Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:17, шпаргалка
Билет 1. Понятие, предмет и система МЧП.
6. Международный договор как источник МЧП. Имплементация.
44. Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
45. Порядок разрешения инвестиционных споров по Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.
46. Правовой режим свободных экономических зон.
Часть третья ГК РФ содержит общее правило по вопросу о реторсии, согласно которому Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц (ст. 1194).
Возможность применения
реторсии установлена рядом
Возможность применения ответных ограничений приобретает особое значение в связи с тем, в каком сложном положении оказались после распада СССР в некоторых странах наши соотечественники. В Концепции внешней политики Российской Федерации (2000 г.) предусмотрено, что Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают. В Концепции, в частности, подчеркивается, что непременным условием развития отношений с Литвой, Латвией и Эстонией и взаимовыгодного сотрудничества с этими странами "является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения".
В области внешнеторговой деятельности применение ответных мер предусмотрено Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г.
В этом Законе предусматривается, что Правительство РФ может вводить ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие ограничения вводятся, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических и юридических лиц этого государства на территории РФ (ч. 1 ст. 40). Ограничительные меры вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 2 ст. 40).
Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством. 23. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
В международном частном праве выделяются группы (категории) физических лиц: собственные (отечественные) граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. В отношении каждой категории устанавливается дифференцированный правовой режим.
^ Иностранный гражданин
– это лицо, имеющее особую
правовую связь – гражданство
– с определенным государством.
Имеется и другое, более конкретное
определение: иностранный
В этой связи на иностранца распространяется два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.
Под гражданской правоспособностью лица понимается его способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом. Содержание гражданской правоспособности определяется в законодательстве каждого государства (например, в РФ – ст.18 ГК).
Что касается объема правоспособности иностранных граждан, то она зачастую определяется законодательством государства пребывания.
В РФ в ст.1196 ГК предусматривается,
что гражданская
Состояние законодательного закрепления коллизионных норм РФ показывает две стороны проблемы правоспособности: объема правоспособности, определяемого принципом национального режима и правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица.
С целью устранения отмеченной проблемы государства в соглашения о правовой помощи (например, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.) включают правила об уравнивании в правах граждан не только договаривающихся государств, но и других лиц, постоянно проживающих на территории соответствующей договаривающейся стороны.
Граждане РФ за рубежом
пользуются защитой и покровительством
России. Как отмечено в ч.2 ст.61 Конституции
РФ «Российская Федерация
Законодательство любого государства содержит изъятия из принципа национального режима. Причем в одних государствах имеются отдельные нормативные акты, в которых исчерпывающим образом перечислены все эти ограничения, в других государствах (к ним относится Российская Федерация) ограничения сформулированы в различных нормативных актах.
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Например, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, исполнять воинскую обязанность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т.д.
Помимо ограничений, связанных с занятием определенных должностей, в законодательстве государств имеются ограничения, касающиеся приобретения в собственность объектов. Например, в нашей стране участки континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, а могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что иностранные граждане и юридические лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности (ст. 7 Закона РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., ст. 22 Лесного кодекса РФ 1997 г.).
В целом общей для
многих государств областью, в которой
действуют ограничения
24. Характеристика правовых режимов, применяемых к иностранным субъектам (национальный, режим наибольшего благоприятствования, специальный). Принцип недискриминации
Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства соответствующей страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к международному частному праву особый интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования МЧП.
Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается как бы из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и собственно статуса иностранца. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и следовательно, он должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.
Правовое положение иностранцев довольно часто является предметом регулирования не только национального законодательства, но и международных договоров. Как правило, это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности. К числу таких нормативных актов относятся, в частности, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые договоры, договоры о взаимном признании и охране прав индивидов в определенных областях и т. д. В них договаривающиеся стороны либо гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права, либо устанавливают для них одинаковые правовые режимы. Среди последних наибольшее распространение на практике получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Режим наибольшего благоприятствовани
Примером практического
Принцип наибольшего благоприятствования следует отличать от принципа недискриминации. Принцип недискриминации обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях, так как необходимость его соблюдения непосредственно вытекает из основополагающих принципов международного права.
В двусторонних международных договорах
довольно часто делаются оговорки о
том, что режим наибольшего
В силу национального режима иностранцам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Этот режим, как правило, применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки и т. д.
25. Коллизионные вопросы дееспособности
иностранцев. Вопросы дееспособности в международном
частном праве традиционно определяются
в основном по личному закону в двух основных
разновидностях – закона гражданства
и закона местожительства. Российская
Федерация не является исключением. Так,
в п.1 ст.1195 ГК РФ установлено, что «личным
законом физического лица считается право
страны, гражданство которой это лицо
имеет», в п.6 – «личным законом беженца
считается право страны, предоставившей
ему убежище». Рассмотренные положения
в том или ином виде нашли свое отражение
в законах о международном частном праве
Венгрии, Чехии, Польши, соответствующих
разделах гражданских кодексов МНР, СРВ
и других стран. В ст. 7 Кодекса Бустаманте
было сформулировано компромиссное решение:
«В каждом договаривающемся государстве
будет применяться в качестве личных законов
закон домициля или закон гражданства,
или те, которые уже приняты либо будут
приняты его внутренним законодательством».
В течение длительного времени признанным
правилом выступало положение о том, что
лицо, дееспособное по закону отечественного
государства, признается таковым и за
границей, и наоборот – недееспособное
по праву своего государства лицо должно
быть объявлено недееспособным во всех
других государствах. Однако со временем
его соблюдение стало вызывать определенные
возражения ввиду явной несовместимости
с интересами стабильности торгового
оборота, поскольку имелись обоснованные
опасения, что иностранный предприниматель
мог объявить сделку, совершенную им в
другом государстве, недействительной
под предлогом отсутствия у него дееспособности
по национальному закону. Именно поэтому
в законодательстве государств мира (Алжир,
Германия, Япония и др.) все чаще встречается
норма, в которой речь идет о том, что если
иностранец заключает в пределах государства
пребывания сделку, в отношении которой
он недееспособен по закону гражданства,
но мог бы считаться дееспособным по праву
государства пребывания, то он признается
дееспособным для целей заключения такой
сделки. Аналогичное в целом положение
закреплено в гражданском законодательстве.
Так, в п.2 ст.1197 ГК РФ расположена норма
о том, что «лицо, не обладающее гражданской
дееспособностью по своему личному закону,
не вправе ссылаться на отсутствие у него
дееспособности, если оно является дееспособным
по праву места совершения сделки». В праве
Великобритании общей нормой определения
дееспособности с давних пор выступал
принцип домициля, в обязательственных
правоотношениях – «собственное право
договора», а в некоторых их видах - закон
места совершения сделки. В частности,
английский Вексельный закон 1882 г. большинство
коллизионных проблем подчиняет закону
места совершения действия. В некоторых
международных документах (например, в
Женевской конвенции, имеющей целью разрешение
таких коллизий, как законы о переводных
и простых векселях 1930 г.) также был отражен
подход, основанный на привязке отношения
к «территориальному» закону.
Исключение из рассматриваемого принципа
существует для сделок с недвижимостью:
в отмеченных нормативных актах уточняется,
что способность лица заключить сделку
по поводу недвижимой собственности подчиняется
закону места нахождения недвижимости.
Предоставление национального режима
иностранцам означает не только уравнивание
их с нашими гражданами, но и возложение
на иностранцев как участников гражданских
правоотношений определенных обязанностей,
вытекающих из правил нашего законодательства.
Например, из факта причинения вреда личности
или имуществу юридического лица согласно
ст. 1064 ГК РФ возникает обязательство по
возмещению вреда. В необходимых случаях
возможна компенсация морального вреда
(ст.ст.1099-1101 ГК).
Что касается дееспособности иностранных
граждан, то она подчиняется их личному
закону, и преимущественно закону гражданства.
Так, в Договоре о правовой помощи, заключенном
между РФ и Эстонской Республикой от 26
января 1993 г. (ст. 22), дееспособность физического
лица определяется законодательством
договаривающейся стороны, гражданином
которой является это лицо.
В Конвенции о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам от 22 января 1993 г. закреплены
унифицированные нормы в области определения
правоспособности на началах национального
режима (ст. 1), а в части дееспособности
– на принципах гражданства для граждан
договаривающихся государств и домициля
(постоянного местожительства) - в том,
что касается лиц без гражданства, проживающих
на их территориях (ст. 23).
26. Ограничение и лишение дееспособности
иностранцев
Вопрос об ограничении и лишении дееспособности
иностранцев вызывает немало расхождений
в материальном праве разных государств:
различными являются основания для ограничений
дееспособности (расточительство, алкоголизм,
наркомания и т.д.); различен и порядок
объявления ограниченно дееспособным
или недееспособным.
Более признанным является принцип, согласно
которому лишение дееспособности или
ограничение в правах иностранца должно
подчиняться его личному закону. Вместе
с тем в законодательстве государств по-разному
сформулированы критерии для лишения
или ограничения дееспособности. Так,
игрок в рулетку может быть объявлен ограниченно
дееспособным как расточитель в Италии,
Монако, Германии и т.д., но не в Англии,
где такое основание неизвестно.
Другой вопрос связан с определением суда
конкретного государства, который вправе
объявить лицо ограниченно дееспособным
или лишенным дееспособности. В этом случае
компетентными будут являться учреждения
страны гражданства или основного места
жительства (домициля) и применимым правом
будет закон суда. Например: возникновение,
изменение и прекращение опеки и попечительства
в германском суде по общему правилу подчиняется
праву гражданства лица, в отношении которого
устанавливается опека или попечительство.
«Для гражданина иностранного государства,
который свое обычное местопребывание
или в отсутствие такового свое местопребывание
имеет внутри Германии, попечитель может
быть назначен согласно германскому праву»
(ч. 1 ст. 24 Вводного закона к ГГУ).
Юридические последствия признания лица
ограниченно дееспособным или полностью
недееспособным определяются по праву
того государства, в котором имело место
такое признание. Вопросам признания лица
ограниченно дееспособным или недееспособным
посвящена ст.24 Минской Конвенции о правовых
отношениях и правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам от 22 января
1993 г. В ней, в частности, отмечается, что
по делам о признании лица ограниченно
дееспособным или недееспособным компетентен
суд Договаривающейся стороны, гражданином
которого является это лицо.
Информация о работе Шпаргалка по "Международному частнму праву"