Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа
В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.
С учетом того, что в основе всех перечисленных явлений лежат технологии коммерческих операций, остановимся на термине «электронная коммерция».
К сожалению, научная общественность еще не выработала общепринятого определения этого термина, а потому, как научная дисциплина, она находится на этапе сбора фактов и их осмысления. Одна из задач настоящего исследования и состояла в разработке понятийного аппарата электронной коммерции, необходимых обобщениях и классификации, научного определения предмета электронной коммерции и присущих этому предмету методов познания.
В настоящее время в России сформировался целый ряд факторов, определяющим образом влияющих на развития электронной коммерции (табл.5)
Вместе с тем, в настоящее время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, несовершенное нормативно-правовое обеспечение, недостаточное развитие информационной структуры товарных рынков, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
Можно ожидать, что в ближайшие годы развитие российского рынка электронной коммерции будет характеризоваться следующими тенденциями:
– внедрение систем электронной коммерции в России будет происходить труднее, чем на Западе, в силу низкого базового уровня автоматизации предприятий и потребует большего участия крупных системных интеграторов;
– в связи с большой географической протяженностью страны и низкой плотностью кабельных систем мобильные системы телекоммуникаций будут развиваться опережающими темпами;
– создание систем электронной коммерции на большинстве предприятий будет происходить практически одновременно с внедрением систем автоматизации производственной и управленческой деятельности самого предприятия.
Сегодня есть общее понимание того, что России на современном этапе ее развития нужны инновационные формы деятельности, нужны новые, прорывные подходы к созданию современных систем образования, финансов и промышленности. Именно инновации рождают высокие технологии, без которых и невозможен этот прорыв.
Таблица 5 – Факторы влияющие на развитие электронной коммерции в России (составлено автором).
№пп |
Фактор |
1 |
Географический фактор (территория,
требующая экономической интегр |
2 |
Необходимость повышения степени интеграции России в мировые информационные и экономические процессы. |
3 |
Необходимость сокращения совок |
4 |
Традиционно сложившийся и постоянно поддерживаемый высокий уровень образования в высшей школе России. |
5 |
Динамичное развитие необходимой технической и технологической базы, включая широкое внедрение в практику компьютеров и современных средств информатизации, определенный уровень развития средств телекоммуникаций, информационных сетей и выход в мировое информационное пространство. |
6 |
Наличие определенных разработок банковских технолог |
7 |
Наличие технических решений
и средств обеспечения |
К числу положений, наиболее важных для правильного понимания потенциала электронной коммерции российскими участниками рынка и путей его эффективного использования, относятся следующие:
1) Интернет – это относительно дешевый общемировой информационный и коммуникационный канал. Необходимо использовать в полной мере главные его преимущества для ведения бизнеса: оперативность, целевую направленность при охвате определенных аудиторий, относительную дешевизну рекламных и маркетинговых акций, возможность обратной связи с клиентами. Кроме того, надо помнить, что большой круг конкретных задач можно просто и эффективно решать с помощью доступных средств – электронной почты, групп новостей, создания и поддержки своей страницы в Интернете;
2) электронная торговля
и одно из ее основных
3) создание web-сайта – это только первый шаг в использовании Интернета для бизнеса. Необходима его поддержка, обновление, продвижение на рынке.
К сожалению, непонимание этих моментов - общая черта представителей большинства российских фирм, имеющих выход в Интернет. Сеть предоставляет множество возможностей, но их надо уметь использовать. И если силами имеющихся сотрудников это сделать в полной мере не получается, то надо привлекать специалистов по электронной коммерции, которые смогут познакомить сотрудников с многообразными возможностями сети Интернет для бизнеса и показать, как ими пользоваться.
Тем не менее, прогнозы развития
российского Интернета
Россия в период глобализации мировой экономики находится в достаточно сложном и двойственном положении. Она участвует в мировом финансовом и информационном обмене, осуществляет различные виды внешнеэкономических связей. Но в то же самое время Россия оказывается в значительной степени исключенной из мирового информационного пространства. В настоящий момент конкурентоспособность той или иной страны в условиях глобализации мировой экономики в значительной степени зависит от возможности использовать интернет-технологий, быстроты перехода от традиционной к новой экономике, от их наиболее удачного сочетания и взаимодействия, что в конечном счете и определяет необходимые конкурентные преимущества. По оценкам американских специалистов, в 2009 г. около 35 % продукции промышленности США реализовывалось через Интернет-рынок, в топливно-энергетическом комплексе этот показатель был на уровне 28 %, в здравоохранении – 9 % [32]. Аналогичные показатели во многих странах мира. Совершенно очевидно, что экономика России не может развиваться изолированно от мировой экономики, а значит, она должна также активно воспринимать эти прогрессивные процессы и участвовать в них.
В России пока не очень большой объем продаж осуществляется через Интернет. Для сравнения можно рассмотреть степень распространенности электронной коммерции в сегменте В2С на примере США и России (табл. 6).
Таблица 6 – Объемы электронной коммерции В2С в России и США, в 2009-2011 гг., млн. долл. США (составлено автором по материалам [35 ])
Год |
Россия |
США |
2009 |
40 |
19400 |
2010 |
65 |
37000 |
2011 |
130 |
57700 |
Среди основных проблем, которые тормозят развитие сетевой торговли в России, можно выделить небольшое количество пользователей, а следовательно, нерентабельность многих проектов, угрозу безопасности информации в Сети и сетевым платежам, отсутствие удобной доставки товара, слабое распространение безналичных форм расчетов в отношении физических лиц и т. д. Для российского потребителя в целом свойственен тип поведения, который не располагает к покупкам товаров без их предварительного непосредственного осмотра. Наиболее популярными товарами в российских Интернет-магазинах пока остаются книги, видео, CD, DVD, компьютеры и компьютерные принадлежности, продукты, товары бытового назначения.
Что касается сегмента В2В, то
здесь также есть ряд препятствий
для его развития. Во-первых, для
успешного осуществления
Таким образом, можно сделать вывод о том, что электронная коммерция в сегменте В2В выгодна в России в таких отраслях, где развита конкуренция, высока степень стандартизации продукции (условие биржевой торговли), существуют приемлемые финансовые условия. Это металлургия, фармацевтика и машиностроение. Металлургия отличается высокой степенью конкуренции при развивающемся рынке и высоком уровне информационных технологий, для фармацевтической отрасли свойственны крупные и активные дистрибьюторские сети и стандартизированная продукция; машиностроение – это отрасль, где присутствует большое количество поставщиков и покупателей, значительные финансовые средства и высокая динамика роста. Такие возможности обусловили тягу вышеупомянутых отраслей к электронным способам ведения коммерческой деятельности. Однако большинство лидеров российской промышленности пока еще слабо участвуют в электронной коммерции.
Есть примеры и очевидно отрицательного опыта: в мае 2001 г. закрылся проект Аркадия.ру – Интернет-магазин по продаже аудио- и видеопродукции, книг, чая, появившийся в виртуальном пространстве в сентябре 2000 г. Этот Интернет-магазин существовал за счет внешнего инвестирования (американские инвесторы вложили в него несколько миллионов долларов); когда внешние инвестиции прекратились, а на самоокупаемость выйти так и не удалось, проект пришлось закрыть. Другой крупный проект группы компаний «Экстра-М», который назывался Extra.ru, вообще не был развернут: работа над ним началась осенью 1999 г., но впоследствии руководство холдинга объявило о прекращении финансирования проекта и роспуске команды, работающей над ним. И хотя руководство «Экстра-М» не отказывается от присутствия в Интернете в будущем, на сегодняшний день потери от нереализованного проекта составили приблизительно 500-600 тыс. долл. Такие примеры вызывают разговоры об убыточности электронной коммерции в России [36].
С другой стороны, мы уже отмечали выше, не следует ограничивать понятие электронной коммерции рамками электронной торговли. Интернет дает огромные возможности рекламного характера, возможности для общения с потенциальными клиентами, а данные формы электронной коммерции оказывают влияние на становление и развитие всех прочих форм ведения сетевого бизнеса. Одной из привлекательных областей для инвестиций в области информационных технологий становятся в России интернет-издания, и на сегодняшний день медийный сектор Интернета является одним из наиболее динамично развивающихся в России.
Кроме того, в России есть факторы, которые могут в положительном смысле повлиять на развитие электронной коммерции: постепенное формирование среднего класса, развитие телекоммуникаций, развитие системы безналичных расчетов, усиление внимания к правовым вопросам. Считается, что коммерческие интернет-услуги имеют большой потенциал в России. Весьма важно в связи с этим исполнение двух федеральных целевых программ: программы «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 годы» и программы «Электронная Россия 2002-2012».
Программа «Электронная Россия» имеет приоритетное значение среди федеральных целевых программ правительства. Государственным заказчиком этой программы выступало Минэкономразвития России. По заданию этого министерства проект программы разрабатывала Высшая школа экономики, а в обсуждении принимали участие чиновники других ведомств, представители бизнеса. Она включает три основных элемента: развитие образования, развитие бизнеса, информатизация всех процессов и обеспечение доступа общества к информации. На 81 % программу будут финансировать федеральный и местные бюджеты. По плану предполагается подключить к Интернету все российские вузы и половину школ; здесь важно исполнение еще одной федеральной целевой программы: «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» (ее пилотным проектом стал проект «Компьютеризация сельских школ») и которая разрабатывалась с учетом программы «Электронная Россия». Программа «Электронная торговля», разработанная Министерством связи и информатизации, не получила государственного финансирования, но отдельные ее мероприятия уже включены в программу «Электронная Россия».
На сегодняшний день основная
проблема, которая существует в связи
с исполнением федеральных
Обращаясь к российской ситуации и возможным перспективам использования в существующих условиях современных информационных технологий, следует помнить о сложной экономической ситуации в России вообще и проблемах в инновационной сфере, в частности. Одной из причин возникновения технологического и экономического застоя в современных российских условиях является невосприимчивость экономики к инновациям, обусловленная низкой долей реальных ассигнований на науку: за 1988-1997 гг. они снизились почти в пять раз. Для сравнения: доля расходов на образование в бюджете США, который превосходит российский бюджет приблизительно в 20 раз, превышает российский показатель в 2,5 раза, с 1985 г. по 1997 г. из научной сферы ушли 2,4 млн. человек. Падает рейтинг страны по способности к инновационной деятельности, а, следовательно, низка конкурентоспособность страны (Россия занимает последние места по рейтингу конкурентоспособности, разрабатываемому Всемирным экономическим форумом – ВЭФ), что отражено в табл.7.
Происходит рост количества стран, для которых ВЭФ исчисляет рейтинг конкурентоспособности, но место России остается стабильно в конце списка.
Таблица 7 – Место России по глобальной конкурентоспособности в мировой экономике (оценки ВЭФ) (составлено автором по материалам [37])
Год |
Ранг (место) |
2006 |
49 из 49 стран |
2007 |
53 из 53 стран |
2008 |
52 из 53 стран |
2009 |
59 из 59 стран |
2010 |
55 из 59 стран |
Учитывая малочисленный состав российской Интернет-аудитории, достаточно сложно говорить о полноценном участии России в глобализационных процессах, которые осуществляются под влиянием новых технологий. Однако предполагается, что количество пользователей Интернета в России к 2010 г. должно увеличиться более чем в 10 раз по сравнению с 2000 г. – эта цифра приводится в докладе министра России по связи и информатике Л. Реймана «О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации», подготовленном к заседанию правительства, которое состоялось 21 декабря 2000 г.[38].
Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли