Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Международному праву"
24. Принцип неприменения силы и угрозы силой
Проблема соотношения силы и права является центральной для любой правовой системы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще.
Нормативное содержание принципа вкл в себя запрещение:
1) оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
2) актов репрессалий, связанных с применением силы;
3) предоставления государством
своей территории другому
4) организации,
5) организации или поощрения организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства;
6) насильственных действий в
отношении демаркационных
7. блокады портов или берегов государств;
8) любых насильственных действий,
препятствующих народам
Однако принцип неприменения силы и угрозы силой не означает отказа от силы вообще. Статья 39 Устава ООН регулирует полномочия Совета Безопасности - принимает меры по поддержанию или восстановлению мира.
Устав ООН предусматривает лишь 2 случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.
25. Основные направления
С отрудничество государств в борьбе с преступностью развивается по двум основным направлениям — сотрудничество путем заключения международных договоров и сотрудничество в рамках международных организаций.
В вопросах сотрудничества государств в борьбе с преступностью можно выделить несколько направлений:
— разработка многосторонних конвенций по регламентации отдельных отраслей или институтов международного права, в которых имеются нормы, касающиеся определенных международных правонарушений;
— совмещение договорных и институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала специальных учреждений (например, Интерпола) и универсальных международных организаций и органов системы ООН;
— сочетание универсальных и локальных (прежде всего двусторонних) средств сотрудничества;
— согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.
Международные организации в борьбе с преступностью: ООН, Интерпол, Организация американских государств, Лига арабских стран, Совет Европы, Европол, Евроюст, Бюро по координации с организованной преступностью на территории СНГ.
Среди неправительственных
30.Порядок заключения международного договора.
Договоры заключаются представителями, уполномоченными на это органами ,которые имеют право заключать договоры. Лица, заключающие договора без специальных полномочий: глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, глава дипломатического представительства .
После принятия текста необходимо удостовериться, что текст окончательный и не подлежит изменению (процесс аутентификации). Аутентификация происходит посредством голосования, парафирования, подписания. Парафирование – скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой стороны договора в знак согласия с текстом. Подписание может быть окончательным и условным – требует подтверждения компетентным органом государства.
32. Понятие, источники, принципы права вооруженного конфликта
Право вооруженных конфликтов (ПВК) — это совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами МП по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и индивидов за нарушение этих норм.
Право вооруженных конфликтов распространяет свое действие как на международные вооруженные конфликты, так и на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.
Субъектами права вооруженных конфликтов являются основные субъекты МП: государства, нации, борющиеся за национальное и социальное освобождение, международные организации.
Юридический фундамент данной отрасли права составляют основополагающие принципы МП и принципы специальные.
К специальным принципам
права вооруженных конфликтов относятся:
гуманизация вооруженных конфликтов;
ограничение воюющих в выборе средств и методов ведения войны;
защита прав комбатантов и некомбатантов;
защита прав гражданского населения и особого правового режима гражданских объектов;
нейтралитет;
ответственность за нарушение законов и обычаев войны.
К наиболее важным источникам ПВК относятся:
Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.;
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г.Международные договоры, запрещающие или ограничивающие отдельные средства и методы ведения войны (например, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запрещении противопехотных мин 1977 г. и др.);
документы, содержащие нормы ответственности отдельных лиц за совершение международных преступлений (например, Уставы МВТ 1945 г., Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям 1968 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.).
33. Универсальные
и региональные системы
Коллективная безопасность
Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
разрешать все споры мирным путем;
активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
Второй признак - наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы.коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:
Помимо всеобщей системы
международной безопасности, Устав
ООН предусматривает
Из этого следует, что
региональные системы безопасности
составляют часть всемирной системы
безопасности. Устав ООН установил
взаимосвязь между Советом
34. Роль ООН в обеспечении международного мира и безопасности
Организация Объединенных Наций и ее органы играют важную роль в предотвращении и устранении международных споров и ситуаций, которые могут привести к международным трениям или вызвать международный спор и продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Помимо положений Устава, органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими, в частности, как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 г., Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. и др.
Государства
— участники спора должны учитывать
возможность обращения к
Любому государству — стороне в споре или государству, которого непосредственно касается ситуация, следует обращаться к Совету Безопасности на ранней стадии спора.
Совет Безопасности учитывает возможность проведения периодических заседаний или консультаций для обзора международного положения и поисков эффективных путей его улучшения.
В ходе подготовки к предупреждению или устранению конкретных споров или ситуаций Совет Безопасности рассматривает имеющиеся в его распоряжении различные средства, например, назначение Генерального секретаря ООН докладчиком по какому-либо определенному вопросу.
Когда какой-либо конкретный спор или ситуация доводятся до сведения Совета Безопасности без просьбы о созыве заседания, Совет вправе рассмотреть возможность проведения консультаций с целью изучения фактов, относящихся к спору или ситуации, и наблюдения за ними.
В ходе консультаций Совет Безопасности рассматривает возможность:
напоминания заинтересованным государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу;
обращения к заинтересованным государствам с призывом воздерживаться от любых действий, которые могли бы привести к возникновению спора или к обострению спора или ситуации;
обращения к заинтересованным государствам с призывом принять любые меры, которые могли бы помочь устранить спор или ситуацию или предотвратить их продолжение или обострение.
Совет
Безопасности вправе направить на ранней
стадии миссии по установлению фактов
или миссии добрых услуг или обеспечения
присутствия ООН в
С учетом любых процедур, которые уже были приняты непосредственно заинтересованными государствами, Совет Безопасности рассматривает возможность рекомендовать им надлежащие процедуры или методы разрешения споров или урегулирования ситуаций и такие условия разрешения споров, которые он сочтет подходящими.
Генеральная Ассамблея ООН рассматривает возможность использования положений Устава для обсуждения споров или ситуаций, когда это целесообразно, и в соответствии со ст. 11 Устава и при условии соблюдения ст. 12 возможность вынесения рекомендаций.