Взаимодействие России и ЕС в борьбе и противодействию терроризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы состоит в попытке проанализировать основные конвенции, соглашения, договора, регулирующие борьбу с международным терроризмом, международно-правовое сотрудничество в борьбе с этим явлением и институт выдачи лиц, участвующих в международной террористической деятельности. Также, на основе сбора, изучения и анализа правовых актов международного права, специальной литературы, периодических изданий и публикаций, я попытался показать причиняемый терроризмом всему международному сообществу ущерб и необходимость совершенствования борьбы с этим злом.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………. 3


Законодательные основы борьбы с международным терроризмом….5

1.1.Законодательные основы борьбы с международным терроризмом………...5
1.2.Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним………………...10


Основные направления, органы и формы сотрудничества Россия и Европейский союз в борьбе с терроризмом………………………………21
Основные направления и формы………………………………………………………..21
Практика экстрадиции – камень преткновения в сотрудничестве России и ЕС в борьбе и противодействии терроризму…………………………………………………31


Заключение…………………………………………………………………...39


Список источников и литературы………………………………………42

Файлы: 1 файл

Взаимодействие России и ЕС в борьбе и противодействию терроризму.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Для обуздания  террористических организаций используется также «искусственная разведка», то есть  математическое моделирование  поведения пока только руководителей  террористов. При наличии огромного  количества ядерного оружия этнические конфликты могут превратиться в этноядерные. Дело в том, что террористические организации могут использовать в своих целях экстремистски и радикально настроенных работников. В 2002 г. в ядерной лаборатории Лос-Аламос вошел в строй суперкомпьютер под кодовым названием «Кью» (Q) с быстродействием 30 триллионов вычислений в секунду. В настоящее время действуют компьютеры с 100 триллионами вычислений в секунду. 7

Исходя из международного опыта, можно выделить несколько универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

упреждение  террористических актов за счёт правильно  поставленной заблаговременной оперативной  деятельности;

минимальные уступки  террористам;

минимизация жертв  и ущерба в ходе антитеррористической операции;

неотвратимость наказания за террористическую деятельность;

Борьба с  террористами в большинстве западных государств базируется на следующих  принципах:

не делать террористам  никаких уступок;

оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм;

в полной мере использовать имеющиеся в своём распоряжении силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов;

предоставлять помощь другим государствам – жертвам  и взаимодействовать с ними.

Однако борьба с международным терроризмом  с использованием лишь только силовых методов в конечном итоге не может быть эффективной. В войне против международного терроризма невозможно достичь абсолютной победы, применяя только военную силу.

Борьба с  терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры экономического, политического, социального и правового характера

 

Глава 2. Основные направления, органы и формы сотрудничества Россия и Европейского союза в борьбе с терроризмом

 

2.1. Основные направления и формы

Европейский союз – один из основных политических и экономических партнеров России. Основой отношений ЕС и России является соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное главами государств и правительств ( тогда еще 12 стран-членов ЕС) в июне 1994 года и вступившее в силу в декабре 1997 года. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой  собственности, а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, включающая в себя борьбу с терроризмом.

С момента вступления в силу СПС регулярно, два раза в год (весной - в Москве, осенью - в стране,  председательствующей в ЕС) проводятся встречи на высшем уровне.

Серьезным шагом  в осуществлении сотрудничества ЕС и РФ по борьбе, в первую очередь, с международным терроризмом и с преступностью международного характера в современных условиях явилось подписание 6 ноября 2003 года Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом. Но полноценное сотрудничество правоохранительных органов России с Европолом может строится лишь после заключения  специального оперативного соглашения. Договоренность  России и Европола о проведении  регулярных рабочих встреч и консультаций в рамках исполнения Соглашения позволит повысить эффективность сотрудничества.

В структуре  НЦБ Интерпола в Российской Федерации  создан российский национальный контактный пункт (РНКП) по взаимодействию с Европолом. Организационное объединение РНКП  чрезвычайно целесообразно, по крайней мере, на начальном этапе развития сотрудничества с Европолом.

10 мая 2005 года  в Москве, на саммите Россия-ЕС, утверждена «Дорожная карта» по общему пространству  свободы, безопасности и правосудия8, которая была разработана по примеру Хельсинского плана совместных действий Европейского союза и России в борьбе с организованной преступностью. «Дорожная карта» определяет задачи в области сотрудничества, опираясь на достижения России в противодействии организованной преступности, как на двустороннем уровне (полицейское и правовое сотрудничество со странами ЕС), так и в международном масштабе. Задачей построения пространства является создание общеевропейского направления борьбы с международной преступностью, которое до сих пор было разработано в гораздо меньшей степени. Потребность формирования пространства внутренней безопасности появилось в связи с заявленной Россией и Евросоюзом перспективой перехода к безвизовому режиму.

В «Дорожной  карте» зафиксированы общие принципы пространства свободы, безопасности и правосудия: приверженность сторон общим ценностям, в частности демократии и верховенству права, их гласному и эффективному применению независимыми судебными системами; равенство между партнерами и взаимное уважение интересов, а также прав человека. На основе общих принципов определены три вида деятельности, в рамках которых Россия и Евросоюз предполагают углублять сотрудничество. По замыслу сторон, сочетание различных направлений взаимодействия    необходимо    для    соблюдения    баланса    между безопасностью, с одной стороны, и правосудием и свободой, с другой.9

Первое направление  сотрудничества - «свобода» - призвано «содействовать человеческим контактам  и поездкам между Россией и  ЕС, обеспечить облегченное пересечение  границы», а также противодействовать   нелегальной   миграции.   В   «Карте»   содержится предложение об изучении возможностей продвижения к безвизовому режиму в долгосрочной перспективе.

В первом разделе  «Дорожной карты» содержится также  комплекс предложений по улучшению  пограничного контроля: «урегулировать вопросы, связанные с демаркацией границ; повысить эффективность сотрудничества по совершенствованию управления границами (пограничному контролю), в том числе южными границами». Наконец, третьим и четвертым пунктом в разделе «свобода» идет сотрудничество в обеспечении эффективной миграционной политики и в сфере политики предоставления политического убежища.

Основной задачей  второго направления - «безопасности» - названо совершенствование сотрудничества для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также определены приоритеты сотрудничества между полицейскими ведомствами. Главным приоритетом, заявленным также и в «Дорожной карте» по общему пространству внешней безопасности, является борьба с терроризмом на основе Совместного заявления о борьбе с терроризмом, принятого на саммите Россия - ЕС в ноябре 2002г., а также и в международном формате в рамках ООН. В частности, стороны предполагают завершение работы над проектом Всеобъемлющей конвенции ООН по международному терроризму.10

Сотрудничество  Российской Федерации и ЕС в борьбе с терроризмом обсуждается уже в течение длительного времени и стороны признают её одним из ключевых приоритетов. Однако но до сих пор не выработано общее определение и не согласованы списки террористических организаций.

Первый общеевропейский  план действий по противодействию международному терроризму был разработан в конце 2001 года, после

террористической  атаки на США. Был составлен специальный план из семи пунктов, в соответствии с которыми ЕС начал собственную борьбу с терроризмом. Он предусматривал введение общеевропейского ордера на арест, разработку единого определения терроризма, была начата работа по созданию списка террористических организаций. Лидеры европейских стран договорились также об усилении сотрудничества между спецслужбами и создании объединенных следственных групп в делах, имеющих отношение к терроризму. Страны-члены ЕС обязались предоставлять Европолу всю необходимую информацию, касающуюся угрозы терроризма. Было создано специальное подразделение Европола по борьбе с терроризмом, а также агентство Евроюст, ответственное за расследования трансграничных преступлений и был разработан комплекс мер по борьбе со структурами, финансирующими террористические организации. К тому моменту в законодательстве лишь шести европейских стран было прописано и определено понятие терроризма. Именно с этой целью было введено общеевропейское определение, согласно которому террористической группой считается «структурированная организация, состоящая из двух и более человек, действующих сообща с целью совершения террористического акта».11

В соответствии с Рамочным Решением Совета «О борьбе с терроризмом» 13 июня 2002 года в странах-членах ЕС террористическими признаются действия в международном масштабе, которые способны нанести серьезный ущерб какой-либо стране или международной организации, если человек или группа лиц, совершающих эти действия, ставят своей целью:

- вызвать панику  среди населения,

- оказать сильное  давление на власти государства или международную организацию для того, чтобы они совершили какое-либо действие или отказались от его совершения,

- серьезно дестабилизировать  или разрушить основные политические, конституционные, экономические  или социальные структуры страны  или международной организации.

Рамочное решение  по борьбе с терроризмом, включает также  перечень действий, которые считаются  террористическими: нападение на человека с целью его убийства или нанесения  серьезных телесных повреждений; захват заложников; массовые разрушения; захват судна или самолета; изготовление биологического, ядерного, химического оружия; действия, вызывающие пожар или стихийное бедствие, угрожающее жизни населения; нанесение ущерба системам водо- и электроснабжения.12

Следующий этап в общеевропейской борьбе с терроризмом начался после взрывов в Мадриде 11 марта 2004 года. Страны ЕС приняли Декларацию солидарности в борьбе с терроризмом.

В течение нескольких недель после терактов Европейская  комиссия разработала новый пакет  мер, направленных на расширение обмена информацией между государствами ЕС, а также сотрудничества стран-членов с агентствами Европол и Евроюст. Одной из мер стало создание Европейского регистра, в который должны заноситься индивиды и организации, уличенные в причастности к террористической деятельности. Параллельно Европолу было поручено создать специальную базу данных. Наконец было принято решение ввести во всех странах-членах ЕС паспорта с биометрическими данными. Кроме того, впервые была создана должность координатора по борьбе с терроризмом, которую занял замглавы МВД Нидерландов Гийс де Вриес. Летом 2007 года его сменил на этом посту Жиль де Керков, бывший министр юстиции Бельгии, позже занимавший ответственные должности в институтах ЕС.

После мадридских взрывов в марте 2004 года стало очевидно, что европейский метод борьбы с терроризмом существенно отличается от американского или российского. В отличие от США или России страны ЕС всегда избегали словосочетания «война  с мировым терроризмом», настаивая на том, что невозможно вести войну в том случае, когда нет конкретного противника по ту сторону баррикад.

Еще одной отличительной  чертой европейского подхода к борьбе против терроризма всегда было особое внимание к причинам и мотивам, которыми руководствуются террористы. Согласно европейской концепции, основные усилия нужно прилагать именно для борьбы с причинами, какими являются бедность, неравенство или, к примеру, многолетний палестино-израильский конфликт, а не с последствиями. Именно в связи с этим ЕС долгое время не признавала «Хамас» террористической организацией, полагая, что она может сыграть свою роль в ближневосточном урегулировании.

После терактов 21 июля 2006 года в Лондоне европейская  стратегия по борьбе с терроризмом  была впервые применена на практике. Благодаря существованию единого европейского ордера на арест, подозреваемый был быстро экстрадирован из Италии в Великобританию.

После ряда террористических атак в США 11 сентября 2001 года, в ЕС, с целью выполнения резолюции  ООН против терроризма,  предупреждения и пресечения террористических актов, а также приостановления деятельности организаций, которые по своим убеждениям и целям склонны к подрыву безопасности стран-членов ЕС, был подготовлен и оглашён на заседании Совета ЕС список террористических организаций, деятельность которых на территории стран-членов ЕС была запрещена. Данный список постоянно обновляется.

Первый европейский  список запрещенных террористических организаций был обнародован  в декабре 2001 года. Он состоял из двух перечней - в одном сгруппированы организации, действующие на территории Европейского Союза, а во второй вошли организации, находящиеся за его пределами. Всего в первый список были включены 25 организаций. Все страны ЕС были обязаны заморозить банковские счета, принадлежащие им и их членам. Значительную часть черного списка составили палестинские группировки (к примеру, «Исламский джихад» и «Бригады Иззеддина аль-Кассама»), а также организации из Греции, Ирландии и баскская группировка ЭТА. Кроме того, был составлен список людей, признанных ЕС особо опасными террористами, в который вошли разыскиваемые активисты ИРА, ЭТА, греческой группировки «17 ноября» и «Хезболлы». Примечательно, что движения «Хамас» и «Хезболла» в данный перечень внесены не были. Однако специально созданная рабочая группа по терроризму начала анализировать текущую ситуацию в мире и по мере развития событий дополнять и исправлять первоначальный список.

Уже в 2002 году внутри ЕС развернулась широкомасштабная дискуссия  по поводу признания террористической организацией палестинского радикального движения «Хамас». В первоначальном списке ЕС присутствовало лишь военизированное крыло «Хамаса» «Бригады Иззеддина аль-Кассама». Однако большинство европейских политиков выступили против внесения «Хамаса» в черный список, полагая, что это может помешать мирному процессу на Ближнем Востоке и реализации плана «Дорожная карта». В итоге в июне 2003 года «Хамас» не был включен в обновленный список террористических организаций по версии ЕС. Спор, однако, был завершен уже через три месяца. В сентябре 2003 года «Хамас» взял на себя ответственность за взрыв в Иерусалиме, в результате которого погибли 23 человека, и который привел к резкому обострению ситуации. Тогдашний палестинский премьер-министр Махмуд Аббас ушел в отставку и Европейский Союз вернулся к обсуждению проблемы «Хамаса». Франко Фраттини, глава МИД Италии, председательствовавшей тогда в ЕС, предлагал включить «Хамас» в европейский список террористических организаций, и на этот раз возражений уже не было.

Информация о работе Взаимодействие России и ЕС в борьбе и противодействию терроризму