Шпаргалка по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА.
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Файлы: 1 файл

Лукин Е.. Шпаргалка по международному праву - royallib.ru.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

4) Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г.;

5) Женевская конвенция о международном праве опровержения 1948 г.;

6) Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г., которая запрещает несанкционированное распространение для публики телевизионных программ, передаваемых через эти спутники, которые могут быть приняты в странах, для населения которых эти распространяемые передачи не предназначались.

Основной принцип, заключающийся в этих документах, – обеспечение свободы информации в рамках сотрудничества на базе заключенных соглашений.

 

71. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

На международные информационные обмены оказывают влияние и распространяют свое действие все отраслевые принципы международного права.

Отраслевые принципы международного права массовой информации – руководящие правила поведения субъектов, направленные на выражение порядка сложившихся вещей, закономерностей в сфере массовой информации, возникающие в результате общественной практики и юридически закрепленные в правовых документах международного права массовой информации.

Соблюдение этих принципов  является строго обязательным. Отменить принцип возможно, только если отменить международную практику, что, само собой, не под силу одному государству или  группе государств. Важная задача в  этом случае для всех государств –  реагировать соответствующим образом на попытки в одностороннем порядке отменить или изменить уже сложившиеся принципы.

Отраслевые принципы международного права массовой информации формируются обычным и договорным путем. Принципы выполняют одновременно 2 функции: 1)способствуют стабилизации международных отношений в сфере массовой информации, ограничивая их определенными пределами; 2)закрепляют все новое, что появляется в практике информационных отношений, таким образом способствуя их развитию.

Характерной особенностью принципов является их универсальность – все субъекты информационных отношений должны строго блюсти эти принципы, так как если они будут нарушены, это может привести к нарушению интересов других участников информационных отношений. Принципы являются критерием законности всей системы международных норм в области информационных отношений. Действие отраслевых принципов, распространяясь на информационные отношения самым непосредственным образом, связано с другими отраслями человеческой деятельности. Принципы являются своего рода фундаментом международных отношений в сфере массовой информации.

Они дополняются  рядом специальных принципов:

1) право государств на осуществление или санкционирование осуществления трансграничного радиовещания, а также на осуществление телевизионного вещания;

2) обязанность государств осуждать и всеми возможными способами пресекать распространение таких идей, которые осуждаются международным сообществом;

3) обязанность государств всеми способами обеспечивать свободный доступ населения государств к источникам массовой информации;

4) право государств на противодействие на территории своей страны идеям, которые были запрещены международным сообществом и которые представляют угрозу международной и национальной безопасности, здоровью и нравственности населения, общественному порядку и общественной безопасности;

5) право государств развивать свои информационные инфраструктуры для достижения своих культурных, политических и экономических целей, не противоречащих основным принципам развития международного сообщества;

6) обязанность пресекать и предотвращать использование средств массовой информации одним государством для враждебной пропаганды против другого государства, а также вмешательства во внутренние дела других государств.

 

72. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

 

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных между  государствами.

Для распространения  продукции иностранного периодического издания, т. е. имеющего постоянное место пребывания учредителя или редакции вне его пределов, а равно финансируемого другими государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение соответствующего органа по делам печати и информации (в Российской Федерации – Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций), если иной порядок распространения не установлен договором между этими странами.

Иностранные представительства  средств массовой информации создаются  в порядке, установленном соответствующими нормативными актами этого государства. В Российской Федерации аккредитация зарубежных корреспондентов осуществляется Министерством иностранных дел РФ. Иностранные корреспонденты, не аккредитованные в Российской Федерации в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности как представители иностранного юридического лица.

Журналисты, прошедшие  в установленном порядке аккредитацию или иной порядок, необходимый для  возможности работать на территории иностранного государства, пользуются следующим основным перечнем прав журналиста:

1) искать, запрашивать, получать и распространять полученную информацию;

2) быть принятым должностным лицом иностранного государства;

3) проверять достоверность полученной информации;

4) делать записи с использованием средств видео-, фото-, стереозаписи;

5) получать доступ к документам и материалам, за исключением документов и материалов, содержащих государственную тайну;

6) посещать государственные органы, учреждения и иные организации иностранного государства в соответствии с режимом работы данных организаций;

7) излагать личные суждения и оценки в связи с полученной информацией;

8) распространять полученные материалы с комментариями или без под собственным именем, псевдонимом или вообще без подписи. Государственные органы аккредитуют журналистов при соблюдении определенного порядка и правил аккредитации. Если правила аккредитации были нарушены, журналист получает шанс лишиться ее.

Обязанности журналиста, аккредитованного в иностранном  государстве, заключаются в следующем:

1) соблюдать конфиденциальность информации определенного рода;

2) соблюдать достоверность информации, ее искажение не допускается;

3) действовать в соответствии с уставом организации, направившей его для работы в иностранное государство;

4) предъявлять редакционное удостоверение при посещении иностранных организаций и учреждений;

5) уважать законные права и интересы иностранных организаций и учреждений, а также обычаи и нравы народов иностранных государств. Государство обязано гарантировать защиту чести и достоинства журналиста иностранного государства, аккредитованного для работы на территории этого государства.

 

73. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВНУТРЕННИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

 

Международное морское право – совокупность общепризнанных и специальных норм и принципов, регулирующих правовое положение морских пространств и разнообразную деятельность субъектов морского права.

Наиболее важными принципами этой отрасли международного права  являются принципы нерушимости границ, суверенитета территорий, неприменения силы или угрозы силой, принцип равенства участников международных морских отношений.

К специальным принципам  относятся: свобода открытого моря, защита и охрана морской среды, ответственность  государств за действия в Мировом  океане, иммунитет иностранных военных кораблей от местной юрисдикции и т. д.

Таким образом, международное  морское право регламентирует деятельность человека в водных пространствах, включающую в себя определение правового  режима различного рода территорий, установление статуса экипажа, включая пассажиров судна, порядка освоения природных ресурсов мирового океана.

Внутренние  воды – морские пространства, являющиеся частью территории соответствующего прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Во внутренние воды включаются:

1) воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;

2) акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

3) водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

4) морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морские мили. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и обязаны соблюдать его законы. Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все свои права, которые вытекают из его суверенитета.

Территориальное море – это пояс морского пространства шириной до 12 миль, расположенный вдоль берега, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся непосредственно под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется также на воздушное пространство, находящееся непосредственно над территориальным морем, а также на его дно и недра.

Острова, находящиеся  за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное  море.

Есть три  способа отсчета территориальных  вод:

1) от внутренних морских вод;

2) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

3) если береговая линия очень извилиста или изрезана, а также если вблизи имеется цепь островов, то применяется метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов.

Объем суверенных прав прибрежного  государства в территориальном  море несколько усечен по сравнению  с правами прибрежного государства  во внутренних водах. Это усечение создает право мирного прохода невоенных государств через территориальное море.

 

74. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА, КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ, ОТКРЫТОЕ МОРЕ

 

Исключительная экономическая  зона представляет собой район, находящийся  за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет право:

1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов – как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, а также в его недрах в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;

2) сооружать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг островов и установок зоны безопасности;

3) определять время и место лова, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;

4) устанавливать допустимый улов живых ресурсов;

5) осуществлять морские научные исследования;

6) принимать меры по защите морской среды;

7) осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок, сооружений.

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Естественные богатства  континентального шельфа включают минеральные  и прочие неживые ресурсы поверхности  и недр морского дна шельфа. А  также живые организмы «сидячих» видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или которые передвигаются только по дну.

Если на один и тот  же континентальный шельф имеют  право государства, берега которых  расположены друг против друга, границы шельфа определяются соглашением между этими государствами, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Открытое море – морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря прибрежных государств. Открытое море открыто абсолютно для всех государств – как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю, имеют в отрытом море право на свободу:

1) полетов;

2) судоходства;

3) рыболовства;

4) возводить искусственные острова и другие установки, которые допускаются международным правом;

5) прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

6) проводить научные исследования;

7) проводить иные действия, допускаемые международным правом.

Открытое море резервируется  для мирных целей, и никакое государство  не имеет право претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подвластно юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает.

 

75. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ В ПРЕДЕЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ПОЛЕТЫ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ

 

Международное воздушное право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, которыми определяется правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, устанавливается режим использования этого пространства для целей гражданской авиации, регулируются отношения, возникающие между пользователями по поводу воздушных передвижений, связанных между ними коммерческих операций и обеспечение безопасности полетов.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное право"