Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 07:30, курсовая работа
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Введение.........................................................................................2
Основная часть........................................................................................................6
Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения…………………………………………………………………….6
Социально-гуманитарное сотрудничество.......................................................................................11
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………….28
Содержание
Введение......................
Основная часть.........................
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….28
Введение
К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).
Итак, начнем рассмотрение данной темы прежде всего с истории принятия ряда документов, легших в основы нормативно-правовой базы Содружества Независимых Государств.
Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.
Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.
Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.
Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.
Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.
Анализируя источники написания работы, следует отметить, что некоторые из них были написаны в 90-х годах, однако они содержат наиболее полную (к тому времени) информацию о Содружестве. Некоторые источники содержат большое количество авторских оценок, что лишает их объективности, и работа приобретает оттенок субъективного отношения к СНГ. Значительное количество информации на заданную тему было найдено в Интернете на многочисленных сайтах, посвященных Содружеству, в виде статей, интервью и докладов.
Основная часть
Целью сотрудничества государств в области социального обеспечения является уравнивание в правах с гражданами страны пребывания граждан другого (других) договаривающихся государств. Сотрудничество государств — участников СНГ в области социального обеспечения отличается от существующих международно-правовых механизмов прежде всего ограничением предмета регулирования. В рамках СНГ получило достаточно широкое нормативное закрепление пенсионное обеспечение, другие же сферы социального обеспечения представлены фрагментарно.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения в рамках СНГ характеризуется рядом особых черт, которые выделяют его по сравнению с другими направлениями сотрудничества в области труда и социальных отношений. Во-первых, с момента образования СНГ приоритет в правовом регулировании был отдан пенсионному обеспечению, другие же вопросы социального обеспечения стали предметом межгосударственного сотрудничества позднее. Во-вторых, особенностью, отличающей сотрудничество по вопросам социального обеспечения, служит тот факт, что оно получило свое оформление, прежде всего, в многосторонних соглашениях, определяющих социальные и правовые гарантии, в частности, условия пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы на основании ст. 6 Соглашения о создании СНГ, где закреплена обязанность проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. В-третьих, для сотрудничества в области пенсионного обеспечения свойственна субъектная специализация: ряд многосторонних соглашений определяет гарантии пенсионных прав для лиц, имеющих особый трудо-правовой статус, связанный с их профессиональной деятельностью. К таким соглашениям относятся: Соглашение между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников СНГ от 24 декабря 1993 г. Соглашение Генеральных прокуроров государств — участников СНГ о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры от 6 января 1997 г. В-четвертых, несмотря на наличие целого пласта специального регулирования, основополагающим актом регионального правового регулирования на уровне СНГ в сфере пенсионного обеспечения выступает межправительственное Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное 13 марта 1992 г. (Соглашение о пенсионном обеспечении), которое является общим для всех соглашений, заключенных по вопросам пенсионного обеспечения в рамках СНГ. В-пятых, общие акты, устанавливающие организационные и институциональные основы сотрудничества государств в рамках СНГ, не сразу закрепили принципы осуществления согласованной политики в области социального обеспечения.
Первым из многосторонних договоров, конституирующих интеграционные процессы в СНГ, где нашло свое непосредственное отражение сотрудничество государств в области социального обеспечения, стал Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. Статья 10 Договора гласит: «Стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям».
Вопросы социального обеспечения, помимо пенсионного, представлены в Соглашении о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 9 сентября 1994 г. Установление гарантий социальной и экономической поддержки семей, имеющих детей, включая выплату государственных пособий, а также создание и содержание соответствующих институтов или служб, содержится в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., а также в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г., разработанной в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. Двустороннее сотрудничество Российской Федерации в области социального обеспечения осуществляется в двух основных формах: во-первых, вопросы социального обеспечения, в контексте более широкого подхода — обеспечения комплексной социальной защиты трудящихся-мигрантов — закрепляются в соглашениях, условно определяемых как соглашения о трудовой миграции. На сегодняшний день такие соглашения заключены с Арменией, Кыргызстаном, Молдовой и Украиной. Во-вторых, в целях конкретизации положений многостороннего Соглашения о пенсионных правах Российская Федерация заключила соответствующие соглашения с рядом государств, в частности с Украиной и Казахстаном. Соглашения с Украиной имеют специальный предмет, распространяя свое действие на категории лиц, работавших и (или) проживавших в местностях с определенными климатическими условиями: Временное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. Межведомственное Соглашение о порядке перевода и выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. Соглашение с Казахстаном заключено в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. Соглашение подлежит ратификации и остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г. и Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.
В отношениях с Беларусью международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на основании ст. 8 Договора о Сообществе России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. государства вводят единые стандарты социальной защиты, обеспечивают гражданам обоих государств предоставление социальных гарантий, содержание которых применительно к социальному обеспечению раскрывается в Решении Высшего Совета Сообщества от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., определяя общие задачи Союза в социальной области, отнес к одной из таких задач «выработку единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе размеров пособий ветеранам войны, Вооруженных Сил и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям, а также при определении льгот и иных мер социальной защиты» (ст. 10 Устава).
Обзор форм правового сотрудничества государств — участников СНГ позволяет отметить, что значительное место среди них занимают соглашения в области пенсионного обеспечения. Это объясняется, помимо других причин экономического и политического характера, отсутствием четко сформулированной позиции по согласованию государственной социальной политики в базовых документах Содружества.
Важным этапом определения основ правового регулирования в области социального обеспечения стало закрепление общих принципов сотрудничества в реализации права человека на социальное обеспечение государствами — участниками СНГ в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 г. и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. Эти акты по правам человека подтвердили приверженность государств — участников СНГ принципу всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, на которые каждый человек имеет право независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка и других различий (ст. 16 Конвенции, ст. 40 Хартии), гарантированности осуществления социального обеспечения в случае, когда лицо не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников (ст. 16 Конвенции), сохранению прав на пенсионное обеспечение при переезде (ст. 40 Хартии).
Страны Содружества весьма активно сотрудничают в области прав и свобод человека. В этой сфере ими одобрен целый ряд документов. Как известно, в 1993 г. главы государств СНГ приняли Декларацию о правах человека, а также утвердили Положение о Комиссии по правам человека.
Информация о работе Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения