Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международному праву"
Признание обычно выражается в том,
что государство или группа государств
обращаются к правительству возникшего
государства и заявляют об объеме
и характере своих отношений
с вновь возникшим
Различают две доктрины (или теории) признания:
Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.
Конститутивная теория несовместима
с международным правом, поскольку
она игнорирует тот факт, что государство
еще до признания пользуется всеми
правами и обязанностями, вытекающими
из принципа суверенитета. Эта теория
откровенно ставит права и обязанности
вновь возникшего государства в
зависимость от воли «старых» членов
сообщества государств. Непризнание
каким-либо государством другого государства
вовсе не означает, что оно может
не считаться с правами
Декларативная теория признания заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства, но не создает его. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене — Признанием его лишь констатируется его рождение». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет».
Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.
Российское международное
К формам признания международного права относятся:
1) юридическая форма, которая выступает в двух видах:
2) фактическая форма, или признание (adhoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга
15. Дипломатические иммунитеты и привилегии членов персонала дипломатических представительств
Дипломатическое представительство
(диппредставительство) — зарубежный
орган внешних сношений государства.
Учреждается на основе взаимного
соглашения между государствами. Выступает
от имени учредившего его
Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.
Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях. «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.
Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.
Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и .консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипломатического персонала вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 203).
Указанными "в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").
Как сказано в преамбуле
Венской конвенции о
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
16. Принцип мирного разрешения споров.
Тесно связан с Принципом неприменения
силы или угрозы силой.
Основными международными актами являются
Устав ООН, Декларация 1975 г. Все эти Акты
устанавливают государства к мирному
разрешению споров (путём переговоров,
арбитража, примирения, посредничества
и т.п.).
Положения Статута Лиги
Наций фиксируют попытку
В Парижском пакте 1928 г. обязанность мирного разрешения спора закреплена уже как императивная норма МП.
В МП закреплен принцип,
свободы выбора мирных средств разрешения
споров.
Совет СБСЕ 1992 г. содержит предложения
по выработке комплексной системы мер
урегулирования международных споров.
В мп различают
- спор
- спорная ситуация
Различия между ними имеют
юр значение
Спор- разногласие между государствами
по поводу каких либо норм права, или факта
сопровождающиеся взаимным предъявлением
претензий.
Спорная ситуация- столкновение интересов
не сопровождающаяся предъявлением явных
претензий но сопровождающая напряженность
в отношения государств.
При рассмотрение споров в совете безопасности
ООН спорящее государсво воздерживается
от голосования, а в спорной ситуации воздерживаться
не требуется.
СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
Виды:
-переговор
- обследования
- посредничество
- примирение
- арбитраж и судебное разбирательство
- обращение к международным организациям
М переговор- основное средство
разрешеие споров, прямой контакт сторон
в целях достижения взаимноприемлемого
решения
само согласие вступить в переговоры,
является эффективным началом решения
проблемы.
Переговоры могут быть двухсторонними
и многосторонними (конференции)
Разновидностью переговоров являются
консультации. Они отличаются простотой
и меньшей формальностью, как правило
они предшествуют переговорам.
Международная согласительная процедура-
ее назначение, содействовать вступлению
в переговоры. Она включает:
1) добрые услуги и посредничество- они
не представляют собой самостоятельного
способа решения проблемы, "только сводят".
Добрые услуги - деятельность 3 лица по
организации переговоров. Задача др склонить
спорящие государства к установлению
прямых дипломатических контактов и началу
переговоров. Предложения 3 стороны имею
характер совета и не обязательный для
государств.
Посредничество/ медиация, не только деятельность
по организации переговоров, но и участие
в них. Посредник- активный участник. Не
обязательны для спорящих сторон
Различия ду и посредников. Добрые услуги
3 стороны не предусматривают вникание
в суть спора. Посредники это делают.
2) следственные и согласительные комиссии-
создаются , утверждаются на основе особого
соглашения заключаемого спорящими сторонами
с целью урегулировать спор на основе
добросовестного и беспристрастного расследования.
Они расследуют дела и предлагают решение.
Выводы комиссии имеют рекомендательный
характер и не обязательны.
Пример. Ссср и РФ оказывала добрые услуги
совмество с Китаем, США, Японией, КНДР.
Выступала посредником в решение споров
по свертыванию ядерного оружия.
3) международное арбитражное ( третейское)
разбирательство
Арбитраж- создается для решения конкретного
дела, а может действовать постоянно.
МА и третейский суд. Т е разрешение спора
передается третьей стороне, арбитру.
Его решение окончательно и обязательно
для спорящих сторон. Обращение в арбитраж
осуществляется только по добровольному
решению сторон.
Конвенция 1907 года признает третейский
суд самым действенным и справедливым
средством разрешения споров. В 1899 году
была создана постоянная палата третейского
суда а Гааге. Каждое государство участник
конвенции 1907 года назначает не более
4 лиц в третейские судьи. Они избираются
на срок 6 лет и полномочия не возобновляются.