Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа
В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.
Вместе с тем существует
и противоположная точка
Таким образом, в настоящее время на мировом рынке создано множество предпосылок для развития электронной коммерции, в основе которой лежат новые информационные технологии совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными.
Основными факторами развития электронной торговли сегодня являются: неограниченная свобода установления контакта продавца и покупателя в глобальном пространстве; возможность по предоставлению неограниченно по широте ассортимента продукции; непрерывный режим работы интернет-магазинов; равные возможности для входа на рынок разных по размеру предприятий.
Ежегодно возрастает объем международной торговли, осуществляемой с использованием сети Интернет. Через каналы электронной торговли ныне активно продаются металлы, химические товары, биржевые товары, серийно изготовляемые машины и оборудование, все виды потребительских товаров длительного пользования, книги, музыкальные произведения, различные услуги – туристические путевки, услуги связи, финансовые услуги и др.).
Между тем, существует ряд проблем, тормозящих развитие мировой электронной торговли, вызванных такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных пошлин и сборов, отсутствием унифицированного международного правового регулирования процессов электронной торговли [18].
1.2. Понятие, сущность и виды электронной торговли.
Электронная коммерция переносит глобальный доступ к интернету на уровень основных бизнес-процессов закупки и продажи товаров и услуг. Это помогает сформировать спрос на товары и услуги и совершенствует управление заказами, порядок платежей и другие функции поддержки. Общая цель электронной коммерции состоит в снижении расходов благодаря сокращению затрат на деловые операции и рационализации всех видов процессов. Глобальная доступность интернета способствует открытию новых рынков и в то же время увеличивает скорость выполнения деловых операций. Электронная коммерция проникла во все сферы повседневной жизни: от предоставления полномочий на использование кредитной карточки до предварительного заказа путешествий по сети, перевода денежных средств по всему миру, операций розничной торговли с использованием торговых терминалов, предоставление электронных банковских услуг, сбора средств в благотворительных целях, проведения политических компаний и аукционов и т.д.
Понятие электронной коммерции может быть определено следующими способами (рис. 2):
С точки зрения связи электронная коммерция означает возможность доставки товаров, услуг, информации и платежей по сети и т.д.
С точки зрения взаимодействия электронная коммерция означает различного рода информационный и операционный обмен: между коммерческими предприятими.
С точки зрения бизнес-процесса электронная коммерция означает деятельность, связанную с непосредственной поддержкой коммерции с помощью электронных средств и сетевых соединений. Управление процессами как внутри коммерческих предприятий (производство, учет материальных запасов, хозяйственная деятельность), так и между предприятиями (управление поставками) осуществляется с помощью тех же самых сетей, что и для процессов взаимодействия между коммерческими предприятиями и потребителями.
С точки зрения оперативного режима электронная коммерция означает электронную среду, которая позволяет приобретать и продавать товары и услуги, а так же получать информацию в интернете.
Рисунок – 2. Подходы к определению понятия «электронной торговли»
(составлено автором)
С точки зрения структуры электронная коммерция означает использование самых разных носителей информации: данных, текста, web-страниц и т.п.
С точки зрения рынка электронная коммерция означает глобальную сеть. Достаточно открыть Web-витрину местного магазина, и на его пороге появятся покупатели, поставщики, конкуренты и платежные системы со всего мира.
Электронный бизнес предоставляет коммерческим организациям возможность решать следующие задачи:
Выходить на новый рынки
Создавать новые товары и услуги
Формировать доверие клиентов
Увеличивать человеческий капитал
В максимальной степени использовать возможности существующих и новых технологий.
Добиваться ведущего положение
на рынке и конкурентного
Электронная коммерция означает
ведение торговли с кем угодно,
где угодно и в какое угодно
время. При этом особое значение придается
новым возможностям, повышающим в
итоге эффективность как
Чтобы полнее представить сущность ЭК, рассмотрим сравнительный анализ технологий традиционного ведения коммерческой деятельности и электронной коммерции (табл. 2).
Электронная коммерция нарушает следующие традиционные правила ведения коммерции:
Компании не делятся информацией с конкурентами.
Поставщики не делятся информацией с покупателями, особенно той, что касается ценообразования.
Общая закупка должна определяться только ценой.
Финансовые операции должны выполняться только через банк.
Нигде электронная коммерция не нарушает правила более основательно и быстро, чем в банковской сфере. Рост объема интерактивных банковских операций поднимает вопрос о роли банков. Ведь теперь у коммерческих предприятий и потребителей имеется больше возможностей выбора способов оплаты своих счетов. Стремление к экономии затрат, оппортунизм и опасность потерять конкурентное преимущество сдвинули дело с места и даже привели к нововведениям в самых консервативных компаниях. Эти факторы вынудили компании перестроиться, с тем что бы воспользоваться такими возможностями, как организация каналов доставки новых услуг и выход на новые рынки уже существующих услуг.
Электронная коммерция – это использование компьютеров, работающих в Интернет, для того, чтобы трансформировать старые и создать новые бизнес отношения с партнерами и клиентами. Существуют различные приложения, которые обеспечивают новые бизнес решения, которые позволяют улучшить качество товаров и предоставляемых услуг, повышают скорость обслуживания, снижают операционные издержки. Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения (рис. 4):
– между различными видами бизнеса – сфера В2В (business-to-business);
– между бизнесом и потребителем – В2С (business-to-consumer);
– между потребителями – С2С (consumer-to-consumer);
– между бизнесом и государственными
органами – B2A/B2G (business-to-administration/
– между государством и потребителями
– А2C, или G2C (administration/government-to-
– в рамках отдельного бизнеса,
или Intra-business. В2С или «бизнес –
потребитель» – категория электронной
коммерции, которая является
Таблица –2. Сравнительный анализ технологий традиционного ведения коммерческой деятельности и электронной коммерции (составлено автором)
Традиционные технологии ведения коммерческой деятельности |
Технологии ведения ЭК |
Бумажный документооборот |
Электронный документооборот |
Телефонная связь |
Связь с использованием компьютерных сетей |
Традиционная почта |
Электронная почта |
Реклама в СМИ и внешняя «уличная» реклама |
Интернет-реклама (баннерная реклама, поисковая реклама, программы вирусного маркетинга – рассылка спама и т.д.) |
Изолированные компьютеры, использующиеся только в сфере бухгалтерского учета и делопроизводства |
Локальная сеть компьютеров, включающая в себя собственные веб- и СУБД-серверы и имеющая выход в Интернет |
«Мокрая» печать и «живая» подпись |
Электронная цифровая подпись. Системы аутентификации контрагентов, позволяющих удостовериться в личности стороны, желающей получить интерактивный доступ к информации, услугам, заключить торговую сделку и т.п. |
Использование наличных денег или традиционных безналичных банковских переводов |
Использование электронных
систем Клиент-банк, Интернет-Банк; электронных
денег, электронных чеков и |
Ориентация на массового потребителя (сегментация потребителей) |
Ориентация на индивидуальные потребности каждого конкретного потребителя |
Объединение работников в рамках локальных офисов |
Использование технологий телеработы, виртуальных агентов, веб-служб и создание виртуальных предприятий |
Сохранение полученных знаний и навыков |
Непрерывный процесс обучения в течение всей жизни (технологии e-learning) |
Ориентация на сохранение старых рабочих мест |
Ориентация на создание новых рабочих мест |
Реализация всех бизнес-процессов силами предприятия |
Аутсорсинг – привлечение внешних исполнителей для выполнения неосновных (вспомогательных) бизнес-процессов |
Опора на капитал. Основные показатели: капитало-, энерго-, материалоемкость и т.п. |
Опора на знания – интеллектуальный капитал. Основной показатель — информационноемкость. Капитал становится одним из факторов производства |
эквивалентом розничной торговли и представлена различными видами электронных магазинов с полным предложением любых потребительских товаров. Этот вид электронной коммерции наиболее интересный и рискованный, при котором поставщик и потребитель, как правило, никогда ранее не имели взаимных деловых контактов. Интернет-магазины, виртуальные банки – классические примеры систем В2С [19].
Рисунок – 3. Сферы приложения электронной коммерции
(составлено автором)
В2В или «бизнес – бизнес» – категория электронной коммерции, когда компании осуществляют свою деятельность, начиная от выбора поставщика, или продукта, процесса заказа товаров у поставщиков, получения счетов-фактур, до проведения платежей и других операций на основе использования электронной сети. Этот вид электронной коммерции характеризует взаимодействие между относительно постоянными партнерами, связанными единой цепочкой бизнес-процесса и интенсивным двухсторонним информационным обменом. Как правило, это долгосрочные отношения между крупными компаниями, а также между отдельными подразделениями компании. При этом вопрос взаимного недоверия стоит менее остро и может быть отрегулирован на начальном этапе взаимодействия обменом юридически значимыми подписанными документами. Примерами систем В2В являются международная система передачи банковской и финансовой информации (SWIT).
В2А или «бизнес – администрация» — категория электронной коммерции, которая охватывает все виды трансакций между компаниями и государственными организациями. Пока этот вид электронной коммерции находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.
С2А или «потребители – администрация». Такая категория существует пока только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения.
В основном, электронная
коммерция ассоциируется с
Новая концепция электронной коммерции строится не только на улучшении проведения транзакций, но и на строительстве устойчиво улучшающихся взаимоотношений с партнерами, клиентами, как существующими, так и потенциальными.
Электронная коммерция обладает многими преимуществами и поэтому становится все более популярной. Как указано в табл. 1, эти преимущества включают в себя лучшие возможности для продвижения товара, снижение издержек, своевременность информации, сокращение времени перевода денежных средств, единообразие информации, повышение уровня обслуживания клиентов, улучшение взаимоотношений с клиентом, ориентирование товаров на потребителя, конкурентные преимущества и удобство ведения бизнеса
Самым большим и наиболее важным преимуществом электронной торговли является то, что она позволяет заинтересованной компании или частному лицу достичь глобального рынка. Она обслуживает потребности как национального, так и международного рынка. Ваш бизнес больше не ограничен географическими границами. С помощью электронной коммерции даже малые предприятия могут получить доступ к мировому рынку для продажи и покупки товаров и услуг. При ведении таким способом бизнеса также отсутствуют временные ограничения, так как электронная торговля дает возможность выполнять операции 24 часа в сутки и даже в праздничные и выходные дни, что в свою очередь значительно увеличивает продажи и прибыль.
Электронная торговля также дает возможность клиентам выбрать более дешевые и качественные товары. С помощью электронной коммерции потребители могут легко исследовать конкретный продукт, а иногда даже узнать изготовителя, приобретая его по более низкой цене, чем требуют за него оптовики. Покупки онлайн, как правило, очень удобны и экономят время, по сравнению с обычными магазинами. Кроме того, покупатели могут просматривать отзывы, размещенные другими клиентами о приобретенной продукции с конкретного сайта электронной коммерции, что существенно может помочь принять решение относительно покупки.
Для коммерческих фирм электронная торговля значительно сокращает расходы, связанные с маркетингом, обслуживанием клиентов, обработкой, хранением информации и управлением запасами. Это уменьшает количество времени, связанное с реорганизацией бизнес-процессов - настройкой продуктов для удовлетворения спроса частных клиентов, а также повышения производительности и оказания услуг клиенту. Электронная торговля снижает бремя инфраструктуры для ведения бизнеса и, тем самым повышает объем средств, доступных для инвестирования. Она также способствует эффективности обслуживания клиентов. С другой стороны, это позволяет собирать и обрабатывать информацию, связанную с поведением покупателей, которые в свою очередь помогают разрабатывать и принимать эффективную маркетинговую и рекламную стратегию.
Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли