Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:43, реферат
Принимая во внимание актуальность политики государственного регулирования миграционных процессов в современных условиях развития Кыргызской Республики, включая и активизацию интеграционных процессов между странами СНГ, появилась большая потребность в определении новой долгосрочной государственной политики регулирования миграционных процессов и выработки принципиально новых механизмов управления трудовой миграции, а именно, разработки осмысленной стратегии с конкретным планом мероприятий по его реализации.
Настоящий документ был разработан специалистами Департамента внешней миграции при Министерстве иностранных дел КР при тесных консультациях с международными экспертами, на основе лучших международных моделей, используемых в других странах, с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики.
Кыргызская Республика не составила исключения в распространении и увеличении категорий мигрантов повышенного риска - нелегальном вывозе, торговле людьми и трафике женщин в целях коммерческого секса за границей. В абсолютном большинстве своем вовлечение в эти виды и акты криминальной миграции стало возможным ввиду максимального использования переправщиками и торговцами живым товаром низкой информированности населения об истинных намерениях работодателей и неискушенности их в подобных явлениях. Основным источником и формой незаконного выезда за границу этих контингентов, как показывает практика, являются туристические поездки и соответствующая визовая поддержка.
Стратегия является важнейшим документом, определяющим основу государственной политики в области внешней трудовой миграции КР до 2020 года.
В основу данной Стратегии регулирования трудовой миграции заложены конкретные действия по реализации реформы в области регулирования трудовой миграции. Стратегия определяет приоритеты и общие направления государственной политики, которые ориентированы на освоение новых рынков трудоустройства, социально-экономическую и правовую защиту трудящихся мигрантов, содействие в формировании качественной домиграционной и профессиональной подготовки трудящихся мигрантов. Данный документ также предусматривает внедрение более совершенных механизмов развития, создание институциональных условий, качественного диалога с неправительственными, международными организациями и другими институтами гражданского общества, а также совершенствование материально-технической базы и организационного потенциала органов управления трудовой миграцией.
Стратегия направлена также на обеспечение оперативной и эффективной координации деятельности министерств и ведомств по многосторонним аспектам миграции, формирование действенных механизмов и мер создания правовых, экономических и организационных условий, способствующих стабилизации внешней трудовой миграции и действенному решению возникающих чрезвычайных проблем, обеспечение соблюдения правовой защиты многочисленных наших граждан, работающих за пределами республики, цивилизованного вхождения республики в международный рынок труда.
В данном документе миграция рассматривается не только как процесс перемещения граждан, но и как существенный фактор для развития Кыргызской Республики. Образ будущего Кыргызстана неразрывно связан с моделью сбалансированного устойчивого развития, которая, прежде всего, ориентирована на повышение качества жизни граждан через создание экономических условий для достойного труда.1
Разработка данной стратегии производилась с учетом складывающейсятенденций и возрастания числа правительств (государств), признавших тот факт, что международная миграция является неотъемлемой частью процесса развития и функционирования современных экономик. Ситуация в области миграции населения убедительно доказывает, что в современном мире международная миграция населения, особенно ее экономически обусловленные виды и формы, выступает важным ресурсом развития как для принимающих мигрантов стран, так и для стран происхождения.
При этом в условиях увеличения масштабов миграции и ее глобализации возникает такое явление, как «миграционная взаимозависимость» между государствами. И, как правило, миграционная взаимозависимость стимулирует активный поиск механизмов, которые позволили бы придать миграционным потокам более упорядоченный характер и тем самым обеспечить эффективное использование потенциала миграции для стран приема, стран выезда, а также для самих мигрантов.
В данном ракурсе, вопросы занятости, трудовой миграции рассматриваются в перспективе развития человеческих ресурсов.
Происходящие качественные изменения в структуре и направлениях процессов внешней трудовой миграции требует признания все более возрастающего значения данного явления.
Увеличение численности граждан Кыргызской Республики участвующих в трудовой миграции и трудности, с которыми они сталкиваются в период трудоустройства, диктуют необходимость выработки новых подходов и механизмов для управления зарубежной занятостью. В этой связи, признавая положительный вклад в развитие страны граждан Кыргызской Республики, работающих за рубежом, основными задачами на сегодняшний день для Кыргызской Республики является обеспечение для них достойных условий труда и защита их прав и интересов на международном рынке труда.
В этой связи обозначилась явная необходимость в пересмотре политики занятости и трудовой миграции с учетом постоянно меняющейся мировой экономической конъюнктуры, основанная на практических мерах и действиях, отвечающих на риски и угрозы, и одновременно, учитывающая новые возможности на внутреннем рынке труда.
В условиях когда коэффициент социальной эффективности инвестиций остается низким и не приводит к значимому росту занятости населения, наряду с тем, что создание рабочих мест на местном рынке труда является приоритетом для Кыргызской Республики, зарубежная занятость также должна рассматриваться, как часть национальной стратегии развития. Данный подход позволит воспользоваться выгодами глобальной занятости и участия в международном обмене, тем самым расширяя возможности трудоустройства граждан Кыргызстана с учетом возможностей внутреннего и международного рынка труда.
Важнейшими условиями повышения результативности программ на внешнем рынке труда являются:
Учитывая спрос на кыргызские трудовые ресурсы, и используя конъюнктуру мирового рынка (в частности – спрос на рабочую силу в рамках СНГ и дальнего зарубежья), перед республикойстоит задача четко определить свои потребности, возможности и, самое главное, сформировать обоснованную регулируемую политику в области внешней трудовой миграции. При этом развитие сферы занятости в самом Кыргызстане, создание новых продуктивных рабочих мест является приоритетом экономической политики страны, и трудовая миграция рассматривается как временная возможность снижения напряженности на внутреннем рынке труда, т.е. процесс трудовой миграции рассматривается, как альтернатива занятости для граждан Кыргызской Республики, не сумевших трудоустроиться внутри страны.
Кыргызская Республика как страна - экспортѐр трудовых ресурсов должна добиваться благосостояния и соблюдения прав своих трудовых мигрантов, как это предусматривается в международных декларациях, конвенциях, пактах, а также межгосударственных отраслевых соглашениях, ратифицированных странами приѐма трудовых мигрантов. В этом деле необходимо консолидация усилий государства, гражданского общества и частного сектора, осуществляющих деятельность в этом направлении.
Разработка и реализация мероприятий, по регулированию миграционных процессов в среднесрочной перспективе будет направлена на оптимизацию миграционных процессов в качестве основных приоритетов экономического развития. Новые подходы к регулированию миграционных процессов должны обеспечить усиление положительных эффектов и снижение негативных последствий миграции путем создания регионального рынка труда и реализации мероприятий, направленных на противодействие незаконной миграции. Миграция должна стать созидательной экономической и социальной силой способствующей развитию экономики и общества. В данном документе предлагается рассматривать трудовую миграцию как Программу по трудоустройству граждан за рубежом и реализовать ее совместно с Программой занятости внутри страны. Таким образом, процесс трудовой миграции в Кыргызстане рассматривается, как альтернатива занятости для граждан Кыргызской Республики не сумевших трудоустроиться внутри страны. Подобный подход позволяет расширить возможности трудоустройства граждан Кыргызстана с учетом возможностей не только внутреннего ранка труда, но и учитывая возможности международных рынков труда.
Задачи, поставленные данной Стратегией, направлены на сокращение масштабов нелегальной трудовой миграции через расширение каналов организованного трудоустройства за рубежом с соблюдением стандартизированных процедур, направленных в первую очередь на защиту прав и интересов трудовых мигрантов.
Миграционная политика по вопросам трудоустройства за рубежом будет направлена на поддержку упорядоченной и контролируемой миграции. Сегодня, мы в Кыргызстане должны работать над созданием более гибких условий для временной трудовой миграции. Такой подход должен обеспечить преодоление стихийности и обеспечение легального и цивилизованного трудоустройства граждан Кыргызской Республики. При этом одним из главных факторов в реализации поставленных задач выступают существующие партнерские отношения между Кыргызской Республикой и странами трудоустройства СНГ. Необходимо совместно сформировать региональный рынок труда и организовать действенную систему с возможностями практического содействия в направлении и трудоустройстве специалистов. К этой работе должно быть привлечено большое число негосударственных агентств занятости, осуществляющих свою деятельность в строгом соответствии с законодательством и под контролем государственных органов.
Вместе с тем, в перспективе необходимо предпринять усилия по решению очень многих вопросов, направленных на обеспечение социальной и правовой защиты трудящихся мигрантов. Это в первую очередь, решение вопросов пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования трудовых мигрантов.
Необходимо разрабатывать и реализовывать политику, направленную на мобилизацию интеллектуальных и финансовых ресурсов диаспор.
Требуется совершенствование системы профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда. В условиях избытка неквалифицированной рабочей силы в принимающих странах и растущей конкуренцией на международных рынках труда, предпочтение среди стран доноров - экспортеров рабочей силы будет отдаваться гражданам государств, имеющих более высокую квалификацию и степень профессиональной подготовки. В подобной ситуации в Кыргызстане должны быть созданы адекватные условия для цивилизованного вхождения в международный рынок труда, за счет повышения уровня профессиональной подготовки трудовых ресурсов трудоустраиваемых, как внутри республики, так и за её пределами
Человек намеренный работать за рубежом должен заранее знать, куда и на какую работу он выезжает. Только в этом случае трудовой мигрант будет защищен с правовой и социальной точки зрения. При этом можно рассчитывать на то, что он внесет наиболее продуктивный вклад в любой отрасли, будет ли это производство, сельское хозяйство, сфера услуг или высокоинтеллектуальный труд.
Государственная политика в области трудовой миграции будет основываться на следующих принципах:
- Предотвращение роста нерегулируемой миграции на основе формирования правовых механизмов регулирования, создание совместно с принимающими странами системы легального обслуживания трудовых мигрантов;
- всесторонняя реализация положений Всеобщей Декларации прав человека, содействие социальному и медицинскому страхованию трудовых мигрантов, борьбу с нелегальными посредниками;
- значительное расширение (диверсификации) стран приема кыргызских мигрантов через развитие международных связей с различными странами;
- при разработке сбалансированной политики будет учтено, что рабочая сила и труд мигрантов это не товар, это достояние страны, и меры по организации трудовой миграции должны сопровождаться мерами по легализации положения мигрантов, создания достойных условий труда, а также формирование положительного имиджа кыргызских трудовых мигрантов;
- политика внешней трудовой миграции будет формироваться с учетом приоритетности потребностей внутреннего рынка труда с сохранением достаточного потенциала квалифицированных трудовых ресурсов в самом Кыргызстане, с обязательной возвратностью мигрантов на родину, содействия в реинтеграции и сохранения связей;
- переход от ситуативного реагирования на проблемы соотечественников за рубежом к планомерной и постоянной работе государственных структур с гражданами Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.
В рамках упорядочения миграционных процессов, и защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей на международных рынки труда основной целью в сфере внешней трудовой миграции будет являться совершенствование и создание договорно-правовой и институциональной основы для защиты прав и интересов кыргызских граждан на внешнем рынке и обеспечение для них достойных условий труда на международном рынке труда путем построения концептуальной модели управления зарубежной занятостью.
Государство должно создать условия, чтобы граждане, которые не смогли трудоустроиться на внутреннем рынке, также могли заниматься достойным трудом и за рубежом.
В рамках данной Стратегии в основу политики регулирования внешней трудовой миграции выделеныследующие ключевые приоритетные направления:
1. Обеспечение полноценной системы по защите прав и интересов граждан Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.
Информация о работе Анализ и оценка тенденций в сфере трудовой миграции Кыргызской Республики