Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим Каспийского моря»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:36, творческая работа

Описание работы

Работа выполнена на интерсную и важную как в правовом, так и в политическом отношении тему. Определение правового режима Каспийского моря важно для реализации экономических интересов прикаспийских государств, стабилизации политической ситуации в регионе, удовлятворения потребностей населения прикаспийских областей. С точки зрения международного права данный режим является режимом sui generis, созданным главным образом посредством многосторонних и двусторонних договоров при незначительной роли обычая.

Файлы: 1 файл

каспийское море.docx

— 240.67 Кб (Скачать файл)

1.1. Правовой режим  по Туркаманчайскому и Гюлистанскому мирным договорам

Только в 1813 г., подписанным  после окончания русско-персидской войны в г. Гюлистан мирным договором, впервые закреплялись положения, касающиеся судоходства в Каспийском море. В 1828 году Гюлистанский договор был заменен Туркманчайским, которым завершилась вторая русско-персидская война. В нем закреплялось, что российским купеческим судам разрешено свободно плавать по Каспийскому морю и вдоль его берегов, как равно и приставать к ним, а в случае кораблекрушения Персия обязана оказать помощь. Такое же право предоставляется и персидским купеческим судам, где взаимно, в случае кораблекрушения, им «имеет быть оказано всякое пособие». Военные же российские суда сохранили ранее имевшееся исключительное право плавать под своими флагами в Каспийском море и пользоваться портами.  В соответствии с Туркманчайским трактатом, границей между Российской империей и Персией определялась черта, проходящая, в частности, «по правому берегу Восточной реки Одинабазара до ее верховья, а отселе до вершины Джиколирских высот, так что все воды, текущие с высот к Каспийскому морю, будут принадлежать России,  а все воды, изливающиеся на сторону Персии, будут принадлежать Персии».2 Некоторые авторы полагают, что преобладающие права России на все Каспийское море подтверждает еще и Конвенция о разграничении к востоку от Каспийского моря, подписанная в Тегеране 9 декабря 1881 г., а также особый акт о торговле, заключенный в Туркменистане 10 февраля 1828 г. 3Так, итальянский юрист Сесаре Романо пишет: «Полный и абсолютный контроль России над всем Каспийским морем в течение длительного исторического периода, признание государствами мира этих прав царской России, за некоторыми исключениями, не ставится под сомнение в современной международно-правовой доктрине».  Первым отечественным юристом, попытавшимся охарактеризовать Каспийское море с точки зрения международного права, был Ф.Ф. Мартенс. Он писал: «В совершенно другом сравнительно с открытыми морями положении находятся те моря, которые не только окружены территориальными владениями одного и того же государства, но и не имеют никакой связи с океаном. Это - закрытые моря: они состоят под властью того государства, в пределах которого лежат. На этом основании Каспийское море также закрытое, хотя оно омывает берега, принадлежащие России и Персии, но должно считаться русским». Сноска?

Однако при более внимательном анализе соглашений, можно сделать  вывод, что распространенное в международно-правовой доктрине мнение об исключительных правах России в отношении Каспийского  моря не совсем верное - никаких исключений в пользу какой-либо из договаривающихся сторон не  делалось. В связи с этим нельзя согласиться с господствующим и в отечественной, и в западной международно-правовой доктрине мнением, что только Россия вплоть до первой четверти XX столетия определяла в одностороннем порядке правовой режим Каспийского моря.  

 Однако, несмотря на  появление ряда серьезных научных  исследований и русско-персидскую  договорно-правовую практику XIX – начала XX века, вплоть до Октябрьской революции международно-правовой статус Каспийского моря юридически не оформился.

 

 

 

 

1.2. Договоры, заключенные  СССР и практика их применения  

После победы Октябрьской  революции Советская Россия в  одностороннем и добровольном порядке  аннулировала все прежние договоры и соглашения с Ираном. В ст. 1 Договора между РСФСР и Ираном от 26 февраля 1921 г. провозглашалось, что Российское государство «объявляет все трактаты, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу». Россия объявляла отмененными и договоры, которые были заключены царским правительством с третьими государствами «во вред Персии и относительно ее». В силу провозглашенных в статье 1 принципов утратил также силу и мирный трактат, заключенный между Персией и Россией в Туркманчае 10-го февраля 1828 года, ст. VIII коего лишала Персию прав иметь флот на Каспийском море. Обе  Высокие Договаривающиеся Стороны согласились, что с момента подписания настоящего договора они будут в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом. Но провозглашенная Россией и Ираном свобода судоходства представлялась только для российских и иранских судов, при чем в том числе и для военных кораблей. Иными словами, Иран приобретал право иметь свой военно-морской флот на Каспийском море.

В договоре упоминается и  такой вид деятельности, как рыболовство - предусматривалось согласие Ирана  заключить с Россией соглашение об эксплуатации рыбных промыслов, расположенных  на южном побережье Каспийского  моря. Договор устанавливал режим  свободного судоходства, свободного рыболовства, а в статье XIV Договора зафиксировано: «Признавая все значение рыбных промыслов Южного побережья Каспийского моря для нормального снабжения России предметами продовольствия, правительство Персии по утрате законной силы договорными обязательствами, имеющимися у него в отношении этих промыслов, согласно заключить соглашение» с продовольственным органом России «об эксплуатации сих промыслов на особых, имеющих быть выработанными к тому времени условиях». (Такое Соглашение было действительно заключено в дальнейшем, в 1927 г., и на его основе учреждена первая советско-иранская рыбопромысловая компания «Шилат», которая в качестве совместного предприятия существовала до 1953 г.).

Пространственного разграничения  российско-персидским договором 1921 г. на Каспийском море не устанавливалось, и море было определено кок объект общего пользования СССР и Ирана. Разграничение национальной юрисдикции на море не было предусмотрено, то есть оно не было разделено по этому  Соглашению на национальные сектора, линия  Астра - Гасан-Кули никогда не была признана как формальная морская граница между СССР и Ираном».4

Хотя статьей XI Договора 1921 г. предусмотрено, что утратил силу «мирный трактат, заключенный между Персией и Россией в Туркманчае 10-го февраля 1828г., ст. VIII коего лишала Персию права иметь флот на Каспийском море». Стиль! Однако Договором 1921 г. не отменен особый акт о торговле, который был заключен Россией и Персией в тот же день, и который предусматривает, главным образом, двусторонний торговый режим. В соответствии с данным актом российские поданные, снабженные узаконенными паспортами, могут производить торговлю по всему пространству Персидского государства и свободно отправляться оттуда в другие государства, соединенные с Персией. Персидским же поданным предоставляется право перевозить их товары в Россию как через Каспийское море, так и через сухопутную границу, обменивать товары, покупать товары для вывоза, пользуясь правами и преимуществами наравне с подданными держав, наиболее благоприятствующих. В целях доставления торговле обоюдных подданных выгод, договором установлено взимать с товаров, привозимых в Персию или вывозимых российскими поданными, а равно с персидских товаров, привозимых в Россию через Каспийское море или сухопутную границу, а также с российских товаров, теми же путями вывозимых из России, «взимать пошлину, как и прежде, до пяти процентов со ста, единожды навсегда, при ввозе или вывозе тех товаров, не подвергая уже оные, после того, никакой таможенной пошлине». Тот факт, что в советский период не обозначено практики применения этого договора, не означает намерения сторон его расторгнуть.

Российско-иранским Договором  от 26 февраля 1921г. была сделана попытка  выработки международно-правового  положения Каспийского моря. Его  положения фактически заложили фундамент  его режима для советского времени. Однако по его содержанию трудно судить, как же квалифицировалось Каспийское море – как море или озеро. Исходя из российско-иранской договорно-правовой практики последующих после заключения договора, многие авторы, в частности Мамедов Р.Ф. инициалы в начале, склонны считать, что Каспийское море рассматривалось составителями договора в качестве закрытого моря.

1 октября 1927г. между  СССР и Ираном был заключен  Договор о гарантии и нейтралитете, подтвердивший действие положений  договора 1921 г. В первые месяцы  после заключением договора 1927г.  произошел обмен рядом нот,  через которые стороны признали, что, «принимая во внимание  обоюдный интерес», Каспийское море  является «исключительно советско- персидским».              

К этой правовой базе следует  также добавить Соглашение о взаимном пользовании пограничными реками и  водами 1926 г. и Соглашение об эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря, заключенное в 1927 г.

Развитие разнообразных  отношений между СССР и Ираном, в том числе в области судоходства  и рыболовства, потребовало заключения конвенции, которая бы более подробно регулировала советско-иранские отношения  касающиеся, в частности, пользования  Каспийским морем. В 1931 году была принята  конвенция о поселении, торговле, мореплавании. Статьей XVI Конвенции от 27 октября 1931 г. предусматривалось, что в соответствии с принципами, провозглашенными Договором от 26 февраля 1921 г. на всем протяжении Каспийского моря могут находиться только суда, принадлежащие договаривающимся государствам, либо их гражданам и торговым или транспортным организациям.5 Стороны согласились также, что членами экипажей судов, осуществляющих плавание на Каспийском море, будут только их граждане. Торговым судам, плавающим под флагами сторон, в прикаспийских портах предоставляли национальный режим «при входе, во время пребывания и при выходе». В то же время, в других морях этим судам во время пребывания в территориальных водах и портах договаривающихся сторон предоставлялся режим наибольшего благоприятствования. Каждая из договаривающихся сторон намеревалась сохранить за своим собственным флагом ловлю рыбы в водах, омывающих ее берега, до пределов 10 морских миль. Однако установление десятимильной рыболовной зоны не оказало существенного влияния на особый правовой статус Каспийского моря, которое являлось в то время совместным советско-иранским. Договаривающиеся стороны предоставляли друг другу также право каботажных перевозок пассажиров и грузов, но между тем из международной морской практики известно, что права на такой род перевозок, за редкими исключениями, не предоставляются иностранным государствам.

27 августа 1935 году была  принят договор «О торговле, мореплавании  и поселении», который лишь подтвердил  аналогичные положения Конвенции  1931 года. А 25 марта 1940 года был  заключен Договор  «О торговле и мореплавании». Договор о торговле и мореплавании от 25 марта 1940 г.6 подтвердил, что на всем пространстве Каспийского моря могут находиться только суда, принадлежащие договаривающимся государствам, либо их гражданам и торговым и транспортным организациям. Этим судам в расположенных в Каспийском море портах СССР и Ирана при входе, во время пребывания и при выходе, а также в отношении уплаты других сборов предоставляется национальных режим. Сохранялось положение о предоставлении друг другу права осуществления каботажных перевозок пассажиров и грузов, не изменялось также положение относительно исключительного права рыболовства в водах, омывающих берега договаривающихся государств, до пределов 10 морских миль. Только СССР и Иран, как два прикаспийских государства, пользуются равными и исключительными правами на осуществление морской деятельности в Каспийском море. Указанная десятимильная зона резервируется, соответственно, каждой из стран, независимо от предшествующих положений (п.4 ст. 12). 

В письмах о Каспийском море от 25 марта 1940 г., которыми обменялись представители СССР и Ирана в  день заключения Договора 1940 года, отмечалось, что «Каспийское море, рассматриваемое  обеими Договаривающимися сторонами  как море советское и иранское, представляет для Договаривающихся Сторон исключительных интерес»; а  также устанавливалось, что граждане третьих государств, находящихся  на службе на судах договаривающихся государств, либо в их портах не использовали своей службы и пребывания на судах в целях, выходящих за рамки возложенных на них служебных обязанностей.

Рассмотренные выше, действующие  до сих пор Договоры от 26 февраля 1921 г. и 25 марта 1940 г. по сей день определяют современный правовой статус Каспийского  моря и регулируют всю деятельность на море. Но они обошли вниманием  проблему делимитации и юридически не определили морской границы между  СССР и Ираном. В 1935г. секретным внутриведомственным  актом НКВД СССР была лишь условно  установлена морская граница  по линии Астара-Гасан-Кули.  Однако А.Н. Вылегжанин не согласен с бытующим мнением, что в 1935 году Каспийское море было разделено на советский и иранский рыбохозяйственные секторы по линии между Астарой в Азербайджане и Гасан-Кули в Туркменистане, и данная трактовка в самом деле не в полной мере соответствует международно-правовым реалиям. Данная линия действительно была установлена СССР в одностороннем порядке, как внутренняя административная мера, однако она никогда не квалифицировалась двумя государствами в качестве международной договорной границы для целей разграничения прав на рыбные или иные морские природные ресурсы, хотя и применялась некоторое время Советским Союзом для своих воздушных судов, а с 1953 г. – служила линией для указанного советским рыбохозяйственным ведомством предела промысла рыболовных судов в южных районах Каспийского моря в целях предупреждения конфликтов с Ираном.

Вместе с тем, после  распада СССР возникли новые государства - его правопреемники, возникла возможность  постановки ими вопросов о сохранении прав на судоходство и лов рыбы в пределах 10 морских миль от берега в силу Договора 1940 г., появилась  необходимость заключения ряда двусторонних соглашений, отчего некоторые положения  были изменены.          

1.3.Правовой режим  Каспийского моря после распада  СССР  и вопросы правопреемства

После распада СССР возникли новые субъекты международного права  – Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. Ситуация в регионе резко изменилась, на берегах Каспийского моря началась история независимых государств. Каспийское море в постсоветское  время приобрело пятерых хозяев. Возник вопрос, сохранился ли режим  установленного ранее советско-иранского  кондоминиума в отношении моря. С  точки зрения современного международного права, распад государства на несколько  государств не может внести какие-либо изменения в установленный международными договорами правовой режим той или  иной территории, если только стороны  не договорились об ином. Вновь возникшие  государства, в соответствии с общим  международным правом, стали правопреемниками СССР в несении ответственности  за международные отношения применительно  к территории государства-предшественника.  Суверенные прикаспийские государства в одностороннем порядке заявили о своих правах на отдельные части Каспийского моря и обозначили свои притязания на национальные участки. Россия же является продолжательницей СССР, то есть осуществляет континуитет.

Информация о работе Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим Каспийского моря»