы за независимость  от британской короны для того, чтобы  обосновать нелегитимность колониального  владычества Англии в Северной Америке.

После дискуссий вокруг доктрины «народного суверенитета» концепт  суверенитета просуществовал без особых изменений до конца XIX в. Ситуация изменилась в начале XX в., когда известный  немецкий социолог и политолог Макс Вебер ввел понятие легитимного  насилия. По его мнению, это средство со временем монополизировало государство. На определенной территории именно оно  располагает исключительным правом на легитимное насилие.

Марксизм-ленинизм явился инициатором  дискуссий по вопросу о новом  концепте — национальном суверенитете. Большевики активно использовали лозунг о праве наций на самоопределение  как в период борьбы с царизмом, так и после Октябрьской революции  для разжигания мировой революции  путем поощрения национально-освободительного движения в колониальных и зависимых  странах. Именно под влиянием СССР тезис  о праве наций на самоопределение  был включен в Устав ООН  в качестве одного из важнейших принципов  международного права, а народы, боровшиеся за свою независимость, получили статус субъекта международного права (наряду с государствами и международными организациями).

В современной общественно-политической мысли господствует неолиберальный подход к трактовке понятия «суверенитет», который базируется на международно-правовом подходе, ибо неолибералы именно право считают основой международных  отношений и полагают, что все  отношения между государствами  должны регулироваться соответствующими международно-правовыми документами19.

Понятие равенства является одним из краеугольных камней философии, социальной политики и нравственной доктрины.

Cловарь философских терминов трактует понятие «равенство» как принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам20.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой  содержит такие понятия «равенства»  -  1) Одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и  тысяча п.).  2) Такое положение  людей в обществе, при котором  они находятся в одинаковом отношении  к средствам производства всего  общества21.

По большому энциклопедическому  словарю - Равенство - социальное, характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов22.

У Ж.-Ж. Руссо равенство  выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому  А. Токвиль считал, что установка  на равенство социальных условий  жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 вв. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений23.

Впервые толкование термина  «суверенное равенство» государств было дано на Сан-Францисской конференции, принявшей Устав ООН. Оно содержалось  в докладе Комитета I/1 этой Конференции, который был одобрен затем  Первой комиссией и пленумом Конференции. Это толкование полностью сохраняет свое значение и поныне.24

Суверенное равенство  государств - один из важнейших принципов международного права, составляющий основу современных международных отношений. Наиболее полно принцип С.р.г. отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.25

Суверенное равенство  государств - общепризнанный принцип международного права, означающий, что все государства юридически равны между собой в качестве суверенных, независимых участников международного общения, в целом пользуются одинаковыми правами и несут равные обязанности, несмотря на различие их экономических, социальных и политических систем.26

Суверенное равенство  государств - один из основных принципов международного права, в соответствии с которым все государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различия их экономических, социальных и политических систем.27

Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., основное содержание рассматриваемого принципа сводится к следующему. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и одинаковые обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера28 (п.1).

Сущность суверенитета воплощается  в праве — национальном (внутригосударственном) и международном, определяет их основу, главное содержание.

2.2. Содержание принципа суверенного равенства

 

Независимость государства  в международных отношениях есть признак государственного суверенитета, имеющий в виду прежде всего и  главным образом его независимость  во взаимоотношениях с другими государствами  — основными субъектами международного права.

Если во внутригосударственных  общественных отношениях государство  выступает как обладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений, находящихся  на его территории, то в противоположность  этому для международных отношений  характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила  поведения в международном общении. Тем самым они взаимно независимы.

Информация о работе Принцип суверенного равенства