Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:43, реферат
Принимая во внимание актуальность политики государственного регулирования миграционных процессов в современных условиях развития Кыргызской Республики, включая и активизацию интеграционных процессов между странами СНГ, появилась большая потребность в определении новой долгосрочной государственной политики регулирования миграционных процессов и выработки принципиально новых механизмов управления трудовой миграции, а именно, разработки осмысленной стратегии с конкретным планом мероприятий по его реализации.
Настоящий документ был разработан специалистами Департамента внешней миграции при Министерстве иностранных дел КР при тесных консультациях с международными экспертами, на основе лучших международных моделей, используемых в других странах, с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики.
Содержание
Сложившуюся социально - экономическую картину республики уже невозможно представить без такого явления, как миграция населения. На сегодня миграционные процессы в Кыргызской Республике продолжают характеризоваться своей динамичностью и масштабностью, при этом в данном аспекте остается актуальной миграция с целью осуществления трудовой деятельности. Происходящие в последние годы, в республике миграционные процессы, как перемещения внутри республики, так и внешняя трудовая миграция, выступая в качестве динамически развивающегося явления, продолжают оказывать значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в республике.
Как показал анализ состояния сферы внешней миграции, в настоящее время документы, отражающие государственную миграционную политику, не в полной мере отвечают требованиям современных реалий, складывающихся в области трудовой миграции. Основными механизмами регулирования миграционных процессов, наряду с действующими нормативными правовыми актами, являлись Концепция миграционной политики КР до 2010 года, принятая в 2004 году, и Государственная программа по регулированию миграционных процессов в КР на 2006-2012 годы, которые на сегодня исчерпали свои возможности.
Тем самым, конкретными предпосылками и условиями для разработки данного документа стали:
Принимая во внимание актуальность политики государственного регулирования миграционных процессов в современных условиях развития Кыргызской Республики, включая и активизацию интеграционных процессов между странами СНГ, появилась большая потребность в определении новой долгосрочной государственной политики регулирования миграционных процессов и выработки принципиально новых механизмов управления трудовой миграции, а именно, разработки осмысленной стратегии с конкретным планом мероприятий по его реализации.
Настоящий документ был разработан специалистами Департамента внешней миграции при Министерстве иностранных дел КР при тесных консультациях с международными экспертами, на основе лучших международных моделей, используемых в других странах, с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики.
С обретением независимости Кыргызстан активно приступил к проведению системных и кардинальных социально-экономических, политических реформ и преобразований во всех сферах жизнедеятельности, связанных с переходом на рыночные отношения. Это неизбежно повлекло за собой нарушение и утрату динамики и масштабов развития реального сектора и сегментов экономики, усугубление ситуации и чрезвычайное напряжение национального рынка труда. Неадекватность и неустойчивость этих ключевых факторов, являющихся основополагающими факторами и причинами, а также одновременно механизмами и средствами регулирования миграционных процессов, объективно вызвала беспрецедентную активизацию миграционных процессовв Кыргызской Республике и обретение ими стихийного характера.
Утратившая сферу приложения труда и источник дохода значительная часть экономически активного населения и члены их семей, были вынуждены прибегнуть к наиболее доступному на тот период средству выхода из сложившейся социально-экономической ситуации посредством массового участия в различных формах и видах миграционной подвижности. Чрезвычайное обострение современной миграционной ситуации стало служить дестабилизирующим фактором в политическом, экономическом и социальном развитии республики.
Весьма сложная ситуация сложилась и обостряется в процессах внутренней миграции населения, на которую приходится порядка 60% всех территориальных перемещений. В них наблюдается доминирование массовых нерегулируемых и взаимонаправленных миграционных потоков. Они осуществляются преимущественно из горной сельской и стратегически важной приграничной периферии в экономически и инфраструктурно развитые, но ограниченные по своему потенциалу (земельному, жилищному, коммуникационному, рынку труда и иному) урбанизированные регионы. Значительная часть внутренних мигрантов представлена жителями, в прошлом монофункциональных, средних, малых городов и посёлков городского типа, градообразующую базу которых составляли горнорудные или электротехнические предприятия, пришедшие в упадок.
Тем самым, чрезмерно многочисленный объём внутри республиканских мигрантов, обуславливает как усиление напряжения в перенаселённом урбанизированном центре – столице и её агломерации, так иусугубляет перспективы развития сельской местности и богатой природными ресурсами периферии. Негативныетенденцииданного вида стихийной миграции уже проявились в гиперурбанизации (перенаселении)Бишкекской агломерации и дезурбанизации (снижении доли городского населения во всём населении) в целом республики.
Именно усиление и углубление напряжения в реальном секторе экономики республики и её национальном рынке труда явилось основополагающей причиной повсеместной интенсификации и беспрецедентного роста масштабов внешней миграции. Данная устойчивая закономерность и барометр миграционной ситуации в целом проявляются и реализуются в виде и по принципу «сообщающихся сосудов», развивающихся по последовательным стадиям. Первоначально экономические мигранты заполняют ниши в пределах республики, а в последующем ввиду исчерпания таковых предпринимают попытки поиска жизненного пространства за пределами своей страны. И чем значительней межстрановое различие в основном признаке развитости рынка труда – вознаграждении, тем масштабней вовлечение населения в данный процесс.
Тем самым, беспрецедентных масштабов достигла внешняя трудовая миграция. Основными странами выезда граждан Кыргызской Республики с целью трудоустройства продолжают оставаться такие страны как Российская Федерация и Республика Казахстан. По экспертно-аналитическим оценкам, базирующимся на анализе баланса трудовых ресурсов, за пределами республики в разные сезоны трудовую и предпринимательскую деятельность осуществляет от 350 до 500 тысяч граждан Кыргызской Республики. При этом, наибольшее число трудящихся-мигрантов из Кыргызстана пребывает в Российской Федерации это порядка 350 тыс. и Республике Казахстан - 80 тыс. По разным данным, в развитых странах дальнего зарубежья пребывает до 30 тысяч кыргызстанцев. Есть все основания полагать, что внешняя трудовая миграция затронула практически каждую семью кыргызстанца. Другими словами численность кыргызстанцев, осуществляющих временную трудовую деятельность, варьируется в разное время года от 5 до 10% от экономически активной части населения республики.
Анализ ситуации в области трудовой миграции показывает, что причины сохраняющейся высокой динамики и масштабов трудовой миграции прямым образом соотносятся с ситуацией на национальном рынке труда и с демографическими изменения в структуре населения республики. Так, за последние годы значительными темпами продолжает увеличиваться численность населения в трудоспособном возрасте за счет значительного естественного прироста трудоспособного населения, обусловленного пополнением этой возрастной группы молодыми людьми 80-х, начало 90-х годов рождения в результате чего на рынке труда наблюдается диспропорция в спросе и предложении рабочей силы. Ежегодно в Кыргызской Республике в трудоспособный возраст вступают от 80 до 100 тысяч молодых людей. Проведенный анализ внутреннего рынка труда показывает, что за последние годы рост численности населения в трудоспособном возрасте в более чем 2 раза превысил рост занятости.
Следовательно, внутренний рынок труда, в силу своей «не ёмкости» не в состоянии абсорбировать в себя новые трудовые ресурсы. Данное обстоятельство, а также происходящие тенденции в демографии приводит к такой ситуации, когда не менее половины молодежи ищущих работу, заведомо обречены на пребывание вне сфер приложения труда, и результатом такого явления как правило, является трудовая миграция. В данном случае, в поисках финансовой стабильности, а в некоторых случаях по причине экономической уязвимости, люди приходят к выводу о том, что миграция является наилучшим, а иногда единственным выбором, который у них есть.
Положительный эффект трудовой эмиграции определяется снижением напряженности на национальном рынке труда, связанного с сохраняющимся в республике высоким уровнем безработицы. Уровень общей безработицы в Кыргызстане относительно невысок и по результатам Обследования рабочей силы 2006 года, согласно методике Международной организации труда (МОТ), составляет 8,2% от экономически активного населения страны. Это обусловлено главным образом, влиянием трудовой миграции на состояние рынка труда. Трудовая миграция позволяет почти в 2 раза снизить уровень безработицы в стране. Кроме того, трудовая миграция характеризуется также значительными финансовыми поступлениями в республику за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов. На сегодня, именно внешние трудовые мигранты служат основным источником обеспечения прожиточного минимума и бюджета семей - оценочно свыше половины всего населения республики. Также, следует отметить, что основным фактором снижения бедности стал рост частного потребления, которое в период с 2003 по 2008 год росло средними темпами в 11% в год. Рост этого показателя объясняется, в основном, за счет внешнего по отношению к экономике страны фактора – роста трансфертов частных мигрантов, которые за этот период выросли в несколько раз. Если в 2003 году объем текущих трансфертов составил только 6,9 % к ВВП или 154 млн. долл. США, то в 2011 году он составил около 29 % ВВП или 1300,7 млн. долл. США. При этом, примечательно, что рост ВВП стал только вторым по влиянию источником снижения бедности, который рос на 5,1% в год в среднем в этот период.
Несомненно, с одной стороны масштабы перемещения населения имеют ряд негативных проявлений (ухудшение состояния демографических показателей, фактор потери специалистов и квалифицированных рабочих кадров, обострение проблем института семьи и т.п.). Но тем не менее, сегодня проблематично в республике создание новых рабочих мест оплачиваемых не ниже, чем в регионах России (например, в Красноярске, среднемесячная заработная плата составляет от 850 до 1000 $ США, а в центральных регионах России, она еще выше). К тому же, Кыргызстан не имеет на сегодняшний день, реальных государственных программ, которые предусматривали бы широкую занятость трудовых ресурсов, с достойной оплатой труда и социальными гарантиями. Расчеты показывают, что как минимум, для сохранения уровня занятости населения и вовлечения ежегодного прироста трудоспособного населения в сферу занятости, необходимо создать такие экономические условия, чтобы обеспечивался ежегодный прирост занятых не менее чем на 7% за счет создания каждый год 150 тыс. эффективных рабочих мест. На данный момент среднегодовой темп роста занятых составляет всего 1,0%. Объективно экономика страны пока не может обеспечить необходимый прирост количества рабочих мест. Поэтому, на современном этапе занятость за рубежом остается важной составляющей политики занятости населения Кыргызской Республики. При этом, также следует отметить, что уровень заработной платы в республике является одним из самых низких среди стран СНГ (145 долл. США в 2009 году).
Следует сказать о следующих наблюдающихся тенденциях, складывающихся в Кыргызской Республике в аспекте трудовой миграции:
Анализ ситуации и прогноз перспектив демографической и трудоресурсной ситуации показывает, что рост внешней трудовой миграции из Кыргызстана в зарубежные страны сохранится, по крайней мере, и в ближайшие 5 лет.
Растущая потребность в рабочей силе на рынках труда России и Казахстана, а также возможность получения несравненно высоких заработков, ещё в большей мере повысит их привлекательность и преимущества для иностранных работников стран, в том числе и граждан Кырызстана.
В Кыргызстане экспорт рабочей силы в развитые страны не получил широкого развития, что связано со сложностью цивилизованного и легализованного вхождения в мировой рынок труда. Тем более эти страны проводят строго селективную и избирательную иммиграционную политику, отбирая исключительно интеллектуальную и профессиональную элиту. А заполнение вакансий на неквалифицированный и не престижный труд традиционно и устойчиво продолжается из стран, уже длительное время экспортирующих свой потенциал труда. Определённым препятствием для освоения рынка труда передовых стран является пока ещё сохраняющийся языковой барьер. Поэтому, основное направление потока трудящихся - мигрантов приходится на основные исторически сложившиеся страны –Россию и Казахстан.
Ввиду глобализации социально-экономических отношений, вхождения республики в мировой экономический рынок и миграционное пространство (за исключением международного рынка труда), либерализации пропускного и визового режима и отсутствия надлежащего миграционного контроля интенсивно расширяется и распространяется нелегальная миграция в республике. Серьезную угрозу представляют негативные проявления незаконной миграции – нелегальный транзит, принудительный труд, работорговля, трафик детей и женщин. Особую озабоченность вызывает тот факт, что организация незаконной миграции наряду с торговлей наркотиками и оружием превратилась для преступного мира в прибыльный бизнес.
Информация о работе Анализ и оценка тенденций в сфере трудовой миграции Кыргызской Республики