Дифференциация правового регулирования труда молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Молодёжь – наиболее динамичная часть общества, достойная смена старших поколений. Молодые люди трудятся во всех сферах народного хозяйства и культуры. В современный период осуществляется намеченная государством задача по улучшению материального благосостояния людей, обеспечению такого уровня и структуры материальных, социальных и культурных благ, которые будут в наибольшей степени отвечать целям формирования личности. Гармоничная личность может формироваться и развиваться лишь в обществе, коллективе, в ходе практической деятельности. Решая вопросы комплексного воспитания подрастающего поколения, государство внимательно относится к возрастным и иным особенностям, присущим молодёжи, что имеет большое значение при определении содержания трудовых прав и обязанностей несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. В этих целях принимаются меры к улучшению условий труда, уменьшению применения низко квалифицированного и тяжёлого физического труда, повышению творческого содержания труда, охране здоровья молодёжи в процессе трудовой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Источники регулирования труда несовершеннолетних 6
1.1 Международно-правовые документы, регламентирующие труд несовершеннолетних 6
1.2 Национальное законодательство о труде несовершеннолетних 9
Глава 2. Дифференциация правового регулирования труда несовершеннолетних 12
2.1 Заключение трудового договора 12
2.2 Рабочее время и время отдыха 17
2.3 Оплата труда 19
2.4 Иные аспекты регулирования труда несовершеннолетних 20
2.5 Временная занятость несовершеннолетних граждан 21
2.6 Охрана труда несовершеннолетних 22
2.7 Прекращение трудового договора 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

дифференциация.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

 

 

Рег. № __________                                         Кафедра ___________________

Дата «____» ________ 201__ г.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему ____________________________

 

по дисциплине ________________________

 

 

Основные замечания: ____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

 

Отметка о допуске курсовой работы к защите:

____________________________________

Дата: «___» ______________________ 2013г.

 

Подпись научного руководителя:  _________

Студент: ______________

_______________________

              (ФИО – полностью)

Курс __, группа ________

Факультет _____________

______________________

Специальность _________

_______________________

Научный руководитель:

_______________________

________________________

(должность, уч. степень, уч. звание)

_______________________

_______________________

             (ФИО – полностью)


 

Витебск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

Глава 1. Источники регулирования труда несовершеннолетних                   6

1.1 Международно-правовые документы, регламентирующие труд несовершеннолетних                                                                                           6                                

1.2 Национальное законодательство  о труде несовершеннолетних               9

Глава 2. Дифференциация правового регулирования труда несовершеннолетних                                                                                         12

2.1 Заключение трудового  договора                                                                12

2.2 Рабочее время и время  отдыха                                                                   17

2.3 Оплата труда                                                                                                19

2.4 Иные аспекты регулирования  труда несовершеннолетних                     20

2.5 Временная занятость  несовершеннолетних граждан                               21

2.6 Охрана труда несовершеннолетних                                                           22

2.7 Прекращение трудового  договора                                                             22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 25

Список использованных источников                                                               27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Молодёжь – наиболее динамичная часть общества, достойная смена старших поколений. Молодые люди трудятся во всех сферах народного хозяйства и культуры. В современный период осуществляется намеченная государством задача по улучшению материального благосостояния людей, обеспечению такого уровня и структуры материальных, социальных и культурных благ, которые будут в наибольшей степени отвечать целям формирования личности. Гармоничная личность может формироваться и развиваться лишь в обществе, коллективе, в ходе практической деятельности. Решая вопросы комплексного воспитания подрастающего поколения, государство внимательно относится к возрастным и иным особенностям, присущим молодёжи, что имеет большое значение при определении содержания трудовых прав и обязанностей несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. В этих целях принимаются меры к улучшению условий труда, уменьшению применения низко квалифицированного и тяжёлого физического труда, повышению творческого содержания труда, охране здоровья молодёжи в процессе трудовой деятельности. 

Такие меры имеют для несовершеннолетних особое значение, поскольку эта группа населения в силу ее социальных, психофизических и возрастных особенностей не может реализовать свое право на труд достаточно полно без предоставления ей дополнительных гарантий, а также применения специальных норм по охране труда.  
Проблемы труда молодёжи давно привлекали внимание учёных-юристов.

Отдельные вопросы трудовой деятельности молодых работников, в том числе и подростков, в СССР были освещены Е.А. Головановой и А.Ф. Трошиным, А.И. Шебановой, Ю.П. Орловским, Н.А. Шубаковой, А.В. Ярхо и другими. В работах названных авторов основной упор делался на трудовые права молодёжи и их защиту, условия труда, гарантии и льготы, предоставляемые данной категории работников. На современном этапе данную проблему исследуют многие учёные-юристы, среди них можно назвать А.А. Войтика, Л.В. Булаш, Ж.А. Щемелеву и Л.В. Зинченко. 

Одними из специфических черт правового регулирования трудовых отношенийявляются единство и дифференциация.  Проблема единства и дифференциации так илииначе свойственна и другим отраслям права, но для трудового права она имеет особенноезначение. 

Единство правового регулирования выражается через общие нормы,  принятыегосударством в целях регулирования сферы трудовых отношений.  Централизованнымрегулированием трудовых отношений закрепляется определенный стандарт трудовых прави гарантий.

Явления дифференциации в трудовом праве многочисленны и разнообразны. 

Дифференциацию в широком смысле принято понимать как всякое различие в нормах, зависящее от тех или иных условий. В задачу дифференциации входит индивидуализацияобщей правовой нормы в отношении отдельных категорий работников,  обладающихразличными физиологическими особенностями или работающих в различных условиях и даже регионах, и др.  

В науке трудового права различаются нормы дифференциации в зависимости от:

    1.     субъекта труда  (женщины,  молодежь,  инвалиды и т.п.);
  1. сфер и видов трудовойдеятельности  (государственные служащие,  преподаватели вузов,  врачи,  работникителевидения);
  1. тяжести или вредных условий труда  (сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска);
  2. природных особенностей местности;
  3. специфики трудовыхсвязей  (сезонные,  временные или надомные работники и др.).

 Эти основания дифференциации являются общепринятыми в юридической литературе и выделяютсябольшинством представителей науки трудового права.

Нормы дифференциации,  регулирующие трудовые отношения с учетом пола,  возраста,  степени трудоспособности,  имеют межотраслевой характер и действуютнезависимо от того,  в какой отрасли трудится работник.

Дифференциация выражается через специальные нормы и позволяет разным категориям работников, наравне со всеми остальными, осуществлять своитрудовые права и обязанности,  т.е.  способствует совершенствованию процесса труда иповышает эффективность правового регулирования трудовых отношений.

Предметом исследования в данной курсовой работе выступают правовые нормы отрасли трудового права, регулирующие общественные отношения в области труда несовершеннолетних, а также существующие научные теории и концепции.

Целью данной работы является изучение гарантий, норм, и в целом особенностей регулирования труда несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. изучить основные источники, регулирующие труд несовершеннолетних;

2. провести дифференциацию правового регулирования труда несовершеннолетних.

Структура работы определена с учётом цели и задач курсовой работы и включает в себя две главы.

При написании работы использовались нормативные акты Республики Беларусь, а также материалы периодической печати, учебная и научная литература. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

1.1. Международно-правовые документы, регламентирующие труд несовершеннолетних

 

 

Задача создания в Республике Беларусь правовых основ регулирования трудовых и социальных отношений в условиях переходных рыночных отношений требует максимального использования международного опыта. Проблемы правового регулирования трудовых отношений с участием несовершеннолетних достаточно актуальны как на национальном, так и на международном уровнях. В правовых актах различных международных универсальных и региональных организаций юридически закреплены стандарты относительно труда молодёжи.

В качестве примера можно привести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в п. 3 ст. 10 которого закреплено, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом[2].

В ст. 7 Европейской социальной хартии определен минимальный возраст приёма на работу, который составляет 15 лет, за исключением детей, занятых на определенных законом легких работах, не могущих нанести ущерб их здоровью, нравственности или образованию. Минимальный возраст приёма на опасные и вредные работы должен быть не менее 18 лет. Лица, не завершившие обязательного образования, не могут быть приняты на работу, которая препятствует их обучению.

Рабочее время лиц до 18 лет должно быть ограничено в соответствии с потребностями их развития и особенно профессионального обучения. Эти работники не должны допускаться к работе в ночное время, за исключением некоторых видов работ в соответствии с национальным законодательством, и должны подвергаться регулярным медицинским осмотрам. Работники в возрасте до 18 лет должны иметь право на четырёхнедельный минимальный оплачиваемый отпуск. 

В соответствии со статьёй 32 Конвенции о правах ребёнка государства-участники данной Конвенции (а ей является и Республика Беларусь) признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности: 
- устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приёмана работу;

- определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

- предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи[3].

В статье 8 Конституции Республики Беларусь закреплено положение, согласно которому Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [1]. Поэтому вышеуказанные положения также характерны и для Республики Беларусь. В частности, в Преамбуле к Закону Республики Беларусь «О правах ребёнка» закреплено положение, в соответствии с которым устанавливается, что данный Закон основывается на Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года[8].

Наиболее детальной правовой регламентации труд несовершеннолетних подвергся в актах МОТ. В целом правовые стандарты МОТ в рассматриваемой сфере можно подразделить на несколько основных групп. К первой группе следует отнести акты, направленные на искоренение детского труда, в первую очередь ликвидацию его наихудших форм. Так, по данным МОТ, в настоящее время в мире из 100 детей 16 заняты детским трудом, а 12 из них - наихудшими формами, в целом 8 млн. детей заняты самыми наихудшими формами детского труда [30].

Не случайно в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) в качестве одного из четырёх основополагающих принципов был назван принцип действенного запрета детского труда. Данный принцип нашел свое развитие в конвенции МОТ 1999 г. N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (данная Конвенция относится к восьми базовым конвенциям, раскрывающим четыре основополагающих принципа в сфере труда), которая ратифицирована Республикой Беларусь, а также в одноименной рекомендации МОТ N 190 (1999 г.)[4].

Информация о работе Дифференциация правового регулирования труда молодёжи