Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:06, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО ПРАВА.
3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
2) соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3) соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);
4) торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);
5) соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6) соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.).
К международным экономическим отношениям, возникающим между ее участниками, можно применить общепризнанные принципы международного права:
1) взаимной выгоды, который предполагает, что экономические отношения между участниками не должны быть кабальными и тем более принудительными;
2) наибольшего благоприятствования, обозначающий юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру наиболее благоприятные условия, которые могут быть введены для любой третьей стороны;
3) недискриминации, обозначающий право государства на предоставление ему со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.
Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами и другими участниками международных финансовых отношений осуществляется двусторонними договорами. Основные положения, которые относятся к этой сфере, находятся в общих договорах по торговому и финансовому сотрудничеству.
Договоры о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве в основном решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т. д.
Очень большой круг валютно-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах.
Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств, которые возникают во внешнеэкономической сфере. Основная цель клиринговых соглашений – сбалансировать взаимные платежи. В силу неустойчивости курса валют в соглашения, как правило, включается валютная оговорка, которая позволяет пересчитать наличность при изменении курса валют. Иногда соглашениями предусматривается перевод в какой-то валюте остатков, которые образовались на счетах после зачета взаимных требований. Такие соглашения называются расчетно-клиринговыми соглашениями.
Платежные соглашения регулируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов.
Соглашения, определяющие условия займов, их форму, условия, называются кредитными соглашеними.
Валютно-финансовые отношения стали чаще всего регулироваться многосторонними договорами. Например, Соглашение о создании платежного союза государств – участников СНГ 1994 г., соглашения между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте.
В регулировании международных финансовых отношений все возрастающую роль играют международные финансовые организации:
1) Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное место в системе международных ва-лютно-финансовых организаций. Он был создан в 1945 г. на основании договоров, принятых Конференцией объединенных акций по валютно-финан-совым вопросам. Штаб-квартира Международного валютного фонда (МВФ) находится в Вашингтоне. Членами Международного валютного фонда являются все государства, включая Россию. Главная цель деятельности Международного валютного фонда заключается в координации валютно-финан-совой политики государств и предоставлении займов для поддержания их валютных курсов и платежных балансов. Право голоса каждой страны в его высшем органе – Совете управляющих – зависит от ее доли в уставном капитале;
2) Всемирный банк представляет собой сложное международное образование, которое связано с ООН. В его систему входят:
а) Международная финансовая корпорация;
б) Международный банк реконструкции и развития;
в) Международная ассоциация развития;
г) Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.
Основная цель этих организаций – содействие в экономическом и социальном развитии менее развитым странам, входящим в состав ООН.
Международное транспортное право – совокупность международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств.
Международные перевозки
морским, воздушным, железнодорожным
и автотранспортом
Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор перевозки груза. Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от имени или от лица которого заключен договор перевозки груза с перевозчиком, либо любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз фактически сдается перевозчику в связи с договором перевозки груза.
Грузополучатель – это лицо, управомоченное на получение груза.
Положения о международных воздушных перевозках содержатся прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.
Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке людей, груза и багажа, перевозимых воздушным транспортом, как за плату, так и бесплатно. Данная конвенция применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
Двусторонние соглашения
определяют порядок установления и
эксплуатации международных воздушных
линий. Государства назначают
Международные железнодорожные перевозки регулируются прежде всего Конвенцией «О международных железнодорожных перевозках» 1980 г. Данная Конвенция устанавливает правила перевозки пассажиров, груза и багажа железнодорожным транспортом, условия платежей за перевозки, а также условия страхования пассажиров, груза и багажа в пути следования железнодорожного транспорта.
Международные морские перевозки существуют в двух видах: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом, чартерные осуществляются, как правило, с помощью посредника на основании фрахта, заключаемого в соответствии с учетом национального законодательства.
Международные автомобильные перевозки грузов урегулированы Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г., а кроме нее, еще и двусторонними соглашениями о международном автомобильном сообщении. Эта Конвенция применяется к договорам дорожной перевозки грузов за вознаграждение с помощью транспортных средств, когда место перевозки грузов и место доставки груза находятся на территории двух различных государств.
Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.
Существуют следующие основные направления международного сотрудничества в области международных таможенных отношений:
1) определение таможенного режима;
2) унификация таможенных правил и процедур;
3) развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов;
4) создание таможенных союзов и организаций.
Всего существует три вида таможенных режимов:
1) режим наибольшего благоприятствования, который заключается в предоставлении другому государству, его юридическим и физическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений при условии соблюдения прав и интересов других участников международных таможенных отношений;
2) национальный режим, который заключается в приравнивании предприятий и граждан одного государства к предприятиям и гражданам другого государства;
3) режим преференций, который предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.
По международным таможенным вопросам принимаются сотни соглашений. Можно назвать основные из них:
1) Конвенция об оценке товаров в таможенных целях 1950 г.;
2) Конвенция о номенклатуре для классификации таможенных тарифов 1950 г.;
3) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.;
4) основы таможенного законодательства государств – участников СНГ 1995 г. и многие другие соглашения. Центральное место среди международных таможенных соглашений занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение по тарифам и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Основная функция Генерального соглашения по тарифам и торговле заключается в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам и урегулировании международных споров.
В 1994 г. было подписано соглашение, которое предусматривало создание на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ВТО).
Основная цель Всемирной торговой организации заключается в содействии экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем повышения жизненного уровня, обеспечивая полную занятость населения, рост производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития.
Совет таможенного сотрудничества (СТС) был создан в соответствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г.
Основными целями СТС являются:
1) обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регулировании;
2) унификация таможенного законодательства стран-участниц;
3) исследование вопросов взаимодействия таможенных систем;
4) разработка проектов конвенций по таможенным вопросам.
Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств.
Международный туризм как форма отдыха и человеческого общения людей развивается в соответствии с историческим процессом всего человеческого общества.
Международный туризм выполняет наряду с функцией отдыха и свободного времяпрепровождения людей определенные общественно-политические, экономические и культурные функции в зависимости от той или иной ступени развития общества и туристических услуг. Путешествия, туристические туры и различного рода поездки в другие страны вытекают из жизненной необходимости человеческого общества. Характер туризма по мере совершенствования такого рода услуг неуклонно изменяется и усложняется. Чем сильнее развито государство, чем лучше создаются условия для развития туризма, тем шире и многостороннее становятся связи между различными государствами.
Быстрое развитие туризма
за последние 50 лет и одновременно
рост его экономического значения привели
к тому, что проблемы туризма и
необходимость его нормативного
регулирования появились в
Согласно оценке экспертов ООН по туризму расходы на иностранный и внутренний туризм во всем мире возросли: в 1965 г. – 44 млрд долларов, в 2002 г. – несколько сот миллиардов долларов. Помимо чисто туристических затрат, огромные денежные ресурсы тратятся на сопутствующие отрасли. Например, затраты на пассажирский транспорт составляют до 30 % от затрат на туристические услуги. То есть речь идет о важной отрасли хозяйственной деятельности, поглощающей до 5 % мировых расходов на потребление, поэтому становится понятным, почему за последние годы наблюдается огромный поток капиталовложений во все отрасли предпринимательства, связанные с туризмом, почему правительственные органы и частные предприятия многих стран мира развивают те отрасли хозяйства, которые связаны с туризмом.
Кроме непосредственного влияния на многие отрасли хозяйства принимающей страны, международный туризм способствует повышению квалификации работников, занятых в сфере обслуживания, лучшему использованию природных богатств страны, возрождению некоторых отраслей народного творчества, которые без такой поддержки обречены на вымирание. Велико также культурно-воспитательное значение международного туризма. Знакомство с историей, природой, культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей.
Огромное влияние на отношение к международному туризму правительств многих государств оказывают Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, которые разрабатывают вопросы, связанные с развитием международного туризма. Кроме того, большое внимание проблемам международного туризма уделяется на Конференциях ООН, затрагивающих другие отрасли мировой экономики. 1967 г. решением 21-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был провозглашен международным годом туризма.