Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:06, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА.
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Вторая мировая война и затем появление оружия массового поражения выявили новые реальности современного мира и потребовали от человечества осознания этих реальностей и выработки новых концепций безопасности. Оружие массового поражения не оставляет шансов ни одному из государств выиграть войну. Безопасность в мире уже невозможно обеспечить только военными средствами, так как любой вооруженный конфликт на уровне государств таит в себе опасность для всего мира.
Интересы международной безопасности требуют исключить даже возможность возникновения вооруженного конфликта. На сегодняшний день при разрешении вооруженного конфликта необходимо использовать исключительно политические средства, которые допускаются международным правом. Роль международного права в данном случае состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения очагов напряженности – как новых, так и уже урегулированных. Доминирующая роль в этих ситуациях принадлежит праву международной безопасности.
Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Она включает в себя экономические, политические, военные, гуманитарные, экологические, информационные и другие аспекты, которые тесно связаны между собой. Всегда существовала военно-политическая безопасность государств, которая в последнее время дополнилась экономической, продовольственной, экологической, информационной другой безопасностью. В последнее время перед всем цивилизованным сообществом выявились проблемы (экологические, сырьевые, демографические, продовольственные и др.), которые потребовали к себе огромного внимания и требуют для своего разрешения объединенных усилий всех государств планеты. Все это с большой уверенностью позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.
Международная безопасность по своей сути неделима. То есть нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого государства. Военные доктрины всех государств мира должны быть строго оборонительными. Помимо этого, международная безопасность не может строиться на основе существования и односторонних действий НАТО в обход Совета Безопасности ООН, без учета мнений ОБСЕ и таких держав, как Россия, Китай и Индия.
Нормы права международной безопасности находятся во многих международных договорах, в первую очередь – в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и т. п. Ядро отрасли «Право международной безопасности» составляют основные принципы международного права, например неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. Однако в то же время в праве международной безопасности имеются и свои отраслевые принципы: принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.
Организация Объединенных
Наций была создана как организация,
предназначенная для
В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно основываться на общепризнанных интересах, принципах и нормах международного права и осуществляться непосредственно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которого в этих вопросах строго ограничена.
Генеральная Ассамблея ООН может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, а также рассматривать общие принципы сотрудничества в этой сфере и давать рекомендации государствам и Совету до или после их обсуждения. Совет Безопасности несет тяжкий груз ответственности за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности – орган ООН, который имеет право предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединенными вооруженными силами стран – членов ООН. Устав ООН предусматривает, что такие действия могут предприниматься в случае, когда реально существует угроза миру, а также в случае агрессии.
Статья 43 Устава определяет порядок предоставления государствами – членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, средств обслуживания и иной помощи на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, с последующим их ратифицированием.
Совет Безопасности ООН должен разрешать все вопросы, связанные с созданием и применением вооруженных сил.
В Уставе ООН, помимо всеобщей системы национальной безопасности, предусмотрена возможность создания систем региональной безопасности.
Статьей 52 Устава ООН определена возможность существования региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности. Условием такого существования является то, что эти соглашения или органы не должны противоречить основным целям и принципам Устава ООН.
Региональные системы безопасности входят в единую систему всеобщей безопасности. Устав ООН определил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными органами и соглашениями.
Совет Безопасности вправе использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. В то же время никакие принудительные действия региональных органов не могут быть предприняты без получения на это согласия Совета Безопасности, за исключением мер, направленных на ликвидацию возобновления агрессивной политики со стороны государств, воевавших во время Второй мировой войны против стран антигитлеровской коалиции.
Устав ООН регламентирует участие региональной организации лишь в принудительных мерах. Имеющиеся в практике ООН операции по поддержанию мира могут найти применение и в деятельности региональных организаций. Свидетельство того – документы, принятые СНГ и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Разоружение – комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их сокращение, ограничение и конечном счете – ликвидацию. В этот комплекс средств входит и определенный перечень правовых норм и практических действий государств. С другой стороны, разоружение – основной принцип международного права.
Вопросами разоружения занимаются:
1) Генеральная Ассамблея ООН, которая рассматривает общие принципы, определяющие основные направления разоружения и регулирование разоружения;
2) Совет Безопасности ООН. Орган, несущий ответственность за формулирование планов создания системы регулирования вооружений и возможного разоружения и предоставление этих планов членам ООН;
3) региональные организации коллективной безопасности в рамках своих уставов;
4) Комиссия ООН по разоружению, которая разрабатывает общие принципы ведения переговоров по разоружению, а также меры по укреплению доверия;
5) Конференция ООН по разоружению, занимающаяся непосредственно разработкой международных соглашений в области ограничения, сокращения и запрещения оружия массового поражения;
6) специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению;
7) другие организации и органы.
Действующее международное право содержит в себе нормы, прямо предусматривающие обязанность государств разоружаться. Кроме того, существует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Их задача – запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства, накопления и применения.
Особенно развит в
этом отношении комплекс мер, относящихся
к оружию массового поражения. Существующие
нормы направлены на то, чтобы не
допустить распространения
Основными направлениями международного сотрудничества в области разоружения являются:
1) меры по нераспространению ядерного оружия – Договор о нераспространении 1968 г.;
2) ограничение отдельных видов вооружения – Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.;
3) запрещение производства и ликвидация отдельных видов вооружений – Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;
4) ограничение территорий размещения отдельных видов оружия – Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в ее недрах оружия массового поражения 1971 г.;
5) ограничение и сокращение вооруженных сил – Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.;
6) демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий – Договор 1959 г. О нейтрализации Антарктики;
7) меры общего характера по обеспечению безопасности – Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
Гуманитарная область международного сотрудничества содержит в себе широкий круг вопросов. В нее входит сотрудничество по вопросам науки, культуры, обмена информацией, контактов между людьми. В центре гуманитарного сотрудничества находятся права человека.
Нормы международного права, касающиеся человека во всем многообразии его отношений, образуют отрасль международного права, нередко именуемую международным гуманитарным правом и включающую в себя так называемое международное право прав человека. Иногда этим термином обозначают лишь категорию норм международного права, имеющих целью гуманизацию вооруженных конфликтов (Женевское право).
Права человека – это те права, которые являются существенными для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но, в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.
В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином права человека, поскольку речь идет о явлениях одного порядка.
И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не говорится. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства.
Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуется уважение и соблюдение и других прав и свобод. Нарушение этих прав и свобод человека недопустимо в любом цивилизованном государстве.
Люди, проживающие на территории государств – участников вооруженных конфликтов, подразделяются на две группы:
1) те, которые относятся к вооруженным силам (сами вооруженные силы и иные воинские формирования);
2) те, которые не относятся к вооруженным силам (гражданское население).
Международное право подразделяет участников на тех, которые принадлежат к вооруженным силам воюющих сторон, – сражающиеся (комбанаты), и не участвующих в сражениях (некомбанаты).
Комбанаты – люди, которые находятся в составе вооруженных сил воюющих сторон и непосредственно ведут боевые действия с оружием в руках. Если такое лицо попадает в плен, то оно приобретает статус военнопленного.
Некомбанаты – те лица, которые входят в состав вооруженных сил, но в боевых действиях, в отличие от комбанатов, не участвуют. Это – военнопленные юристы, духовенство и т. д. Некомбанаты могут иметь оружие, но исключительно в целях самозащиты. Если не-комбанаты начинают участвовать в боевых действиях, то они приобретают статус комбанатов.
Согласно Женевским конвенциям к комбанатам, относятся:
1) личный состав вооруженных сил;
2) лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
3) личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
4) ополчение, добровольческие отряды – как входящие, так и не входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны;
5) население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают обычаи и правила ведения войны;
6) партизаны и бойцы национального сопротивления и национально-освободительных движений являются комбанатами, если они:
а) носят отличительные знаки;
б) открыто носят оружие и соблюдают правила и обычаи ведения боевых действий;