Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:36, творческая работа
Работа выполнена на интерсную и важную как в правовом, так и в политическом отношении тему. Определение правового режима Каспийского моря важно для реализации экономических интересов прикаспийских государств, стабилизации политической ситуации в регионе, удовлятворения потребностей населения прикаспийских областей. С точки зрения международного права данный режим является режимом sui generis, созданным главным образом посредством многосторонних и двусторонних договоров при незначительной роли обычая.
Причин, приведших к признанию со стороны прибрежных государств и ученых Каспийского моря закрытым морем, насчитывается несколько.
Во-первых, неоднозначная позиции и выводы географической науки, базирующиеся не только на современном положении озера, но и на данных прошлых веков, которые следующим образом метко охарактеризовал К.К. Гюль: «Каспийское море - величайшее озеро в мире. Благодаря своим размерам и солености воды оно еще в глубокой древности получило наименование моря».
Подобный подход к оценке
географического положения
Во-вторых, причиной, приведшей к признанию некоторыми авторами Каспийского моря закрытым морем, явилось полное отсутствие в свое время в советской юридической науке учения о пограничных озерах и слабое знакомство с договорно-правовой практикой других приозерных государств. До 60-х годов в западной доктрине международного права проблемы пограничных озер изучались также неоднозначно.
Несмотря на то, что за Каспием исторически укрепилось название моря, тем не менее, с географической точки зрения он является обычным пограничным озером.
Изучение доктринальных
источников заставляет думать, что
многие ученые также понимали это
обстоятельство, но оказались не в
состоянии выйти за рамки действующей
договорно-правовой практики. А учитывая
современную тенденцию
2.2. Квалификация
Каспийского моря в качестве
пограничного озера и
Следует отметить, что уже в годы, когда еще безраздельно доминировала концепция закрытого моря в отношении Каспия, выдвигались предложения в пользу пересмотра его международно-правового статуса. В частности, с таких позиций выступал А.К. Жудро. По его мнению море, окруженное территориями двух или более государств и не имеющее выхода к открытому морю (Мировому океану), представляет собой не море, а пограничное озеро, примером которого могло бы служить Каспийское море.
В мире насчитывается около
ста пограничных озер, т.е. таких,
которые омывают побережья двух
или более сопредельных государств
и составляют их пограничное пространство.
Наиболее крупными пограничными озерами
являются Великие озера – Верхнее,
Онтарио, Мичиган, озеро Чад, Виктория,
Титикака и т.д. В отношении различных
видов использования
Однако проблема пограничных
озер оказалась недостаточно разработанной
на договорно-правовой основе, что отразилось
на и вопросе определения статуса
этих водных пространств. Некоторые
ученые предприняли попытки
Д. Коломбос дает следующее определение: «Когда такие озера окружены сухопутной территорией, принадлежащей различным государствам, как, например, Боденское озеро, окруженное территориями Германии и Швейцарии, то практикуется заключение между смежными государствами соглашений о водах, принадлежащих каждому государству, и о правах на судоходство в этих озерах. При отсутствии таких соглашений разумно считать, что граница должна определяться срединной линией фарватера в озере, когда следует руководствоваться теми же принципами, что и в отношении рек».
В ряде работ можно также
встретить термин «международное озеро».
Например, И.Н. Тарасова отмечает: «Международное
озеро - озеро, окруженное сухопутной территорией
различных государств. Использование
вод международных озер регулируется
международными соглашениями прибрежных
государств, устанавливающими линию
государственной границы, права
на судоходство и условия
Наиболее подробную
Несмотря на то, что за Каспием исторически укрепилось название моря, начиная с 80-х годов в советской юридической науке стали появляться взгляды о возможности признания Каспийского моря пограничным, либо международным озером, чем оно и является с географической точки зрения.
В зарубежной юридической
литературе уже долгое время преобладает
мнение о Каспийском море как о
пограничном озере. Так, еще в
конце 60-х годов известный
При любых изменениях режима Каспийского моря, которые должны осуществляться с общего согласия пяти стран, необходимо учитывать, что это не часть Мирового океана, поэтому нормы морского права здесь неприменимы: нет ни территориального моря, ни экономических зон и континентального шельфа, то есть к Каспийскому морю не может применяться Конвенция 1982г.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что специалисты в области международного права по сей день не пришли к общему согласию относительно того, считать ли Каспий озером или морем. Как одну из причин этого Ковалев А.А. считает недостаточную разработанность концепции «пограничного озера» в международном морском праве.
III. Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по вопросу правового статуса Каспийского моря
Ситуация в бассейне Каспийского
моря находится под сильным влиянием
конфликта интересов вокруг крупных
запасов нефти и газа в этом
районе. Прибрежные государства оказались
глубоко втянутыми в споры
вокруг правового режима Каспийского
моря, а также по вопросу делимитации
национальных экономических зон
и секторов. Продолжаются дискуссии
по поводу возможных путей
В этой связи представляется
целесообразным рассмотреть правовые
системы прикаспийских
3.1. Правовая позиция Российской Федерации
Россия исходит из того,
что Каспийское море - это уникальный
внутриконтинентальный водоем, на который
не распространяется в чистом виде
ни Конвенция ООН по морскому праву,
ни принятые международной практикой
принципы его раздела как озера.
«… Каспийское море, не имея естественного
соединения с Мировым океаном, представляет
собой уникальный внутриконтинентальный
водоем, который с международно-
В 1998 г. было подписано Соглашение между Россией и Казахстаном о разграничении Северной части дна Каспийского моря. В настоящее время проделана большая работа по согласованию вопроса о географическом прохождении модифицированной срединной линии. Срединной линией, применяемой для делимитации водных пространств между государствами с противолежащими и сопредельными побережьями, является линия, каждая точка которой является равноотстоящей от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств.
Официальная позиция России
по вопросу правового режима Каспийского
моря была выражена на Международной
конференции «Управление
Вместе с тем, как отмечал заместитель министра иностранных дел, позиция России с 1998 года не изменилась и суть ее – раздел по методу модифицированной срединной линии «делим дно, точнее ресурсы дна». При таком разделе доля Ирана будет составлять 14%, России – ближе к 19%, у Азербайджана – более 19%, у Казахстана свыше 29% и у Туркмении – более 19%. В обоснование данной позиции В.И. Калюжный ссылался на тексты совместных деклараций России с Казахстаном.
Выступая за справедливое разграничение дна Каспийского моря, Россия допускает также возможность установления для каспийских государств двух прибрежных зон согласованной ширины: одной - для осуществления пограничного, таможенного, санитарного и иного контроля, другой – рыболовной.
Принципиальным для России
остается, во-первых, нахождение в общем
пользовании поверхности и
При разграничении Каспийского моря или его дна по обычной срединной линии на долю России приходится 18,7%, Азербайджана - 19,5%, Казахстана -29,6%, Туркменистана - 18,4%, Ирана -13,8%. Принцип разграничения дна по модифицированной срединной линии - это максимум, на что готова пойти Россия. Модифицированная срединная линия, как компромиссный вариант, включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от побережий сторон, и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат. Каких-либо ограничений, лимитирующих степень отклонения модифицированной срединной линии от обычной, не установлено. Модифицированная линия не является государственной границей и означает ресурсное, а не территориальное разделение. Срединной линией, применяемой для делимитации водных пространств между государствами с противолежащими и сопредельными побережьями, является линия, каждая точка которой является равноотстоящей от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств. Допускается также возможность установления двух прибрежных зон согласованной ширины: 12-мильная - для осуществления пограничного, таможенного, санитарного и иного контроля; 20-мильная для рыболовства под флагом соответствующей прибрежной страны. Однако следует отметить, что уровень Каспийского моря очень нестабилен, что вызывает некоторые трудности для установления срединной линии.
Следует отметить, что в
силу отсутствия противодействия России
фактическому освоению новыми прикаспийскими
государствами месторождений
Информация о работе Рецензия на курсовую работу Х. Алиева «Правовой режим Каспийского моря»