Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:05, курсовая работа
Главная цель данной работы состоит в попытке проанализировать основные конвенции, соглашения, договора, регулирующие борьбу с международным терроризмом, международно-правовое сотрудничество в борьбе с этим явлением и институт выдачи лиц, участвующих в международной террористической деятельности. Также, на основе сбора, изучения и анализа правовых актов международного права, специальной литературы, периодических изданий и публикаций, я попытался показать причиняемый терроризмом всему международному сообществу ущерб и необходимость совершенствования борьбы с этим злом.
Ведение……………………………………………………………………. 3
Законодательные основы борьбы с международным терроризмом….5
1.1.Законодательные основы борьбы с международным терроризмом………...5
1.2.Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним………………...10
Основные направления, органы и формы сотрудничества Россия и Европейский союз в борьбе с терроризмом………………………………21
Основные направления и формы………………………………………………………..21
Практика экстрадиции – камень преткновения в сотрудничестве России и ЕС в борьбе и противодействии терроризму…………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………...39
Список источников и литературы………………………………………42
Московский государственный институт
международных
отношений (Университет) МИД
Европейский учебный институт
Курсовая работа
тема: «Взаимодействие России и ЕС в борьбе и противодействию терроризму»
Выполнил:
…………………………..
Научный руководитель:
…………………………………….
Москва
2012 г.
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1.1.Законодательные основы борьбы с международным терроризмом………...5
1.2.Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним………………...10
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………42
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена угрозой, с которой столкнулись страны Евросоюза и Российская Федерация, в ХХ и XXI веках. Борьба с терроризмом стала одной из главных глобальных проблем современного мира и играет важную роль в обеспечении безопасности на национально-государственном и региональном уровнях. Казалось бы, что многие страны пришли к пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с этим злом и тесно связанной с ней трансграничной преступностью. На высоком уровне было продекларировано создание антитеррористической коалиции. К антитеррористической борьбе были подключены ресурсы Организации Объединенных Наций и других международных организаций универсального.
Однако со временем
между участниками антитеррорис
В процессе международного
взаимодействия государств по вопросам
борьбы с транснациональным
Главная цель данной работы состоит в попытке проанализировать основные конвенции, соглашения, договора, регулирующие борьбу с международным терроризмом, международно-правовое сотрудничество в борьбе с этим явлением и институт выдачи лиц, участвующих в международной террористической деятельности. Также, на основе сбора, изучения и анализа правовых актов международного права, специальной литературы, периодических изданий и публикаций, я попытался показать причиняемый терроризмом всему международному сообществу ущерб и необходимость совершенствования борьбы с этим злом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Законодательные основы борьбы с международным терроризмом
1.1.Законодательные
основы борьбы с международным
Несмотря на
то, что терроризм как
Первые попытки обозначить проблему терроризма и разработать законодательство по борьбе с ним были предприняты перед началом второй мировой войны. В 1937 г. под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция о создании Международного суда. Однако данные договоренности в полной мере реализовать не удалось, но были сформированы такие понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов».
В общем, усилия мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, с точки зрения права базируется на ряде универсальных международных конвенций, в числе которых : Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979года, Конвенция о физической защите ядерных материалов 1980 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года; Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997года; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения и Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 гг. Важной также представляется и работа по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом, проводимая международными организациями, которые выработали основополагающие программные итоговые документы противодействия терроризму.
Разберем некоторые из них, наиболее значимые по содержанию.
Принятые на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене декларация и программа действий определили, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав и основных свобод, создают угрозу целостности и безопасности государств и дестабилизируют законную власть.
Далее на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1994 году принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. В данном документе выражалась целесообразность более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием и т.д. В этом контексте государствам предлагалось провести обзор сферы применения существующих международно-правовых положений о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма.
В свою очередь на совещании по борьбе с терроризмом, прошедшем в Париже 30 июля 1996 года, министры стран «большой восьмерки» приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом. На итоговой пресс-конференции участники форума представили список из 25 мер по борьбе с терроризмом, большая часть которых касалась национальной компетенции государств. В числе рекомендаций были такие меры как улучшение взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, занимающимися противодействием терроризму, совершенствование подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для "предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ".1
В связи с большим числом террористических актов на транспорте, главами стран "большой восьмерки" предлагалось безотлагательно начать консультации о повышении безопасности общественного транспорта.
Также «восьмеркой» было определено, что предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые могут использоваться террористами для пропаганды и общения между собой. Это касалось прежде всего глобальной сети интернет и средств кодированной передачи информации.
Отдельным пунктом было выделено принятие национальных законов, позволяющих более эффективно контролировать производство, торговлю и экспорт оружия, взрывчатых веществ.
Документ форума обязывал подписавших его стран-участниц отказаться от любых форм поддержки террористов и ужесточить меры ответственности за террористическую деятельность.
С целью воспрепятствования передвижению террористических групп и их отдельных членов, "восьмерка" рекомендовала всем государствам ввести более строгий пограничный контроль и правила оформления визовой документации.
Сотрудничество в области борьбы с терроризмом предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.
Международно-правовое сотрудничество охватывает, в частности, сближение национальных законодательств в области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами нет соответствующих соглашений.2
"Большая восьмерка" решила также препятствовать финансированию террористической деятельности путем создания «прозрачности» банковских финансовых операций. Однако эксперты, участвовавшие в подготовки форума, выразили скептицизм по поводу того, что странам удастся эффективно противодействовать терроризму в этой области, так как для многих стран тайна банковского вклада является гарантией привлечения финансов из-за рубежа, и они навряд ли захотят лишаться инвестиций.
Прошедшая в Париже конференция определила, что успешность борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Встреча внесла большой вклад в преодоление психологического барьера секретности между специальными службами стран-участниц, поставив необходимость противодействия международному терроризму выше определенных национальных интересов.
Тем не менее, практика показывает, что содержащиеся в рассмотренных международных нормативных актах положения, обычно бывают недостаточно конкретизированы, что несет некоторые затруднения в их использовании правоохранительными органами и спецслужбами. После всплеска террора, который наблюдался в конце 60-х и в начале 70-х гг. Италия, Великобритания, ФРГ и некоторые другие страны, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей, приняли ряд законодательных актов, направленных на предупреждение и пресечение актов терроризма, применяя при этом собственные модели законотворческой деятельности.
Для законодательства таких стран как Италия, Германия и Франция характерны специальные законы, направленные на борьбу с внутригосударственным и международным терроризмом.
Например в Германии было принято около 10 специальных законов, направленных на борьбу с терроризмом. Данные законы действуют как самостоятельные правовые документы, а также как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства.
В России толчком в работе по разработке антитеррористических мер стала напряженная криминальная ситуация в стране. После серии террористических актов в Кизляре и Первомайском, взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске и начала широкомасштабной антитеррористической операции в Чечне президентом Российской Федерации 25 июля 1998 г. был подписан закон "О борьбе с терроризмом". Данный закон впервые в новой истории России определял правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. На законодательном уровне были сформулированы бывшие ранее спорными понятия, такие как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и ряд других понятий.
Особенность данного документа в том, что он не устанавливает конкретные нормы уголовной ответственности за террористические деяния, а предусматривает, что ответственность за них наступает в соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.ст. 205—208, 277 и 360).
В законе также обозначено, что в некоторых случаях к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие составы преступлений, в частности захват заложников или транспортных средств (ст.ст. 206 и 211 Уголовного кодекса), похищение людей (ст. 126).
Анализ зарубежного и отечественного законодательства в части правового регулирования борьбы с терроризмом позволяет говорить о:
1. необходимости систематизации и гармонизации нормативных актов, законодательных норм в области борьбы с терроризмом, что будет способствовать его более эффективному применению;
2. национальное право стран должно вовремя реагировать на изменения в международной договорной практике;
3. При подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей общественно-политической и криминогенной ситуации в стране, а не придерживаться принципа так называемой шаблонности.
1.2.Международный
терроризм и мировой опыт
В последней четверти XX века, под воздействием факторов экономического, социального, политического, психологического характера, международный терроризм стал приобретать особенности, которые в начале нынешнего столетия получили особенно яркое выражение и превратили международный терроризм в одну из наиболее острых угроз современности.
Хронология терроризма с 1960-х по наши дни
1968г. 23 июля — террористы захватывают самолёт
«Боинг
707» израильской авиакомпании
Информация о работе Взаимодействие России и ЕС в борьбе и противодействию терроризму