Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:36, творческая работа
Работа выполнена на интерсную и важную как в правовом, так и в политическом отношении тему. Определение правового режима Каспийского моря важно для реализации экономических интересов прикаспийских государств, стабилизации политической ситуации в регионе, удовлятворения потребностей населения прикаспийских областей. С точки зрения международного права данный режим является режимом sui generis, созданным главным образом посредством многосторонних и двусторонних договоров при незначительной роли обычая.
1.1. Правовой режим по Туркаманчайскому и Гюлистанскому мирным договорам
Только в 1813 г., подписанным
после окончания русско-
Однако при более внимательном анализе соглашений, можно сделать вывод, что распространенное в международно-правовой доктрине мнение об исключительных правах России в отношении Каспийского моря не совсем верное - никаких исключений в пользу какой-либо из договаривающихся сторон не делалось. В связи с этим нельзя согласиться с господствующим и в отечественной, и в западной международно-правовой доктрине мнением, что только Россия вплоть до первой четверти XX столетия определяла в одностороннем порядке правовой режим Каспийского моря.
Однако, несмотря на
появление ряда серьезных
1.2. Договоры, заключенные СССР и практика их применения
После победы Октябрьской революции Советская Россия в одностороннем и добровольном порядке аннулировала все прежние договоры и соглашения с Ираном. В ст. 1 Договора между РСФСР и Ираном от 26 февраля 1921 г. провозглашалось, что Российское государство «объявляет все трактаты, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу». Россия объявляла отмененными и договоры, которые были заключены царским правительством с третьими государствами «во вред Персии и относительно ее». В силу провозглашенных в статье 1 принципов утратил также силу и мирный трактат, заключенный между Персией и Россией в Туркманчае 10-го февраля 1828 года, ст. VIII коего лишала Персию прав иметь флот на Каспийском море. Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласились, что с момента подписания настоящего договора они будут в равной степени пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом. Но провозглашенная Россией и Ираном свобода судоходства представлялась только для российских и иранских судов, при чем в том числе и для военных кораблей. Иными словами, Иран приобретал право иметь свой военно-морской флот на Каспийском море.
В договоре упоминается и такой вид деятельности, как рыболовство - предусматривалось согласие Ирана заключить с Россией соглашение об эксплуатации рыбных промыслов, расположенных на южном побережье Каспийского моря. Договор устанавливал режим свободного судоходства, свободного рыболовства, а в статье XIV Договора зафиксировано: «Признавая все значение рыбных промыслов Южного побережья Каспийского моря для нормального снабжения России предметами продовольствия, правительство Персии по утрате законной силы договорными обязательствами, имеющимися у него в отношении этих промыслов, согласно заключить соглашение» с продовольственным органом России «об эксплуатации сих промыслов на особых, имеющих быть выработанными к тому времени условиях». (Такое Соглашение было действительно заключено в дальнейшем, в 1927 г., и на его основе учреждена первая советско-иранская рыбопромысловая компания «Шилат», которая в качестве совместного предприятия существовала до 1953 г.).
Пространственного разграничения российско-персидским договором 1921 г. на Каспийском море не устанавливалось, и море было определено кок объект общего пользования СССР и Ирана. Разграничение национальной юрисдикции на море не было предусмотрено, то есть оно не было разделено по этому Соглашению на национальные сектора, линия Астра - Гасан-Кули никогда не была признана как формальная морская граница между СССР и Ираном».4
Хотя статьей XI Договора 1921 г. предусмотрено, что утратил силу «мирный трактат, заключенный между Персией и Россией в Туркманчае 10-го февраля 1828г., ст. VIII коего лишала Персию права иметь флот на Каспийском море». Стиль! Однако Договором 1921 г. не отменен особый акт о торговле, который был заключен Россией и Персией в тот же день, и который предусматривает, главным образом, двусторонний торговый режим. В соответствии с данным актом российские поданные, снабженные узаконенными паспортами, могут производить торговлю по всему пространству Персидского государства и свободно отправляться оттуда в другие государства, соединенные с Персией. Персидским же поданным предоставляется право перевозить их товары в Россию как через Каспийское море, так и через сухопутную границу, обменивать товары, покупать товары для вывоза, пользуясь правами и преимуществами наравне с подданными держав, наиболее благоприятствующих. В целях доставления торговле обоюдных подданных выгод, договором установлено взимать с товаров, привозимых в Персию или вывозимых российскими поданными, а равно с персидских товаров, привозимых в Россию через Каспийское море или сухопутную границу, а также с российских товаров, теми же путями вывозимых из России, «взимать пошлину, как и прежде, до пяти процентов со ста, единожды навсегда, при ввозе или вывозе тех товаров, не подвергая уже оные, после того, никакой таможенной пошлине». Тот факт, что в советский период не обозначено практики применения этого договора, не означает намерения сторон его расторгнуть.
Российско-иранским Договором
от 26 февраля 1921г. была сделана попытка
выработки международно-
1 октября 1927г. между
СССР и Ираном был заключен
Договор о гарантии и
К этой правовой базе следует также добавить Соглашение о взаимном пользовании пограничными реками и водами 1926 г. и Соглашение об эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря, заключенное в 1927 г.
Развитие разнообразных
отношений между СССР и Ираном,
в том числе в области
27 августа 1935 году была
принят договор «О торговле, мореплавании
и поселении», который лишь подтвердил
аналогичные положения
В письмах о Каспийском море от 25 марта 1940 г., которыми обменялись представители СССР и Ирана в день заключения Договора 1940 года, отмечалось, что «Каспийское море, рассматриваемое обеими Договаривающимися сторонами как море советское и иранское, представляет для Договаривающихся Сторон исключительных интерес»; а также устанавливалось, что граждане третьих государств, находящихся на службе на судах договаривающихся государств, либо в их портах не использовали своей службы и пребывания на судах в целях, выходящих за рамки возложенных на них служебных обязанностей.
Рассмотренные выше, действующие до сих пор Договоры от 26 февраля 1921 г. и 25 марта 1940 г. по сей день определяют современный правовой статус Каспийского моря и регулируют всю деятельность на море. Но они обошли вниманием проблему делимитации и юридически не определили морской границы между СССР и Ираном. В 1935г. секретным внутриведомственным актом НКВД СССР была лишь условно установлена морская граница по линии Астара-Гасан-Кули. Однако А.Н. Вылегжанин не согласен с бытующим мнением, что в 1935 году Каспийское море было разделено на советский и иранский рыбохозяйственные секторы по линии между Астарой в Азербайджане и Гасан-Кули в Туркменистане, и данная трактовка в самом деле не в полной мере соответствует международно-правовым реалиям. Данная линия действительно была установлена СССР в одностороннем порядке, как внутренняя административная мера, однако она никогда не квалифицировалась двумя государствами в качестве международной договорной границы для целей разграничения прав на рыбные или иные морские природные ресурсы, хотя и применялась некоторое время Советским Союзом для своих воздушных судов, а с 1953 г. – служила линией для указанного советским рыбохозяйственным ведомством предела промысла рыболовных судов в южных районах Каспийского моря в целях предупреждения конфликтов с Ираном.
Вместе с тем, после распада СССР возникли новые государства - его правопреемники, возникла возможность постановки ими вопросов о сохранении прав на судоходство и лов рыбы в пределах 10 морских миль от берега в силу Договора 1940 г., появилась необходимость заключения ряда двусторонних соглашений, отчего некоторые положения были изменены.
1.3.Правовой режим
Каспийского моря после
После распада СССР возникли
новые субъекты международного права
– Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.
Ситуация в регионе резко изменилась,
на берегах Каспийского моря началась
история независимых
Информация о работе Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим Каспийского моря»