Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:55, курсовая работа
Актуальность темы «Вопросы международного культурного и образовательного сотрудничества Совета Европы» определяет тот факт, что Совет Европы добился признания мировым сообществом и играет все более важную роль в международных вопросах образования и культуры. Объектом исследования в курсовой работе является деятельность Совета Европы в области международного культурного и образовательного сотрудничества. Цель данной курсовой работы — изучение деятельности Совета Европы в области международного культурного и образовательного сотрудничества
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ 6
1.1. Совет Европы — ведущая организация на континенте в области прав человека……………………………………………………………………...……….6
1.2. История создания Совета Европы 7
2. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТА ЕВРОПЫ 20
2.1. Культурная политика Совета Европы. Сохранение культурных ценностей20
2.2. Политико-культурное направление Совета Европы 26
2.3. Европейская сеть культурного наследия (HEREIN) 29
3.ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТА ЕВРОПЫ 31
3.1. Деятельность Совета Европы в области международного образования 31
3.2. Содействие Совета Европы в развитии образовательных программ для стран с развивающейся демократией 32
3.3.Обучение молодежи по вопросам демократии и прав человека.Соглашение о партнерстве в области работы с молодежью между Советом Европы и Россией на период 2014-2019 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
26-30 апреля 2010 г. прошла
последняя сессия
Также на заседании ПАСЕ 29 апреля 2010 г. большинством голосов была принята Резолюция относительно приостановления контактов с Беларусью на высоком уровне. Эта Резолюция являлась реакцией Совета Европы на исполнение в Беларуси в марте 2010 двух смертных приговоров, случаи нарушения прав польского национального меньшинства и отсутствие международных наблюдателей на выборах в местные советы.
Изучив исторические и общетеоретические аспекты создания и функционирования Совета Европы, я пришла к следующим выводам:
Совет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация, имеющая своей основной целью большего единства между его 47 государствами-членами в деле обеспечения индивидуальных свобод, политической свободы и верховенства закона, т.е. принципов, которые лежат в основе истинной демократии и касаются всех европейцев.
После радикальных изменений в Центральной и Восточной Европе практически все страны этого региона вошли в Совет Европы, увеличив его состав с 10 до 47 государств-членов. Тем самым Совет Европы на деле стал общеевропейским форумом, позволяющим европейским государствам, при всем разнообразии их национальных и геополитических интересов, непосредственно участвовать в обсуждении общеевропейских проблем, входящих в его компетенцию.
С момента своего создания Совет Европы является движущей силой по обеспечению мира и осуществлению сотрудничества, в основе которого лежат общее наследие, права человека и плюралистическая демократия.
2.1. Культурная политика Совета Европы. Сохранение культурных ценностей
По самым скромным подсчетам, в настоящее время в рамках Совета Европы или под его эгидой принято немногим более 150 правовых актов, регулирующих юридический статус культурных ценностей и регламентирующих культурные права коренных народов, национальных меньшинств, а также культурные права человека.
Это декларации, рекомендации, резолюции Комитета Министров (CM); конвенции; рекомендации, резолюции, и приказы Консультативной — Парламентской Ассамблеи (PACE); декларации, резолюции, рекомендации и мнения Конгресса местных и региональных властей (CLRAE); резолюции и рекомендации пяти состоявшихся до сего времени конференций министров, ответственных за культурное наследие.
Все эти акты имеют разную правовую природу, отличаются механизмом принятия, степенью юридической обязательности, порядком вступления в силу и образуют определенную иерархическую структуру.
Конвенция, будучи международным договором, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., обладает обязательной силой для государств, являющихся ее участниками. Государства-члены Совета Европы вправе свободно решать, становиться им или нет ее участниками, даже если они принимали участие в ее разработке.
В рассматриваемой сфере
- Европейская конвенция по культуре от 19.12.1954 г. (Серия Европейских договоров, №18),
- Европейская конвенция об
- Европейская конвенция по
- Конвенция об охране
- Европейская конвенция о
- Европейская конвенция об
- Европейская конвенция о
- Европейская хартия о
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1.02.1995 г.) (Серия Европейских договоров №157),
- Европейская конвенция по
Особо следует указать на Европейскую конвенцию об охране аудиовизуального наследия и Протокол об охране телевизионных программ к Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия, которые разработаны по инициативе Совета по культурному сотрудничеству (CDCC) и его Комитета по культуре (CC-Cult). Комитет культурного наследия (Cultural Heritage Committee — CC-PAT) несет ответственность за мониторинг выполнения Европейской конвенции об охране археологического наследия 1969 г., Конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 г., пересмотренной Европейской конвенции об охране археологического наследия 1992 г., а в случае с Европейской Конвенцией по ландшафтам разделяет соответствующие полномочия с Комитетом по деятельности в области биологического и ландшафтного разнообразия (CO-DBP).
Рекомендации и резолюции
Комитет Министров вправе принимать рекомендации государствам-членам по предметам, которые отнесены к вопросам «общей политики». Они адресованы всем государствам-членам, но не обладают обязательностью.
Согласно ст.20 Устава принятие рекомендации требует:
- единогласное голосование всех присутствующих представителей;
- большинство, обладающих правом голоса.
Однако, на своей встрече «519 bis» (
Некоторые резолюции принимаются Комитетом Министров в порядке выполнения своих функций, в частности, в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека (ст. ст. 32 и 54).
Другие резолюции имеют своим предметом сугубо внутренние административные дела. Бюджет, например, принимается как раз в форме ряда резолюций.
Вплоть до 1979 года, и рекомендации, и резолюции Комитета Министров назывались одним словом — «резолюции».
Декларации Комитета Министров принимаются числом не более двух в течении сессий, проходящих два раза в год. Комитетом Министров Совета Европы на 29.05.1913 года принято 3 декларации, 26 рекомендаций и 9 резолюций.
Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и
Европейского Союза
Не вдаваясь в анализ институциональных особенностей статуса организаций, составляющих весьма сложную, разветвленную и многообразную систему правового регулирования, в которой исследователи выделяют приемы, методы и черты, присущие и межгосударственному международно-правовому регулированию, и внутреннему праву международных организаций, и носящим надгосударственный конфедеративный характер, и даже отдельные элементы внутригосударственного федеративного правопорядка, с точки зрения интересов сохранения культурного наследия народов, защиты культурных прав человека и регулирования культурной деятельности, эта сложившаяся «status quo» система представляет значительный интерес.
По предварительным оценкам, в настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее — Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается до 70 правовых актов, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом.
Примем за методологическую основу — устоявшуюся в доктрине и на практике трехуровневую классификацию правовых актов на первичное, вторичное и дополнительное законодательство — и опишем интересующую нас сферу.
Итак, из источников первичного права — учредительных договоров — прежде всего, следует назвать Договор об учреждении Европейского Сообщества, установивший каркас регулирования правоотношений в культурной сфере.
В статье 151 (раздел XII Договора полностью посвящен вопросам культуры), в частности, говорится:
1. Сообщество содействует
2. Действия Сообщества
– расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
– сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;
– некоммерческий культурный обмен;
– художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.
3. Сообщество и государства-
4. Предпринимая действия,
основанные на других
Необходимо также упомянуть положения ст. 30 Договора об учреждении Европейского Сообщества, устанавливающие, что положения статей 28 и 29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, «соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение».
Таким образом, положениями этой статьи создана конституционная основа правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и за внешние территориальные границы Сообщества при полном уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную движимую культурную ценность к национальному культурному достоянию.
Следующим основополагающим источником европейского права в рассматриваемой сфере следует назвать Хартию Европейского Союза об основных правах, принятую в Ницце 7 декабря 2000 г.
Несмотря на то, что дебаты о способе процессуальной инкорпорации этой Хартии в учредительные договоры до сих пор не стихают, ее фундаментальная значимость как неотъемлемой составной части именно первичного права ЕС не подлежит сомнению.
Не подлежит сомнению и глубокое понимание авторами этого акта основополагающего значения культурного наследия для будущего развития народов Европы, о котором, пожалуй, впервые так весомо говорится в этом документе, начиная с Преамбулы: «Народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях. Осознающий свое духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях — человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности… Союз вносит вклад в сохранение и развитие данных общих ценностей, уважая при этом разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность (самобытность) государств-членов…»
Согласно ст.22 Хартии Европейского Союза об основных правах «Союз уважает культурное, религиозное и языковое разнообразие».
Таким образом признается
юридическое равноправие
Рассматривая это положение в связи с пунктом 3 ст.6 Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора 1992 г.) об уважении национальной самобытности государств-членов, которое, по нашему мнению, следует трактовать в широком смысле — как уважение национальной культурной самобытности народов, этнических общностей и индивидов — комментаторы совершенно справедливо подчеркивают, что принцип уважения культурного, религиозного и языкового разнообразия является предпосылкой к осуществлению культурных прав в целом. Это тот фундамент, на котором строится вся система защиты культурных прав человека, этнических меньшинств и народов в европейском праве.
Вторичное законодательство в интересующей нас сфере на данный период насчитывает около 25 нормативно-правовых актов.
К нему относятся регламенты и рекомендации Европейской Комиссии, регламенты, директивы, решения, резолюции и заключения Совета и Европарламента, а также прочие акты, в частности, организационные правила.
К актам дополнительного законодательства в рассматриваемой сфере относятся резолюции и заключения Совета (Министров по делам культуры). К настоящему времени им принято также около 25 актов.