Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 02:11, курсовая работа
Оказание услуг – широко распространенный вид человеческой деятельности. В течение дня каждый из нас занимается ей, помогая кому-нибудь, предоставляя какую-либо информацию и т.д. Как крупный сектор экономики, оказание услуг стало позиционировать себя в России лишь на рубеже XIX – XX веков. К этому времени сфера сервиса в развитых странах давно уже была одним из важнейших механизмов общеэкономического и общесоциального развития страны. В России сейчас она только начинает свое активное развитие, что делает исследования в этой области особенно актуальными. Изучение значимости сервиса в повседневной жизни людей позволит по-новому взглянуть на методы и подходы обеспечения успешного развития этой отрасли в России.
Введение
1. Роль сервиса в жизни человека
1.1 Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
1.3 Роль сервиса в жизни человека
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Роль сервиса в жизни человека
1.1 Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
1.3 Роль сервиса в жизни человека
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы: Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека.
Оказание услуг – широко распространенный вид человеческой деятельности. В течение дня каждый из нас занимается ей, помогая кому-нибудь, предоставляя какую-либо информацию и т.д. Как крупный сектор экономики, оказание услуг стало позиционировать себя в России лишь на рубеже XIX – XX веков. К этому времени сфера сервиса в развитых странах давно уже была одним из важнейших механизмов общеэкономического и общесоциального развития страны. В России сейчас она только начинает свое активное развитие, что делает исследования в этой области особенно актуальными. Изучение значимости сервиса в повседневной жизни людей позволит по-новому взглянуть на методы и подходы обеспечения успешного развития этой отрасли в России.
Объектом нашего исследования является сфера сервиса.
Предметом – взаимодействие потребностей человека и сферы сервиса.
Цель работы: определить, какую роль сервис играет в жизни человека.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- выявить особенности сервиса;
- изучить потребности человека;
- установить взаимосвязь
между сервисом и
- исследовать, как, в
зависимости от исторической
эпохи, менялись потребности
Нами были изучены книги по сервисной деятельности (Г.А. Аванесова, В.Г. Федцов, И.П. Павлова и В.К. Романович), маркетингу (Николайчук Н.Е, Песоцкая Е.В.), психологии (Реан А.А., Солонкина О.В.), предпринимательству и организации деятельности в сфере сервиса (Виноградова М.В. и Панина З.И., Федцов В.Г. и Федцов В.В.), истории России (Зуев М.Н).
Работа состоит из двух глав: теоретической и практической. Первая глава имеет три подглавы и посвящена изучению особенностей сервиса, потребностей человека и их взаимодействия в повседневной жизни. Вторая повествует об историческом развитии и изменении сферы сервиса в соответствии с потребностями населения в России.
1. Роль сервиса в жизни человека
1.1Особенности сервиса
В процессе экономических реформ и формирования рыночного механизма хозяйствования в Российской Федерации происходит перестройка управления и организации во всех сферах народного хозяйства [8, с.5].
В структуре мировой рыночной экономики все стремительнее темпы развития рынка услуг. Рынок услуг принято представлять как сложную систему, включающую в себя разнообразные элементы, функцией и задачей которых является удовлетворение потребностей населения в услугах [8, c.5]. Основой рынка услуг выступает сфера сервиса.
Сервис – особый вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, предоставляющий потребителю, т.е. гражданину, имеющему намерение заказать либо заказывающему и использующему услуги исключительно для личных нужд [10, с 216], возможность выбрать наиболее оптимальный вариант приобретения, потребления, экономически выгодной эксплуатации изделия в течение определенного срока, диктуемого интересами потребителя [10, с 252]. Под услугой при этом понимают работу (совокупность мероприятий), выполняемую для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающую законченностью и имеющую определенную стоимость [11, c. 3]. Услуга передается через действие, она неосязаема. Именно то, что временные рамки оказания услуги и ее потребления совпадают, является важным свойством сервиса. Услуга производится в реальном времени и потребитель, присутствует при ее оказании, тогда как товар может изготовляться в одном месте, складироваться в другом, а продаваться в третьем. Также, в отличие от товара, услуга сначала продается, потом производится и только затем потребляется. Специалист сферы сервиса содействует клиенту в удовлетворении потребностей в процессе обслуживания, при этом главным его инструментом выступает психологическое взаимодействие с потребителем. Он дает профессиональные советы, сам прислушивается к замечаниям и требованиям клиента. Отсюда исполнитель услуги («организация, независимо от формы собственности, а также частный предприниматель, оказывающие услугу потребителям по возмездному договору» [10, с 116]) становиться частью результата обслуживания, самой услуги.
В национальном хозяйстве сервис классифицируется на шесть укрупненных единиц:
· производственный сервис. Сюда будут относиться услуги по ремонту техники и т.п.;
· сервис сферы общественного устройства: услуги по обороне, охране общественного порядка, развитию национальной финансовой системы и другие;
· социально-культурный сервис. К данной разновидности относятся дошкольное воспитание, туристические, досуговые, художественно-эстетические и другие виды услуги;
· интеллектуальный сервис. Это информационный, образовательный, юридический, финансовый сервис;
· сервис в сфере обращения товаров и услуг, а именно торговля, общественное питание, коммуникационные и транспортные услуги, услуги складского хозяйства и другие;
· хозяйственно-бытовой сервис, включающий в себя городское хозяйство, бытовое обслуживание населения.
Все виды сервиса реализуются
специализированными
В отличие от предприятий-производителей,
это может быть как организация,
так и частный предприниматель,
которые выполняют для
Следует также отметить, что понятия «сервис» не может касаться только товара, его приобретения и эксплуатации. Под сервисом также принято понимать оказание различных услуг, удовлетворение бытовых потребностей населения и в этом случае уместно будет говорить о предпродажном и послепродажном обслуживании, направленном на удовлетворение потребностей человека, производством [8, c 87]. Понятие «обслуживание» близко к понятию «услуга» и представляет собой систему технологических операций, полезных действий, различных усилий, которые осуществляют производители сервисного продукта по отношению к потребителю, удовлетворяя его запросы и предоставляя ему блага и удобства, предусмотренные структурой сервисного продукта [1, c 174]. Обслуживание определяет отношения с потребителем как длительный поэтапный процесс, состоящий из определенного набора услуг. Обслуживание делится на предпродажное и послепродажное. Именно эти две формы обслуживания принято определять как категорийно-понятийные границы термина «сервис» [8, с 87]. Начиная разговор о предпродажном и послепродажном обслуживании, необходимо определиться с понятием «продажа», чтобы четко разграничивать их. Итак, продажа – это момент взаимодействия производителя и потребителя. Все услуги, предоставляемые до этого момента будут относиться к предпродажным, те же, которые будут после продажи - к послепродажным. Предпродажное обслуживание связано с подготовкой товара к продаже и предполагает демонстрацию товара, сообщение информации об его качестве, условиях приобретения и о дальнейших видах обслуживания. Это обслуживание всегда бесплатно. Послепродажное обслуживание делится на гарантийное и послегарантийное. Гарантийное обслуживание бесплатно и осуществляется на основе документального поручительства фирмы-производителя товара на выполнение ее в гарантийный срок обязательств по обслуживанию покупателей, приобретших товар [1, с 178]. Гарантийный срок – период повышенных обязательств производителя перед потребителем. В гарантийное обслуживание обычно включены расконсервация товара при потребителе; его запуск и сборка, проверка, настройка; обучение потребителя правилам правильной эксплуатации; предоставление запасных частей. Гарантийные обязательства предполагают также определенное ограничение в поведении потребителя относительно товара. Например, запрет на собственноручный ремонт изделия потребителем или ремонт другим специалистом. После окончания срока гарантии ремонт изделия выполняется за деньги и называется послегарантийным обслуживанием. Он состоит из тех же этапов, что и гарантийное. Необходимо сказать так же о фирменном сервисе, основной особенностью которого является активное участие фирмы-изготовителя в процессе использования. В сущности же фирменный сервис представляет собой систему взаимоотношений между изготовителем и потребителем продукции, где изготовитель несет ответственность за то, что было спроектировано, запланировано и доведено до потребителя. В него вовлечены все этапы предпродажного и послепродажного обслуживания, за качество предоставления которых также ответственен изготовитель.
В рамках сервиса можно
выделить несколько видов, которые
характеризуют разное содержание работ
на сервисных предприятиях. Так жесткий
сервис является обслуживанием, связанным
с поддержанием работоспособности,
безотказности и заданных параметров
работы товара [10, с 252]. Это так называемые
стандарты, по которым идет работа предприятия.
Наряду с ним выделяют мягкий сервис,
задача которого состоит в предоставлении
комплекса услуг, связанных с
индивидуализацией товара, т.е. с
более эффективной
Современный сервис строится по определенным принципам. Первый из них– обязательность предложения, но необязательность использования. Этот принцип говорит о том, что в сервисе не может отсутствовать внимание к клиенту, но и в то же время он не должен быть навязчивым.
Во-вторых, сервис должен обладать эластичностью, т.е. предоставлять широкий пакет услуг: от минимально необходимых до максимально целесообразных.
Еще один немаловажный принцип – удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в месте, форме, времени, которое удобно потребителю.
Следующий принцип – технологическая
адекватность сервиса. Смысл этого
принципа в том, что технический
и технологический уровень
Пятый принцип – информационная отдача сервиса. Этот принцип представляет собой необходимость учитывать мнение потребителя, состояние рынка услуг, информировать потребителя о правилах эксплуатации товара и т.п.
Шестой заключается в том, что в сфере сервиса должна сохраняться разумная ценовая политика, т.е. прибыль не должна становиться главной целью сервиса. Он должен быть нацелен на возникновение у клиента желания потреблять товар именно данной фирмы.
В-седьмых, производство должно гарантировано соответствовать сервису. Под этим принципом подразумевается соответствие производительной мощности с возможностями сервиса.
Новые рыночные условия нашего
общества поставили перед сферой
сервиса ряд задач, от решения
которых зависит успех
Сервис предполагает передачу технической документации клиенту, такой как инструкция по применению, которая обязательно должна быть русифицирована, паспорт, гарантийный талон и т.д.
Должна также, в рамках сервиса, производиться предпродажная подготовка изделия, во избежание отказа изделия во время демонстрации его потенциальному покупателю.
В задачи сервиса также
входит доставка изделие на место
эксплуатации, что позволит проконтролировать
возможность повреждения
Потребитель при покупке должен получить набор запасных частей.
Предприятие сервиса должно выполнять сбор и систематизацию информации о том, как эксплуатируется товар потребителями (условия, продолжительность и т.д.) и какие при этом возникают жалобы и замечания. Результаты анализа этой информации участвуют в совершенствовании и модернизации потребляемых изделий.
Последней, наиболее важной,
задачей является формирование постоянной
клиентуры. Наличие лояльных клиентов
служит залогом стабильного
Таким образом, вся деятельность
предприятия сферы сервиса
1.2Потребности человека
Любая сервисная деятельность направлена на удовлетворение потребностей клиента, поэтому изучение потребностей необходимо для изучения роли сервиса в жизнедеятельности человека.
Информация о работе Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека