Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:06, доклад
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.
3. Негосударственные
объединения: общности людей —
народ РФ, народы субъектов РФ, население
административно-
Конституционно-правовые институты.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права:
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
В конституционном праве
выделяются три разновидности
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ. Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.
Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.
Понятие конституционализма.
Конституционализм – это форма правового государства, при которой сферы деятельности государства и гражданского общества разграничены конституцией, но правительство не зависит от воли парламента. Так, в конституционной (дуалистической) монархии министры назначаются монархом и несут ответственность перед ним.
В более формализованном (
- разделением властей;
- высоким положением законодател
- зависимостью законодательной власти (через механизм выборов) от народа;
- равным и доступным для всех граждан судом.
Конституция – это форма соглашения общества и государства о разграничении сфер их деятельности:гражданское общество – сфера индивидуальных свобод и частных интересов; государство – сфера публичной власти и общих интересов.
Конституционализм может быть действительным и мнимым.
Действительный (реальный) конституционализм имел место в тех странах, где гражданское общество было достаточно сильным и сумело на практике ограничить произвол абсолютистского государства, начав с расширения прав парламента и постепенно осуществив переход к демократии.
Мнимый (фиктивный) конституционализм имел место в странах со слабо развитым гражданским обществом. В этих странах абсолютная монархия в союзе с бюрократией и верхушкой буржуазии, не требовавшей ограничения абсолютизма, сумела сохранить всю полноту власти даже после создания представительных органов. Так, российское самодержавие после создания Государственной Думы как законосовещательного органа (6 августа 1905 г.) и даже после придания Думе частичных законодательных функций (17 октября 1905 г.) полностью сохранило незыблемость монархического начала в стране. Немецкий социолог М. Вебер назвал государственный строй России 1906 года «псевдоконституционализмом», «конституционной ловушкой» и констатировал отсутствие в тогдашней России предпосылок для утверждения либеральной демократии.
Список использованных источников: