Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

Отдельно можно выделить индустрию продажи товаров в  виртуальной реальности, играх, например это могут быть доспехи для виртуальных воинов, дома для виртуальных жителей и так далее. Среди основателей этой индустрии можно выделить игры Second Life – 2003 год и World of Warcraft, который с 2004 г. держит звание лидера. Однако, в последнее время, все большее людей проводит время в социальных сетях, соответственно развиваются игры в социальных сетях и продажа товаров в этих играх. Играть со знакомыми людьми намного интереснее, чем с незнакомцами. Лидером в этой индустрии является корпорация Zynga, создатель игр для социальных сетей (с 2007г.)

Рынок услуг возник одновременно с появлением сети – ведь сайты  требовалось создавать и разрабатывать, да и многие другие услуги было удобно оказывать через сеть. Так, например, в Белоруссии в 1993г. была создана копания EPAM Systems, занимающаяся удаленной разработкой программного обеспечения. В настоящий момент компания является одним из мировых лидеров в этой области. Одна из первых и самая известная в России веб-студия – Студия Артемия Лебедева была основана в 1995г. [24]. Постепенно в сеть стали перебираться предложения других видов услуг – от консалтинга до образовательных услуг.

Платные сервисы в сети Интернет стали появляться по мере возникновения спроса. Так же как и в услугах, первыми появились технические – регистрация доменов, хостинг (размещение) сайтов, всевозможные телекоммуникационные провайдеры. По мере роста спроса стали появляться системы статистики посещаемости, платные онлайн-игры, деловые B2B сервисы (онлайн-бухгалтерия), появилась возможность арендовать различное программное обеспечение как сервис (SAS-системы).

Торгово-посреднические сервис (онлайн-аукцин, «барахолка») AuctionWeb появился в 1995г, в 1997г. был переименован в Ebay. Российский аналог - Молоток. ру начал работу в 1999г. и долгое время был безусловным лидером рынка. Однако в 2010г был вытеснен на второе место активно рекламирующимся AVITO, созданным лишь в 2007 г.

Развитие рекламных посреднических сервисов началось с систем баннерной рекламы, в России они появились в 1997г (баннерная сеть RLE). Все системы такого рода работают на следующих принципах: через систему происходит обмен баннерами различных сайтов, сервис за это получает определенный процент баннерных показов, и их продает по фиксированной цене.

В контекстной контекстной  рекламы, принцип работы, как правило  другой – идет аукцион продавцов  и покупателей. Первый сервис подобного  рода – Overture - был создан в 1997г, в 2000г. появился текущий мировой лидер - Google AdWords. Российские системы возникли ненамного позже: Яндекс Директ появился в 2001г, Бегун - в 2002.

Биржи ссылок, позволяющие  продвигать сайты в автоматическом режиме, появились в России в 2004г (textlinkbrokers.ru), однако бурное их развитие началось в 2006г. с появлением сервиса Sape.ru.

В настоящий момент системы  контекстной рекламы и биржи  ссылок объединяются различными агрегаторами, добавляющими дополнительные инструменты и позволяющими работать с несколькими системами сразу. Первый из подобных агрегаторов - Seopult, был создан в 2006г.

Первая платежная система (система электронных денег) First Virtual была создана в 1995г., в 1996г. появилась  возможность оплачивать товары и  услуги в сети Интернет через карты Visa и Mastercard [25]. Однако из-за частых краж данных использование карт считалось небезопасным. В 1999г. появился PayPal, он связал платежные карты и интернет - платежи, добавив возможность гарантии возврата и таким образом обезопасив платежи. Российские лидеры рынка интернет - платежей - Webmoney и Яндекс Деньги появились в 1998 и 2002г. соответственно.

Обзор истории развития российского и международного предпринимательства в глобальной сети Интернет, позволяет сделать следующие выводы.

Предпринимательство в сети Интернет – это относительно новая  сфера предпринимательской деятельности, насчитывающая менее 20 лет развития (электронный бизнес – 50 лет). В то же самое время сам по себе Интернет в последнее время представляет собой очень динамично развивающийся рынок, на котором предоставляются равные права для входа как крупным и опытным представителям бизнеса, так и малым и средним предприятиям. При этом далеко не всегда компании – первопроходцы, выбившиеся в начале своего пребывания на электронном рынке в лидеры способны сохранить лидерские позиции в длительном периоде. Для того, чтобы начался бум должна появиться и «созреть» аудитория. Для компаний главное успеть к началу (или хотя бы к середине) этого бума, пока появляющуюся аудиторию не разобрали конкуренты. А первопроходцы не только редко становятся лидерами, но и не всегда доживают до бума. Так, например, первые социальные сайты появились в 1994г, но размер аудитории был ещё недостаточен, пользователи были не готовы к такому использованию сети.

За время развития электронного предпринимательства менялась его  направленность. Первоначально это была электронная коммерция в чистом виде, затем развитие шло в основном в сфере между различными видами бизнеса – сфера B2B. Затем с появлением и широким распространением сети Интернет электронное предпринимательство стало все больше ориентироваться на пользователей и охватывать все сферы традиционной предпринимательской деятельности. В настоящее время перечень отраслей, представленных в сети Интернет, расширился значительно, что свидетельствует о проникновении электронной коммерции во все сферы человеческой жизни. И в перспективе аналитиками прогнозируется ее дальнейшее развитие и расширение числа участников как со стороны бизнеса, так и потребителей.

 

2. Анализ современного  состояния и перспектив развития  электронной торговли в России  и за Рубежом.

 

2.1. Роль электронной торговли  в развитии современной международной  коммерческой деятельности.

 

Начало Интернет-бизнеса  было положено в сентябре 1969г., когда  в Университете Лос-Анджелеса два компьютера были соединены в сеть Arpanet, а через 2-3 года появилось 10 сайтов, разбросанных по территории США, программой развития которых руководило Управление стратегических исследований Пентагона. В 1974г. впервые был предложен протокол TCP/IP, который стал признанным для всей сети Интернет только в 1983г. С этого момента можно говорить о лавинообразном расширении сети Интернет не только в США, но и во всем мире. В 1994г. появляется первый коммерческий браузер – NETSCAPE.

Сеть Интернет стала приобретать  новые качественные функции, диверсифицируясь в «киберпространство», наполненное не только информацией, но и современными технологиями ведения бизнеса.

Многие достижения новой  экономики могут использоваться многими потребителями одновременно, независимо от места их нахождения, а также в режиме реального времени. Внедрение информационно-коммуникационных технологий, прежде всего Интернет в экономическую практику расширило горизонты функционирования глобальной индустрии, торговли и финансов. Огромный объем информации, передаваемой сегодня мгновенно с помощью Интернет, не знает национальных границ и упраздняет традиционные представления о времени и пространстве. В наши дни многие проекты реализуются во многих различных местах или странах мира без физического перемещения участников. Интернет –  самое динамично развивающееся средство коммуникации за всю историю цивилизации.

Эксперты отмечают положительную  динамику развития электронной коммерции во всем мире. Больше других в электронной коммерции преуспели США, Канада и развитые европейские страны, такие как Великобритания, Германия, Франция. По результатам мониторинга, проведенного исследовательской компанией МЕТА-Group о состоянии электронной коммерции в 47 странах мира в первую десятку вошли такие страны, как США, Финляндия, Исландия, Канада, Голландия, Швеция, Австралия, Дания, Ирландия, Новая Зеландия. Россия в списке оказалась лишь на 36 месте.

Интернет-революция существенно  повлияла на методы ведения современного бизнеса. Если первый этап революции характеризовался развитием интернет-решений для розничной торговли, так называемый В2С (business-to-consumers), следующий этап определяется ведущей ролью на рынке компаний, развертывающих и использующих системы и инструментарий взаимодействия экономических субъектов класса В2В (business-to-business). Кроме рассмотренных форматов, рынок уже пытается взять на вооружение формат Р2Р (pro fit-to-pro fit или peer-to-peer), появившийся в медиа-секторе Интернета под названием «пилинг».

Информационные технологии по мере развития становятся все более  дешевыми, что способствует ускорению процесса компьютеризации мира, поэтому можно сказать, что электронная коммерция имеет огромный потенциал. В связи с чем, исследование проблем и перспектив электронной коммерции на данном этапе мирового экономического развития приобретает все большую актуальность.

Таким образом, внедрение  новейших научных достижений в экономическую практику открыло новые возможности в сфере электронного бизнеса и способствовало ускорению глобализации мировой экономики. На рубеже двух веков темпы экономической глобализации технологических перемен становятся все более связанными между собой. Инновационные и глобальные тенденции взаимно усиливают и дополняют друг друга, во многом изменяя традиционную экономическую карту мира. В этом процессе новые информационно-коммуникационные технологии выполняют функцию «дубликатора» глобализации. Глобализация, способствуя обменам кадрами, товарами, капиталом, научными идеями и знаниями, сделала возможной беспрецедентную скорость технологических изменений во всемирной истории.

Сегодня ученые говорят о  новом типе экономической модели, о новой, глобальной экономике, экономике  знаний. Главными элементами новой  экономики в наши дни являются, во-первых, информационно-коммуникационные технологии, во-вторых, интеллектуальная собственность, в-третьих, электронные банки данных. Основное отличие новой экономики от индустриальной состоит в том, что идеи и знания в ней ценятся намного выше, чем физические продукты, машины, сырье.

Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных технологий внесла революционные перемены в  механизмы, с помощью которых  мы получаем, храним, извлекаем информацию и обмениваемся ею. Многие утверждают, что эта конверг»  и стимулировала  в США бурный рост производительности труда и экономики в целом. Коммерческие операции в Интернете, будь то розничные продаже по схеме  бизнес-клиент или сделки типа бизнес-бизнес, обычно называют электронной коммерцией, или «e-commerce».

С середины 1990-х годов  объем коммерческих операций в Интернете  существенно вырос. К 1996 году Интернет-трафик, включая электронную коммерцию, удваивался каждые 100 дней. К середине 2007 года Министерство торговли США сообщило, что электронной коммерцией пользуется чуть больше 4 млн. человек; к концу 2007 года эта цифра возросла более чем до 10 млн. пользователей. Рост электронной коммерции продолжается столь быстрыми темпами, что прогнозы часто устаревают уже на момент их публикации. По одной отраслевой оценке, выполненной в 2008 году, предсказывалось, что объем розничных сделок в США достигнет к 2010 году 7 млрд. долларов, а теперь принято считать, что этот показатель был достигнут в год выхода доклада. Впрочем, достоверные отраслевые источники сообщают об огромных скачках в операциях электронной коммерции, особенно во время праздничных покупок в четвертом квартале. Важно отметить также, что в 2010 году, несмотря на замедление экономического роста и прекращение существования многих новых предприятий, работающих через Интернет (так называемых «дот-комов»), электронная коммерция продолжала расти. В январе 2011 года медиа-группа "Юпитер" опубликовала доклад, в котором констатировалось, что в 2010 году объем электронной коммерции вырос до 20 млрд. долларов по сравнению с 7 млрд. в 2009 году и что за праздничный сезон 2010 года около 36 млн. клиентов сделали покупки в режиме онлайн и потратили на это в среднем по 304 доллара, так что оба показателя оказались выше, чем в 2009 году.

Один из самых быстрорастущих секторов электронной коммерции  – сделки типа бизнес-бизнес. По оценке частной консалтинговой фирмы "Форрестер груп", к 2013 году этот сектор американской экономики достигнет уровня 3,5 трлн. долларов, тогда как в 2010 году его оборот составлял почти 400 млрд. долларов. Сделки типа бизнес-бизнес между малыми и средними предприятиями и их поставщиками быстро растут, поскольку многие из этих фирм начинают пользоваться Интернетом для управления цепочками поставок, послепродажной поддержки и платежей [26].

На международном уровне есть проблемы, связанные с пользованием Интернетом и ростом электронной коммерции. При доминирующей роли западных индустриальных стран в развитии и использовании Интернета к 2013 году более половины материала, размещаемого в Интернете, будет не на английском, а на другом языке. Это влечет за собой серьезные последствия для электронной коммерции и простоты операций, их безопасности и конфиденциальности. Политики, лидеры индустрии, ученые и другие специалисты озабочены тем, что этот процесс не будет соотноситься с равным доступом в Интернет для многих жителей развивающихся стран, тем самым создавая глобальный «цифровой разрыв». США и Канада представляют наибольшую долю пользователей Интернета – 56,6%. За ними следует Европа – 23,4%. В конце 2009 года из приблизительно 180 млн. пользователей Интернета во всем мире лишь 3,1% находились в Латинской Америке, 0,5% на Ближнем Востоке и 0,6% – в Африке. На долю Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 15,8% всех пользователей Интернета, но по темпам роста пользования Интернетом он почти вдвое опережает США и Канаду.

С середины 1990-х годов  Конгресс также проявляет активный интерес к проблеме электронной  коммерции. Среди многих вопросов Конгресс может вернуться к решениям о  введении федеральных процедур шифрования, продлении или отмене трехлетнего налогового моратория на внутреннюю электронную коммерцию и оказании помощи малым и средним фирмам в применении технологий электронной коммерции. Кроме того, руководители Конгресса рассматривают политику и нормативы Европейского союза и ВТО в области электронной коммерции.

Вопросы защиты и безопасности. Существуют разнообразные проблемы защиты и безопасности, влияющие на рост и развитие электронной коммерции. Шифрование представляет собой применяемое  для передачи важной информации и данных кодирование электронных сообщений, при котором для разблокировки или декодирования сообщения необходимы "ключи". Шифрование – важный элемент безопасности электронной коммерции, а при дебатах на эту тему основная проблема состоит в том, кто должен владеть ключами. До 1998 года администрация Клинтона выступала за использование жесткой (более 56 бит) кодировки в стране и за рубежом лишь «восстановления ключа», когда «агент по восстановлению ключа» держит «запасной ключ» для дешифрования информации. В соответствии с этой политикой, администрация Клинтона пыталась использовать процедуру экспортного контроля, чтобы побудить компании создавать шифровальные продукты с восстанавливаемым ключом. Использование шифрованных продуктов внутри страны не контролировалось, но администрация Клинтона надеялась, что компании не захотят разрабатывать два набора шифрованных продуктов – один для Соединенных Штатов, а другой для остального мира. Однако предприятия и группы потребителей противились такому подходу. Для многих американских предприятий экспортная политика администрации Клинтона означала возможность препятствовать их попыткам включиться в нарастающие глобальные феномены электронной коммерции, вынуждая их создавать по две версии одного и того же продукта. Группы потребителей возражали против правительственной политики, определяющей, кто должен иметь доступ к запасным ключам.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли