Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Введение
Неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в силу ч. 1 ст. 381 ТК РФ являются трудовым спором. Таким спором можно признать и спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с работодателем, а
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды трудовых споров. Отличие трудовых споров от правонарушений и разногласий………………………………………………….5
2. Понятие подведомственности трудовых споров. Подведомственность трудовых споров КТС, суду, вышестоящим органам…………………………11
3. Порядок разрешения индивидуальных споров в КТС……………………...18
4. Порядок разрешения индивидуальных споров в суде……………………...28
5. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам…………….33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Разрешаемое в форме приказного производства требование работника о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы, подается в суд по общим правилам подсудности (ст. 123 ГПК РФ), т.е. данное заявление должно быть подано мировому судье по месту нахождения ответчика.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по правилам ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ (см. табл. 6). В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в ст. 26 и ГПК РФ. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт (ст. 251 ГПК РФ).
Заявление об оспаривании
решений и действий (бездействия)
органов государственной
3. Порядок разрешения индивидуальных споров в КТС
В соответствии с действующим
Вместе с тем, следует иметь в виду, что инициатива одной из сторон социального партнерства о создании КТС, оформленная надлежащим образом, обязательна для другой стороны. В соответствии с ч. 2 ст. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. По смыслу данной нормы в предложении о создании КТС должны быть указаны общее число членов КТС и, соответственно, количество представителей, которое должна выделить сторона, получившая это предложение.
На этом основании В.В. Архипов делает вывод о том, что КТС формируется на добровольно-принудительной основе, поскольку инициирующая сторона действует добровольно, а вот иная сторона становится обязанной.11 С данным выводом можно согласиться лишь отчасти, поскольку своеобразный элемент принудительности можно усмотреть исключительно в том, что на одну из сторон социального партнерства возлагается обязанность принять участие в формировании органа досудебного рассмотрения трудовых споров при сохранении за ней права самостоятельно определить персональный состав своих представителей в данном органе. При этом, учитывая отсутствие законодательных ограничений по количественному составу КТС, не исключается право стороны, получившей предложение о создании КТС, высказать свои предложения об изменении количества своих представителей в КТС и, как следствие, общего числа членов КТС. Как представляется, соответствующую норму можно рассматривать как один из элементов законодательного механизма, обеспечивающего развитие социально-партнерских отношений.
В силу ч. 2 ст. 384 ТК РФ порядок делегирования представителей работодателя и работников в состав КТС различается. Так, представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Как представляется, документом, подтверждающим полномочия представителей работодателя, является соответствующий приказ (распоряжение) руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) о назначении членов КТС. Законодательство не требует получение предварительного согласия от лиц, назначаемых в состав КТС. Соответственно, уклонение лица, назначенного в состав КТС, от участия в ее работе следует рассматривать как неисполнение соответствующего приказа (распоряжения) работодателя со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
Способы избрания представителей работников в КТС могут быть различными: либо избрание общим собранием (конференцией) работников, либо делегирование представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников. Поскольку законодательство не регламентирует соответствующие процедуры, порядок избрания представителей работников, равно как и утверждения кандидатур, делегированных представительным органом работников (в частности, процедура голосования, порядок учета количества голосов и др.), должны быть определены непосредственно самим общим собранием (конференцией) работников. При этом соответствующие решения будут иметь юридическую силу лишь при условии, что общее собрание (конференция) работников правомочны, т.е. имеется необходимый для принятия такого рода решений кворум (как правило, общее собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников; конференция работников считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции).12
┌───────────────────────┐
│ Состав КТС │
└──┬─────────────────┬──┘
│ │
│ │
┌──────────────────────▼─────┐
│ Представители работников │ │ │
│ (избираются общим │ │ │
│ собранием (конференцией) │ │Представители работодателя │
│работников или делегируются │ │(назначаются руководителем │
│ представительным органом │ │ организации, │
│ работников с последующим │ │ работодателем - │
│ утверждением на общем │ │ индивидуальным │
│ собрании (конференции) │ │ предпринимателем) │
│ работников) │ │ │
└────────────────────────────┘
Схема 7
Таблица 2
Принципы создания КТС
Наименование принципа |
Содержание принципа |
Паритетность |
В состав КТС входит равное число представителей работников и работодателя |
Компетентность |
В состав КТС, по возможности, включаются представители, способные в силу имеющихся у них деловых и личностных качеств участвовать в работе коллегиального органа, а также осуществлять объективную правовую оценку фактических обстоятельств спорной ситуации |
Полномочность представителей сторон |
Членами КТС могут
быть только те лица, которые наделены
соответствующими полномочиями делегировавшей
их стороной в установленном |
Разумность и целесообразность при определении общего числа членов КТС |
Данный орган должен, во-первых, иметь возможность собраться на заседание, а во-вторых, быть способным к принятию решений (соответственно, чрезмерное увеличение общего числа членов КТС, как представляется, не будет отвечать указанным принципам) |
По смыслу ч. 1 ст. 385 ТК РФ КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры, за исключением тех, которые в силу ст. 391 ТК РФ подлежат рассмотрению исключительно в судебном порядке.
Таким образом, КТС вправе рассматривать индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, в том числе: об оплате труда; о привлечении к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни; о предоставлении основных и дополнительных отпусков и их оплате; об оспаривании дисциплинарных взысканий (за исключением увольнения); о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами и договорами о труде; об удержаниях из заработной платы, в том числе в счет возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю, и др.
Что касается отнесения к подведомственности КТС индивидуальных трудовых споров об установлении или изменении индивидуальных условий труда, т.е. споров об интересах, то для этой категории споров законодательство не предусматривает какой-либо особый порядок их рассмотрения. Более того, истолкование нормативного положения, предусмотренного в ч. 1 ст. 385 ТК РФ, в его системной связи с легальным определением индивидуального трудового спора, содержащимся в ч. 1 ст. 381 ТК РФ, позволяет прийти к выводу о том, что КТС вправе рассматривать не только индивидуальные трудовые споры о праве, но и индивидуальные трудовые споры об интересах. В силу самой природы индивидуальных трудовых споров об интересах их разрешение по существу возможно исключительно посредством достижения соглашения между спорящими сторонами (в данном случае - работником и работодателем). Следовательно, при обращении работника в КТС за разрешением трудового спора об установлении или изменении индивидуальных условий труда комиссия не вправе отказать в приеме заявления, однако вынуждена будет отказать в удовлетворении заявленных требований работника.
Обращение в КТС за
разрешением индивидуального
Правом обращения в
КТС наделен исключительно
От имени малолетних работников в КТС вправе обращаться их законные представители - родители, усыновители, опекуны, которые осуществляют представительство на основании документов, удостоверяющих их статус и полномочия (свидетельство о рождении ребенка, паспорт законного представителя с соответствующей отметкой, решение (выписка из решения) суда об усыновлении или опеке и т.д.).
Следует отметить, что в КТС вправе обратиться и лицо, прекратившее трудовые отношения с работодателем (т.е. бывший работник), если трудовой спор между ним и работодателем отнесен к подведомственности КТС.
Обращение в КТС возможно исключительно в письменной форме в виде заявления, которое может быть как передано в КТС лично работником либо его представителем, так и направлено по почте. В этом случае наиболее целесообразно направлять заявление заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Каких-либо требований к содержанию указанного заявления законодательство не предусматривает.
Срок обращения в КТС составляет три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 386 ТК РФ). Однако сам по себе пропуск работником указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления в КТС. Если данный факт будет установлен в процессе рассмотрения спора, КТС должна установить, по какой причине этот срок был пропущен. При этом бремя доказывания уважительности причин пропуска срока обращения в КТС возлагается на работника.
В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ч. 1 ст. 386 ТК РФ). Если же будет установлено, что срок пропущен работником без уважительных причин, КТС отказывает в удовлетворении заявленных работником требований без рассмотрения спора по существу.
Рассмотрение индивидуального трудового спора в КТС включает в себя следующие стадии: подготовка дела к рассмотрению; рассмотрение дела в заседании КТС; принятие решения КТС.
Рассмотрение дела в заседании КТС возможно лишь при наличии кворума. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ч. 5 ст. 387 ТК РФ). При этом закон не требует присутствия и, как следствие, участия в голосовании при принятии итогового решения равного количества членов КТС от работников и от работодателя. Соответственно, если в состав КТС входит шесть членов - по три от каждой стороны, то при явке на заседание трех членов, представляющих работодателя и двух членов, представляющих работников, заседание КТС будет правомочным, хотя распределение голосов при принятии решения, а равно его содержание в данном случае будут вполне предсказуемы.