Шпаргалка по "Международному частнму праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:17, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Понятие, предмет и система МЧП.
6. Международный договор как источник МЧП. Имплементация.
44. Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
45. Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.
46. Правовой режим свободных экономических зон.

Файлы: 1 файл

шпоры мчп.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Общеобязательные решения международных организаций.

  В отношении иностранных арбитражных решений действует Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

  В соответствии с п. 1 ст. I Конвенции она применяется к арбитражным решениям, вынесенным "на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица". Она применяется также к арбитражным решениям, "которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение". Под арбитражными решениями понимаются решения как изолированных, так и постоянных арбитражных органов (институционных арбитражей). Действие Конвенции не распространяется на признание и исполнение государственных арбитражных судов и иных судов, входящих в судебную систему государств (хозяйственных, экономических, торговых).

  Каждое государство - участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и исполняет их в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение арбитражных решений. К признанию и исполнению арбитражных решений, к которым применяется Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.

  Нью-Йоркская конвенция устанавливает ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Он является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Перечень включает две группы оснований для отказа: 1) применяемые судом только по просьбе стороны в споре, против которой вынесено решение; 2) применяемые судом ex officio, т.е. по собственной инициативе.

  Применительно к первой группе оснований в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения может быть отказано, если заинтересованная сторона представит компетентным органам соответствующего государства доказательства того, что:

- стороны арбитражного  соглашения были в какой-либо  мере недееспособны по применимому  к ним закону;

- арбитражное  соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, и при отсутствии такого указания - по закону страны, где это решение было вынесено;

- сторона, против  которой вынесено решение, не  была должным образом уведомлена  о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

- решение вынесено  по спору, не предусмотренному  арбитражным соглашением;

- состав арбитражного  органа или арбитражный процесс  не соответствовали соглашению  сторон либо закону той страны, где состоялся арбитраж;

- решение еще  не стало окончательным для  сторон либо было отменено  или приостановлено исполнением  компетентным органом страны, где  оно было вынесено, или страны, закон которой применяется (в  отношении России и других стран - участниц Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. это может иметь место в ограниченном числе случаев, предусмотренных п. 1 ст. IX Европейской конвенции).

  Ко второй группе оснований для отказа в признании и исполнении арбитражного решения относятся случаи, если компетентный орган государства, в котором испрашивается такое признание и исполнение, найдет, что:

- объект спора  не может быть предметом арбитражного  разбирательства по законам этой  страны;

- признание  и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения противоречит публичному порядку этой страны (ст. V Нью-Йоркской конвенции).

 

 

  1. Роль и механизм участия международных организаций в формировании МЧП.

Для современного этапа развития международного частного права особое значение имеют международные соглашения, и прежде всего многосторонние конвенции, содержащие унифицированные (т.е. единые, единообразные) правовые нормы.

В подготовке соглашений важную роль играют международные организации, занимающиеся разработкой проектов таких соглашений.

Старейшей организацией в этой области является Гаагская конференция по международному частному праву. Первая сессия Гаагской конференции по международному частному праву была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г. по инициативе известного голландского юриста Ассера. В ней участвовали 13 европейских государств. В числе участников ее первой сессии была Россия (известный российский юрист, проф. Ф.Ф. Мартенс избирался вице-президентом первых сессий). На конференциях этой организации приняты 35 так называемых гаагских конвенций. В некоторых из них участвует Россия. Членами этой организации являются более 50 государств. В течение многих лет Россия не была членом этой организации, поэтому принятие в 2001 г. решения о вступлении Российской Федерации в эту организацию восстанавливает историческую справедливость.

В 1951 г. был принят постоянный Статут Гаагской конференции  по международному частному праву (вступил  в силу в 1955 г.). В соответствии с  ним задачей конференции является прогрессивная унификация правил международного частного права (ст. 1). Сессии конференции собираются, как правило, раз в четыре года (ст. 3). Подготовку их осуществляют Специальная государственная комиссия, созданная Нидерландами, и Постоянное бюро конференции.

Наиболее значительными  из документов, принятых на сессиях  конференции начиная с 50-х гг., являются конвенции в области  гражданского процесса. К ним относятся:

  • Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (СССР присоединился в 1966 г.);
  • Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.;
  • Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. (РФ присоединилась к этим двум Конвенциям в 2001 г. Официальный перевод на русском языке Конвенции 1965 г. был опубликован в конце 2004 г.);
  • Конвенция об облегчении доступа к правосудию за границей 1980 г. и др.
  • Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. В ней участвуют 64 государства.
  • К области семейного права относятся более трети Гаагских конвенций.

Другой международной  межправительственной организацией, осуществляющей деятельность в этой области, является Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), основанный в 1926 г. в Риме. Членами этой организации являются 58 стран, в том числе и Россия. Институт занимается в основном кодификацией материальных норм международного частного права. УНИДРУА были разработаны такие конвенции:

  • Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Женевская конвенция 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа;
  • Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям;
  • Женевская конвенция 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров;
  • Оттавская конвенция 1988 г. о международном финансовом лизинге;
  • Оттавская конвенция 1988 г. о международном факторинге; и т.д.
  • Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г.

В 1994 г. Институтом были одобрены Принципы международных  коммерческих договоров, опубликованные и на русском языке. В 2004 г. было издано второе переработанное и расширенное  издание Принципов УНИДРУА, подготовленное группой экспертов.

В 1966 г. по инициативе Венгрии была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). Как отмечалось в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1966 г., задача комиссии состоит в том, чтобы содействовать "прогрессивному согласованию и унификации правил международной торговли". На комиссию, в частности, возложены подготовка новых международных конвенций, типовых и единообразных законов в области права международной торговли, содействие кодификации международных торговых обычаев, сбор и распространение информации в этой области.

На ЮНСИТРАЛ были возложены функции подготовки проектов конвенций, содействия кодификации  международных торговых обычаев  и распространения информации в этой сфере. На основе проектов, разработанных Комиссией, были приняты следующие конвенции:

  • Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;
  • Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (приведенная в соответствие с Венской конвенцией в 1980 г.);
  • Нью-Йоркская конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях 1988 г.;
  • Гамбургская конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и ряд других, а также Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ и Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ.
  • В 1985 г. был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже.
  • В 1996 г. были приняты Комментарии по организации арбитражного разбирательства.

В состав комиссии входят представители 36 государств. В ее работе активное участие принимают представители России.

Кроме того, большое  число многосторонних соглашений было разработано при создании Всемирной торговой организации (ВТО), а также ЮНЕСКО, Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и др.

Унификация норм международного частного права может  осуществляться и путем принятия на международном или региональном уровне как так называемых модельных законов (кодексов), так и директив и иных нормативных актов по тем или иным вопросам (например, регламенты и директивы ЕС).

В практике государств - участников СНГ используются оба  этих метода. В рамках СНГ осуществляется разработка модельных законодательных актов. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества был принят Модельный гражданский кодекс, где имеется раздел "Международное частное право", содержание которого оказало существенное влияние на гражданские кодексы Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и других государств СНГ.

Билет 11. Унификация и гармонизация. Унификация (от франц. делать единым) - это создание одинаковых (единообразных) норм во внутреннем праве разных государств. Следовательно, унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (по-другому, единообразных, унифицированных) норм во внутреннем праве определенного круга государств. Учитывая это, унификацию можно считать разновидностью правотворческого процесса. Особенность такого правотворческого процесса в том, что он протекает в два этапа на двух уровнях. Сначала на уровне международного права, в форме международного договора, устанавливающего общие обязательные начала регулирования того или иного вопроса, а затем - на уровне внутригосударственного права - осуществляется перенос этих начал в национальное законодательство. С необходимостью к унификации ведёт принятие международного договора. Любой международный договор, регулирующий тот или иной круг общественных отношений, налагает обязательства на государства-участников. И направленный на унификацию права договор - не исключение. Значит, государства, подписавшие его, обязаны внедрить его положения в своё национальное законодательство. Унификация может быть глобальной (универсальной) и местной, или региональной. Процесс выработки единообразных норм может различаться также по своим масштабам - от разработки какой-либо одной нормы до единообразного урегулирования целых правовых институтов (например, купли-продажи в международном обороте), подотраслей и даже целых отраслей частного права, например патентного права. Унифицированные нормы имеют или обязательный, или рекомендательный характер. В практике западных стран используются разнообразные способы унификации. Но самой распространенной и одной из наиболее эффективных остается унификация посредством заключения международных договоров. Унифицированные правила включаются непосредственно в текст договора или же составляют специальное приложение к нему. Таким образом, унификация - процесс, направленный на устранение различий в праве разных стран. Однако сближение национальных правовых систем (гармонизация) осуществляется и за пределами унификации. Кроме норм права, в правовые системы разных стран могут внедряться принципы. Конечно, новые принципы, не поддержанные конкретными нормами, не сразу получат прямое действие. Тем не менее, практика в области частных отношений (то есть там, где допускается аналогия) постепенно превратит эти принципы в реально действующие. Кроме того, сближению правовых систем, несомненно, способствует принятие единой терминологии, причем не только внешне, когда используются одни и те же термины, но и внутренне, когда их понимание едино. Следовательно, принятие специализированных норм-дефиниций тоже ведёт к гармонизации права.

Унификация - это процесс, направленный на устранение различий в праве разных стран. В этом свете гармонизация - это процесс, направленный на уменьшение различий в праве разных стран.

Унификацией занимается в настоящее время ряд авторитетных международных организаций (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, ВОИС, ЮНЕСКО, Гаагские конференции по международному частному праву, УНИДРУА и т.д.). Это связано с тем, что унификация может быть как универсальной, т.е. предназначаться для максимально большего числа государств, так и носить более узкий, региональный характер, т.е. иметь в виду взаимоотношения физических и юридических лиц определенной группы стран (например, ЕС, Латинской Америки и др.).

Основной правовой формой достижения унификации в международном частном праве было и остается заключение международных договоров, содержащих унифицированные нормы об институтах, используемых при установлении международных экономических и культурных связей. 3 Другая правовая форма унификации заключается в принятии рядом государств примерных (типовых) законов, выработанных специально созданными для этого органами или же в порядке заключения международного договора. Унификация норм в международном частном праве также может достигаться посредством применения международных торговых обычаев и обыкновений.

При помощи унификации в  международном частном праве  создается единообразие регулирования  частноправовых отношений с иностранным (международным) элементом. При этом принимаются во внимание особенности  международных экономических связей, которые существенно и нередко не учитываются нормами внутреннего права. Новейшие виды внешнеторговых сделок внутренним правом фактически не регулируются, а в унифицированных нормах международных договоров получают необходимую регламентацию. Кроме того, в процессе унификации учитываются интересы участников внешнеторгового оборота (таких, как продавцы и покупатели, перевозчики и грузовладельцы и т.д.), которые нередко различны, и вырабатываются унифицированные нормы, применимые для широкого круга стран. Наконец, унификация норм международного частного права увеличивает охрану прав участников внешнеторгового оборота и обеспечивает процессуальную деятельность суда и арбитража при разрешении возникающих споров.

 

12. Основные тенденции  развития МЧП.

Значение международного частного права возрастает прежде всего  в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Для современного мира характерна экономическая взаимозависимость  государств, расширение не только традиционных форм внешнеэкономических связей, но и таких сравнительно новых форм, как лизинговые операции, франчайзинг и др. Иностранные капиталовложения активно участвуют в экономике различных стран, развивается промышленное и научно-техническое сотрудничество, возникают новые и совершенствуются старые формы участия иностранных компаний в строительстве различных объектов, освоении природных ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частнму праву"