Анализ и оценка тенденций в сфере трудовой миграции Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:43, реферат

Описание работы

Принимая во внимание актуальность политики государственного регулирования миграционных процессов в современных условиях развития Кыргызской Республики, включая и активизацию интеграционных процессов между странами СНГ, появилась большая потребность в определении новой долгосрочной государственной политики регулирования миграционных процессов и выработки принципиально новых механизмов управления трудовой миграции, а именно, разработки осмысленной стратегии с конкретным планом мероприятий по его реализации.
Настоящий документ был разработан специалистами Департамента внешней миграции при Министерстве иностранных дел КР при тесных консультациях с международными экспертами, на основе лучших международных моделей, используемых в других странах, с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики.

Файлы: 1 файл

Стратегия миграционной политики.docx

— 72.00 Кб (Скачать файл)

2.Формирование эффективной системы регулирования трудовой миграции за счет совершенствования законодательства в сфере миграции.

3. Развитие эффективных форм и методов управления трудовой миграции за рубежом, основанных на расширении и развитии двух и многосторонних международных отношений (Диверсификация географии миграционных потоков. Предполагается нацеленность действий, связанных с расширением географии стран трудоустройства, а также на создание условий для беспрепятственного перемещения на международных рынках труда).

4. Построение устойчивой государственной системы по обслуживанию потенциальных трудовых мигрантов, на протяжении всего миграционного процесса, создав условия для их защиты до выезда, во время трудоустройства за рубежом и по возвращении в Кыргызскую Республику.Государство должно обеспечить защиту прав граждан Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом через налаженную систему регулирования трудоустройства и труда за рубежом. Это возможно только при условии, когда права трудовых мигрантов защищены до их выезда за рубеж через создание инфраструктуры, позволяющей оказывать полный спектр услуг потенциальным трудовым мигрантам. Решение задач в этом направлении будет ориентировано:

  1. На создание привлекательных возможностей для трудоустройства за рубежом (язык, образование, информация о странах трудоустройства и др.);
  2. Профессиональную подготовку и переподготовку кадров, для трудоустройства за рубежом;
  3. Оптимизацию деятельности государственных структур по легальному трудоустройству;
  4. Реформирование системы легального трудоустройства  граждан за рубежом через государственно – частное партнёрство (с участием частных институтов занятости);
  5. Повышение правовой грамотности мигрантов;
  6. Обеспечение социальных гарантий для трудовых мигрантов;
  7. Создание доступной информационной базы данных по международным рынкам труда.

5. Расширение и укрепление частного государственного партнерства в работе по подготовке, направлению и защите трудящихся мигрантов за рубеж.

IV. Задачи Стратегии

 

Для достижения приоритета 1:

  • Защита прав и интересов трудовых мигрантов через деятельность дипломатических представительств в зарубежных государствах.
  • Определение возможностей в областитрудоустройства и развитие партнерств;
  • установление контактов с правительственными ведомствами в принимающем государстве дляпоиска возможных источников занятости;
  • налаживание связей с отраслями, ассоциациями, торговыми домами, компаниями ипредпринимателями, являющимися потенциальными источниками занятости для граждан Кыргызской Республики.

Для достижения Приоритета 2:

  • разработка и совершенствование нормативной правовой базы по трудовой миграции за рубежом;
  • противодействие незаконному найму трудящихся мигрантов и торговле людьми;
  • улучшение межведомственной координации и институциональное развитие уполномоченного органа в сфере миграции и других партнеров по регулированию трудовой миграции за рубежом.
  • усилия также будет направлены на соблюдение социальной защищенности трудовых мигрантов;

Для достижения Приоритета 3:

  • формирование системы анализа рынка труда и прогнозирования трудовой миграции за рубеж, содействовать освоению новых рынков трудоустройства за рубежом;
  • расширение возможности для трудоустройства за рубежом через внедрение организованного найма путем инициирования и заключения соглашений по официальному трудоустройству, социальному страхованию и защите прав трудовых мигрантов;
  • содействие скоординированной миграционной политике в целях создания единого миграционного пространства стран Содружества независимых государств;

Для достижения Приоритета 4:

  • формирование системы до миграционной и профессиональной подготовки трудящихся мигрантов;
  • формирование институциональной системы информирования и консультирования трудящихся мигрантов по вопросам, связанным с трудовой миграцией за рубеж;
  • создание правовых условий для привлечения предпринимателей, потенциальных работодателей, неправительственных организаций для создания центров по образованию и повышению квалификации трудящихся мигрантов;

Для достижения Приоритета 4:

  • установление и поддержание контактов с диаспорами, общественными организациями, сограждан за рубежом;
  • содействие развитию и совершенствованию в республике системы государственных и частных агентств по содействию занятости за рубежом;

 

V. Политика и меры

 

Стратегия предусматривает осуществление мероприятий, которые рассчитаны до 2020 года, в рамках следующих стратегических линий:

Обеспечение защиты прав и интересов граждан Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

Оптимизация деятельности дипломатических представительств Кыргызской Республики в зарубежных государствах по работе с трудовыми мигрантами за счет учреждения института трудовых атташе.

Первоочередной задачей атташе по вопросам труда является защита трудовых и личных прав трудового мигранта.

Атташе по вопросам труда служит агентом не только защиты прав трудовых мигрантов, но поиску и развитию эффективных возможностей занятости для соотечественников путем постоянного исследования тенденций на рынке труда, сбора и анализа информации о ситуации в сфере занятости. Кроме того, деятельность трудового атташе должна быть направлена на установление связей с государственными органами в принимающем государстве и с чиновниками этих организаций для поиска возможных источников занятости. С целью удовлетворения спроса на труд трудовой атташе должен установить связи с местными агентствами, ассоциациями, компаниями и предпринимателями, являющимися потенциальными работодателями.

Также в обязанности атташе по труду должно входить подготовка отчетов и информаций о необходимости улучшения или дополнения политики или законодательства, касающихся трудовых мигрантов. Являясь дипломатом отвечающим за трудовые отношения, атташе по вопросам труда обязан обеспечить хорошие взаимоотношения с участниками процесса зарубежной занятости.

Формирование эффективной системы регулирования трудовой миграции за счет совершенствования законодательства в сфере миграции.

Для достижения данного приоритета деятельность Правительства будет направлена на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. В частности,необходимо принятие закона, регулирующего трудовую миграцию за рубежом, в котором будет уделено внимание формированию эффективных подходов в решении проблем трудовой миграции за рубежом. Результаты регулярных исследований будут направлены на систематизацию всего массива нормативно-правовой базы, путем пересмотра действующих правовых норм, устранения несогласованностей и противоречий, восполнении пробелов и отмены устаревших нормативных правовых актов в области трудовой миграции за рубежом. Акцент также будет сделан на улучшение межведомственной координации.

Назрела необходимость разработки и принятия нормативных правовых актов регулирующих порядок ведения учета выезжающих и въезжающих в страну граждан вцелом.

Учитывая динамичный характер миграционных процессов, настоящая Стратегия закладывает основы по разработке механизма оперативного и качественного реагирования на изменяющуюся ситуацию, в том числе через практику проведения систематических консультаций с негосударственными институтами с целью повышения качества вырабатываемых решений, своевременного информирования общества и поддержки им принимаемых решений.

Действия в рамках данной Стратегии будут направлены на разработку системы социального и медицинского страхования мигрантов и оказания помощи членам их семей. Главным принципом формирования системы страхования должно быть ее экономическая привлекательность для мигрантов. Для решения этих вопросов и выбора оптимальной модели будут организованы консультации с широким кругом участников данного процесса.

Создание Фонда социального обеспечения мигрантов. Фонд – финансово стабильное средство предоставления поддержки трудовым мигрантам, попавшим в бедственное положение. Основная задача – предоставление защиты трудовым мигрантам на рабочих местах путем оплаты за правовые услуги в заграничных судах, страхование на случай смерти, нетрудоспособности и болезни, финансовая поддержка репатриации и возмещение средств в случае принудительного возвращения.

Фонд социального обеспечения должен быть частью более обширной организации, ответственной за удовлетворение различных потребностей трудовых мигрантов.

Развитие эффективных форм и методов управления трудовой миграции за рубежом, основанных на расширении и развитии двух и многосторонних международных отношений.

В рамках деятельности уполномоченного органа в области миграции должна быть организована целенаправленная деятельность по поиску новых рынков труда и изучение новых потребностей уже существующих рынков и будут определяться альтернативные рынки труда, и формироваться новые миграционные потоки с учетом их привлекательности для наших трудовых мигрантов.

Трудовые мигранты, выезжающие на работу в зарубежные государства, зачастую не проходят легальные процедуры трудоустройства. Это вызвано несколькими факторами, одним из которых является стихийное трудоустройство. Данный фактор происходит из-за отсутствия или недостатка информации о возможностях трудоустройства в другом государстве, конкретном его регионе. В результате, многие мигранты используют частные информационные каналы. Многие мигранты не владеют точной информацией по процедурам трудоустройства. Это явление характерно для всех отправляющих государств. Кыргызстан также относится к государствам, где система организованного трудоустройства граждан за рубежом находится на начальной стадии развития.

К тому же, существующий безвизовый режим с Российской Федерацией позволяет потенциальным трудовым мигрантам выезжать на работу в Россию без предварительного нахождения работы (или заключения трудового договора) и как следствие - обеспечение защиты таких, в определенной мере заранее обреченных на трудности работников превентивно – задача крайнее сложная.

Тем самым, неорганизованное и неконтролируемое со стороны государственных органов самостоятельное трудоустройство граждан за рубежом, в большинстве случаев приводит к серьезным негативным последствиям и нарушениям прав трудового мигранта и при этом, конечно же значительно повышаются риски стать жертвами торговли людьми с целью трудовой эксплуатации.

В этой связи, в целом миграционная политика Кыргызской Республики на сегодня нацелена на сокращение числа нелегально трудоустраивающихся граждан через расширение каналов организованного трудоустройства за рубежом с соблюдением стандартизированных процедур, направленных в первую очередь на защиту прав и интересов трудовых мигрантов.

В рамках развития системы организованного набора и трудоустройства граждан Кыргызской Республики на международных рынках труда предполагается осуществить тонкую настройку и обеспечить переход на планируемую и защищенную трудовую миграцию, исключающую, в том числе и угрозу серьезных нарушений прав человека в этой сфере. Согласно основной концепции системы организованного набора и трудоустройства планируется осуществлять трудоустройство к определенным работодателям на конкретные рабочие места (по конкретным специальностям, с нужной квалификацией) с известными условиями и оплатой труда.

Развитие потенциала трудящихся мигрантов, направленное на повышение уровня домиграционной и профессиональной подготовки и квалификации, а также улучшение информированности участников рынка труда о возможностях и условиях трудоустройства как внутри страны, так и за рубежом.

В рамках достижения данного приоритета необходимо принятие мер по созданию системы домиграционной подготовки, в том числе система качественного профессионального обучения. Для ее формирования будет использован потенциал профтехучилищ, центров обучения взрослых, с привлечением потенциала гражданского общества и доноров, частного сектора. На уровне страны будет разработана единая интерактивная программа по подготовке к выезду. Данная программа должна включать вопросы культурного образования мигрантов, языковые курсы, вопросы охраны здоровья и труда, навыки ориентирования на рынке труда. Эти навыки полезны для поиска работы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда. Кроме того, учебные видео курсы будут тиражированы в формате DVD.

Важным моментом является создание системы информирования потенциальных мигрантов по вопросам, связанных с трудом за границей. В этом отношении деятельность государства будет направлена на развитие сети по обслуживанию трудящихся мигрантов, будут открываться в регионах республики информационно- консультационные Центры.

Информация о работе Анализ и оценка тенденций в сфере трудовой миграции Кыргызской Республики