Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

Содержание работы

Введение.........................................................................................2
Основная часть........................................................................................................6
Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения…………………………………………………………………….6
Социально-гуманитарное сотрудничество.......................................................................................11
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………….28

Файлы: 1 файл

Сотрудничество СНГ 7.02.14.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

В странах СНГ самой многочисленной является российская диаспора. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы наших соотечественников оказались отделенными от России государственными границами. Во многих случаях они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации. Эти люди нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.

Российская Федерация вступила на путь практической поддержки соотечественников за рубежом. Основные принципы и цели государственной политики России в отношении ее диаспоры определены в Указе Президента от 11 августа 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики Российской Федераций в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» и постановлении Правительства России от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом».

Россия исходит из того, что соотечественники должны иметь свободу выбора страны проживания и гражданства, причем страны их постоянного проживания несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц. Россия готова помочь правительствам новых независимых государств в решении этих задач, а в случае ущемления прав соотечественников намерена использовать все международно признанные меры для их защиты.

Опыт работы по выполнению названного постановления Правительства России показал, что проблемы соотечественников достаточно полно охарактеризованы в Указе Президента РФ от 11 августа 1994 г., однако осуществление этого Указа на практике затруднено вследствие отсутствия механизмов реализации предусмотренных мер по поддержке соотечественников за рубежом. На устранение разрыва между целями государственной политики, сформулированных в упомянутых выше документах, и их практической реализацией направлена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом от 17 мая 1996 г.[18]

Общие рамки допустимых средств реализации Программы очерчены международно-правовыми нормами, законами страны проживания со­отечественников, Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Программой предусматриваются:

  • заключение многосторонних и двусторонних правительственных и межведомственных соглашений между странами СНГ и государствами Балтии по проблемам соотечественников за рубежом и обеспечение их реализации;
  • разработка новых и корректировка действующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, направленных на более полный учет интересов соотечественников и расширение возможностей оказания им необходимой поддержки;
  • привлечение внимания международных организаций к фактам нарушения прав и ограничения свобод российских соотечественников;
  • финансовая поддержка образовательных, культурных и других программ общественных организаций соотечественников за рубежом;
  • оказание консультативной и научно-методической помощи общественным организациям соотечественников;
  • проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом и создание информационного банка данных;
  • координация деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь приграничных), российских общественных организаций и деловых кругов по решению проблем соотечественников за рубежом;
  • совершенствование организационно-управленческого механизма реализации мер, предусмотренных Программой.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 607 при посольстве Российской Федерации за рубежом может учреждаться представительство федеральной миграционной службы России[19]. Штатная численность представительства устанавливается в количестве 3—4 человек.

Основными задачами представительства являются:

  • осуществление взаимодействия и сотрудничества с миграционными властями государства пребывания;
  • сбор и анализ информации о миграционной ситуации в государстве пребывания и проводимой им миграционной политике;
  • разработка предложений по расширению сотрудничества с государством пребывания по вопросам вынужденной миграции и предотвращения неконтролируемой миграции;
  • изучение опыта государства пребывания в решении миграционных проблем в целях его использования в деятельности федеральной миграционной службы России.

10 февраля 1995 г. на заседании  Совета глав государств СНГ  было принято Решение о создании  Межгосударственного фонда помощи  беженцем и вынужденным переселенцам  и утверждено положение о нем[20]. Основными задачами фонда являются:

  • аккумулирование финансовых и материальных средств для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
  • распределение средств между государствами—участниками Соглашения, принимающими беженцев и вынужденных переселенцев, в целях организации их переселения и обустройства;
  • содействие государственным органам и общественным организациям государств—участников Соглашения в защите гражданских, экономических и социальных прав беженцев и вынужденных переселенцев;
  • пропаганда идей милосердия, справедливости, привлечение внимания общественности к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

Для решения возложенных на него задач фонд выполняет следующие функции:

  • открывает в установленном порядке текущие и расчетные счета в учреждениях банков государств—участников Соглашения для размещения и накопления средств фонда;
  • направляет финансовые и материальные средства государствам— участникам Соглашения на оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
  • информирует общественность о своей деятельности, используя средства массовой информации государств—участников СНГ.

Решение о создании Межгосударственного фонда, помощи беженцам и вынужденным переселенцам не подписано Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной.

Важнейшей сферой сотрудничества стран СНГ является социальная сфера. На заседании Совета глав правительств Содружества 9 декабря 1994 г. принято Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда[21]. В соответствии с Соглашением стороны осуществляют согласованную деятельность в области охраны труда по следующим направлениям:

  • установление требований охраны труда к машинам, механизмам, другой продукции производственного назначения, новым веществам, материалам, технологиям и проектируемым объектам;
  • создание более эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, современных материалов для их изготовления, осуществление обязательной сертификации оборудования и средств защиты;
  • разработка и реализация межгосударственных программ и технических проектов, совместное проведение важнейших научно-исследовательских работ;
  • разработка системы показателей и государственной отчетности в области охраны труда на согласованной методологической основе;
  • организация подготовки и повышения квалификации кадров;
  • совершенствование порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • участие в расследовании несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний, происшедших с гражданами государств—участников данного Соглашения во время их работы (командировки) в других государствах—участниках;
  • обмен информацией, проведение межгосударственных выставок, симпозиумов, научно-практических конференций, семинаров, совещаний по проблемам, представляющим взаимный интерес;
  • содействие регулярным контактам и консультациям между органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля в этой области, а также соответствующими научно-исследовательскими организациями.

В месячный срок после подписания данного Соглашения стороны определили полномочный орган, на который возлагается его реализация. Для подготовки предложений по вопросам, предусмотренным данным Соглашением, полномочные органы сторон создали рабочие группы экспертов.

Стороны через Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ на безвозмездной основе обмениваются информацией: о состоянии охраны труда; о принятых законодательных и иных нормативных актах по охране труда; о разработках, намечаемых семинарах, конференциях, выставках и других мероприятиях по проблемам охраны труда.

Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства, удостоверения и другие документы об образовании работников, их квалификации и допусках к выполнению работ повышенной опасности, выданные государственными и иными уполномоченными на то органами других сторон, образовании работников.

Совет глав правительств стран СНГ 9 декабря 1994 г. принял Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания[22]. В соответствии с Соглашением расследование каждого несчастного случая проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами сторон по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая. Данное Соглашение распространяется на предприятия, учреждения и организации сторон независимо от форм собственности, а также на физических лиц, с которыми работник состоит в трудовых отношениях.

Расследование тяжелых, групповых, а также со смертельным исходом несчастных случаев проводится с обязательным участием представителя работодателя. В исключительных случаях работодатель может поручить участие в расследовании доверенному лицу от стороны, на территории которой пребывает пострадавший.

Для случаев, расследуемых в соответствии с данным Соглашением, стороны установили согласованную форму акта о несчастном случае на производстве (форма Н—1М), прилагаемого к данному Соглашению и являющегося его неотъемлемой частью. Оформление указанного акта является обязанностью предприятия, на котором произошел несчастный случай. Акт оформляется на государственном языке стороны, на территории которой произошел несчастный случай, и на русском языке. Все материалы расследования (включая акт формы Н—1М, который выдается пострадавшему на руки по его просьбе или лицу, представляющему его интересы) по его завершении в обязательном порядке на­правляются работодателю, а материалы расследования групповых несчастных случаев и случаев со смертельных исходом — также и государственному органу надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда страны, где находится место постоянной работы пострадавшего.

Предприятие, на котором произошел несчастный случай, обязано организовать оказание пострадавшему первой медицинской помощи, амбулаторное или при необходимости стационарное лечение (госпитализацию). В случае смерти работника данное предприятие информирует об этом дипломатическое или консульское представительство стороны постоянного проживания работника с предоставлением материалов по факту смерти и совместно с местными органами исполнительной власти оказывает содействие представителям работодателя и родственникам пострадавшего в перевозке тела и личного имущества умершего, а также в других необходимых случаях. Связанные с этим затраты несет предприятие стороны, на территории которой произошел несчастный случай.

Порядок возмещения вреда, причиненного работнику в связи с несчастным случаем на производстве, оговоренный данным Соглашением, а также порядок удовлетворения регрессного иска в части компенсации затрат на эти цели предприятием, виновным в таком случае, определяются отдельным соглашением сторон.

19 января 1996 г. странами Содружества (кроме Грузии, Молдовы и Туркменистана) был подписан Протокол к Соглашению  между государствами СНГ о  социальных и правовых гарантиях  военнослужащих, лиц, уволенных с  военной службы, и членов их  семей[23]. В частности, в нем нашли  отражение вопросы организации  похорон погибших (умерших) военнослужащих, членов их семей, проживавших  совместно с ними на территории  других государств СНГ и лиц, уволенных с военной службы.

1.  Установить в 1996 г. законодательными  актами государств СНГ,

 где это еще не  осуществлено, порядок погребения  погибших (умерших) военнослужащих, перечень  ритуальных услуг, оказываемых государством, нормы и порядок оплаты расходов  денежных средств на перевозку  тела,   погребение,  изготовление  и  установку  памятников  погибшим (умершим) или выплаты компенсаций  их родственникам или лицам, взявшим  на себя организацию похорон.

2. Оказывать содействие  в перевозке по территории  государств СНГ

тел погибших (умерших) военнослужащих, членов их семей, проживавших совместно с ними и являвшихся гражданами других государств Содружества.

3.Государства СНГ должны обеспечить отдание воинских почестей

при погребении на их территории погибших (умерших) военнослужащих, являвшихся гражданами других государств Содружества, в соответствии с национальным законодательством.

4. Указанные в данном  Протоколе положения распространяются  на лиц, уволенных с военной  службы по достижении предельного  возраста пребывания на военной  службе, состоянию здоровья или  в связи с организационно-штатными  мероприятиями, имеющих общую продолжительность  военной службы 25 лет и более, а также на участников Великой  Отечественной войны и лиц, приравненных  к ним, независимо от общей  продолжительности военной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового хозяйства. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.

Информация о работе Сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечения