Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Оказание услуг – широко распространенный вид человеческой деятельности. В течение дня каждый из нас занимается ей, помогая кому-нибудь, предоставляя какую-либо информацию и т.д. Как крупный сектор экономики, оказание услуг стало позиционировать себя в России лишь на рубеже XIX – XX веков. К этому времени сфера сервиса в развитых странах давно уже была одним из важнейших механизмов общеэкономического и общесоциального развития страны. В России сейчас она только начинает свое активное развитие, что делает исследования в этой области особенно актуальными. Изучение значимости сервиса в повседневной жизни людей позволит по-новому взглянуть на методы и подходы обеспечения успешного развития этой отрасли в России.

Содержание работы

Введение
1. Роль сервиса в жизни человека
1.1 Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
1.3 Роль сервиса в жизни человека
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсова по м-ту.docx

— 51.55 Кб (Скачать файл)

Социальные потребности, по определению Маркса и Энгельса, связаны с образованием, культурой, процессом труда, использованием технических  средств и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические  потребности терпят на себе влияние  социума, так и социальные потребности  содержать в себе биологический  компонент. При организации сервиса  в различных сферах необходимо учитывать  этот компонент. Так, например, при организации  какого-либо культурнодосугового мероприятия нужно следить за тем, чтобы не было психических и физических перегрузок человеческого организма. А это в основном зависит от биологического фактора и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, - это чисто биологическая особенность человека, не зависящая от общества.

Все же наиболее четко влияние  потребностей на сервис, по нашему мнению, прослеживается через призму упомянутой в главе 1.2 пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, так как в сервисной деятельности, при детальном рассмотрении, просматриваются аналогичные закономерности изменения доминирующих потребностей. Подтверждение тому можно увидеть при сравнении потребностей людей, проживающих в странах с низким уровнем жизни, с людьми, живущими в развитых странах. В первых преобладает спрос на базовые, первичные потребности. По мере повышения уровня жизни возрастает уровень потребностей. Повышаются требования к качеству услуг. Кроме того, различные слои населения предъявляют спрос на услуги разного уровня. Чем больше разрыв в уровне жизни, тем больше диапазон спроса на услуги, различающиеся в цене и качестве.

Помимо вывода о том, что  структура и закономерности потребностей довольно жестко обуславливают возможности  развития сервиса [8, с 20], в то время  как у специалистов сферы сервиса  всегда есть возможность также влиять на систему потребностей, можно сделать  вывод, что удовлетворение потребностей сферой сервиса всегда связано со спецификой образа жизни. И это не только социальный статус и уровень  развития страны, в которой проживает  человек, это также географический, поселенческий, демографический факторы, уровень культуры и т.д. Например, связь сервиса с геоландшафтными, почвенно-климатическими условиями жизнедеятельности определятся теми потребностями, которые порождают эти условия в обществе [1, с 99]. У человека есть удивительная способность приспосабливаться практически к любым природно-климатическим условиям. Будь то пустыни, тундра, леса – повсюду человек приспосабливает способы удовлетворения своих потребностей к тем условиям жизни, которые его окружают: климату, ландшафту. И сфера сервиса должна также быть ориентирована на конкретные условия проживания, чтобы быть востребованной и помогать людям делать свою жизнь все более комфортной. Так во всех странах с продолжительной, холодной зимой и с коротким прохладным летом предъявляются особые требования к жилищу: зимой они должны хорошо отапливаться, а летом в него должно проникать достаточное количество солнечных лучей. Эти же сезонно-климатические особенности учитываются при моделировании и производстве одежды, обуви, в пищевой промышленности и т.д. В регионах с жарким и влажным климатом вырабатываются иные требования к сервису. Тут предпочтительны дома из легких строительных материалов, которые позволяют часто проветривать помещения или даже оставлять их открытыми большую часть года. Здесь большой популярностью пользуются предприятия, связанные с производством и распространением кондиционеров и вентиляторов. В этих странах такое обслуживание, как уличная торговля, ремонт обуви и одежды, парикмахерские услуги, производится в открытых помещениях, под тентом или на открытом воздухе. Благоприятные же природно-климатические условия используются предприятиями сервиса как способ удовлетворение определенных потребностей человека. Речь идет о туристском, медицинском, оздоровительном сервисе [1, с 101].

Под демографическими факторами  понимают численный состав, половое  и возрастное соотношение, уровень  рождаемости и смертности и т.п. При увеличении в структуре населения  страны процентного соотношения  детей и молодежи, сервисный бизнес начинает расширяться в сторону  повышения качества детского, молодежного  и семейного обслуживания, к развитию детских и образовательных учреждений. Напротив, при увеличении доли пожилого населения, востребованным в сфере  услуг оказывается обслуживание нетрудоспособного населения.

Отношение услуг с культурой  сложились с древности. По мере развития художественного творчества и превращения его из народного в индивидуализированное, возникла потребность в организации публики и демонстрации художественных произведений. И это касательно не только искусства, но и спортивных, массовых зрелищ. Современная сфера сервиса выступает посредником между создателями произведений искусства и публикой. И поэтому, при демонстрации какого-либо произведения искусства, проведении массового мероприятия, необходимо в первую очередь правильно определить целевую аудиторию, ее уровень культурного развития. Только в этом случае восприятие будет адекватным, будет доставлять удовольствие зрителям, а значит, приносило доход предприятию сервиса. Так организованный для детей 6 лет семинар о творчестве Рафаэля, не будет востребован, так как в этом возрасте у большинства детей нет представлений о том, кто такой Рафаэль, а значит, информация о его творчестве и жизни не будет им интересна.

Обобщив все выше изложенное, можно выделить факторы, влияющие на развитие сервиса. Это природные черты человека, которые, несомненно, в той или иной степени потерпели на себе общественную корректировку; уровень развития экономики и хозяйственная система; мораль и культурные традиции, сложившиеся в данном обществе; воздействие общественных структур (государства, церкви, политических партий), а также условия жизни, уровень культуры и многое другое. Отсюда следует вывод о безнадежности предприятий сервиса, ориентированных только на производство товаров (услуг) без учета этих факторов, и о необходимости исследования потребительского рынка, проведения социологических опросов и т.д.

Сфера сервиса способна отзываться на широкий спектр человеческих потребностей, начиная от базовых и заканчивая высшими потребностями. Развиваясь в рамках народного хозяйства, она выполняет важные социальные функции. Основное общественное назначение сервиса состоит в удовлетворении многообразных массовых потребностей, а также различных индивидуальных запросов. Участвуя в реализации общественных потребностей, сервис укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские отношения, помогает развивать и реализовывать заложенные в нем способности. Помимо этого сфера сервиса служит благоприятной почвой для развития различного рода предпринимательства, для обеспечения занятости населения. А также является реальной базой для развития малого бизнеса. Относительного крупного производства и научно-техническому прогрессу общества, сфера сервиса способствует их оживлению, что доказано опытом ведущих стран мира, где для изготовления техники и процесса оказания услуг, заняты крупнейшие промышленные фирмы с их высокоразвитым научно-техническим потенциалом, производственным и сбытовым аппаратом. Так что в современном обществе сфера сервиса играет огромную роль не только в жизни человека, но и в области экономики.

 
 

2. Изменение и  развитие сервиса в истории  России

Сфера сервиса – один из секторов экономики, и ее состояние  во многом зависит от развития остальных  секторов. Поэтому изменение сферы  сервиса неразрывно связано с  экономическим и политическим развитием  страны. Немалое влияние на интенсивность  развития сферы сервиса также  оказывают природно-климатические  условия, этнокультурное многообразие и многие другие факторы. По всем параметрам наша страна отлична от стран Запада и имеет свою, своеобразную модель эволюции сферы сервиса.

Экономическая история классового общества в России в дооктябрьский  период делится на две эпохи, соответствующие  феодальному и капиталистическому способам производства [8, с 32]. Общими чертами, объединяющими и ту и другую эпоху, являются узкий круг бытовых услуг и приспособление услуг к запросам господствующего класса.

Итак, период феодализма характеризуется  господством натурального хозяйства  в экономике, поэтому о ширине распространения сферы услуг  здесь говорить не принято. Все слои населения старались удовлетворить  свои потребности исключительно  за счет домашнего хозяйства. В дворянском классе распространилась мода на все  заграничное, поэтому комнаты обставлялись на европейский манер, для удовлетворения личных потребностей нередко прибегали к услугам заграничных специалистов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи, с другой, их образ жизни предлагал более современные образцы поведения. Удовлетворение потребностей в крестьянской среде носило характер самообслуживания на основе традиций. При заболевании они обращались к знахарю, гигиена поддерживалась путем постоянного посещения бани: во многих городах существовали общественные бани. Большинство сами шили себе одежду, строили себе жилье, изготавливали хозяйственный инвентарь. Развлечения также строились на самодеятельной основе, так как не существовало специальных общественных заведений и людей, занимавшихся организацией массового отдыха. Потребность в развлечениях и отдыхе население удовлетворяло по средствам проведения народных игр, кулачных боев, проходивших на открытом воздухе. Состоятельные граждане организовывали медвежью «потеху» - устраивали травлю медведей и волков собаками [1, с 52]. Представители всех сословий любили соколиную охоту и охоту с борзыми. По ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами и танцорами. Дома люди играли в шашки, карты. Представители высших сословий играли в шахматы.

На основе традиционных хозяйственных  занятий к XIX в. начали развиваться  ремесла (изготовление изделий по заказу потребителя). Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образования нового класса – ремесленники, которые изготавливали из своего или чужого материала предметы по заказу потребителя за определенную плату. Рост ремесленного производства позволил расширить границы бытового обслуживания населения. Распространенными видами народных промыслов стали выступали: резьба по дереву, роспись посуды, вязание и вышивка.

Дальнейшее развитие бытового обслуживания связано с фотографией. Соответственно возрастает спрос на фотобумагу, аппараты, фотопринадлежности, закладываются основы фотопромышленности.

На рубеже XIX и XX веков  в России начинается эпоха империализма. Это время господства монополий  в области экономики и создания бюрократического управленческого  аппарата, что ориентирует услуги на потребности монополистов и зажиточных крестьян. Растет спрос на бытовые  услуги. Увеличивается число мастерских по ремонту и пошиву одежды, сапожных мастерских, прачечных. Массовые развлечения  и общественный отдых к 1917 году приобрел практически современный вид. Люди стали ходить в театр, оперетту, кинотеатр, на выступления авиаторов и автогонщиков. Так же свое распространение в  этот период получили сословные учреждения (Английский клуб, Купеческие клубы, Невское  обществ) и учреждения «по интересам» (спортивное общество, клубы охотников  и рыболовов), являющимися аналогами  современных клубных домов.

Общий анализ состояния бытового обслуживания дореволюционного периода  свидетельствует о том, что основной его функцией было удовлетворение потребностей господствующего класса. Удовлетворение потребностей народных масс производилось на низком уровне и было результатом экономической и социальной отсталости России. А также следствием жестокой эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами.

Послереволюционный период приобрел универсальный характер и  осуществлялся под жестким контролем  партийно-государственных органов. Преобразования этого периода были направлены на внедрение общественных форм собственности, однотипной организации  труда, равных условий быта и отдыха людей. В стране проходила политика перераспределения ресурсов между  регионами страны, социальными слоями, а также между общественным производством  и обслуживание населения [1, с 55].

Условно это время можно  разделить на четыре этапа. Первый этап начинается с 1917 с национализации крупных  бытовых предприятий: бани, прачечные, парикмахерские, ателье и т.д. Это  послужило началом развития общественного сектора в коммунально-бытовом хозяйстве [8, с 36]. В 1918 году начинается гражданская война, и все народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание, перестраивается на военный лад. Многие мастерские стали использовать для ремонта и пошива обмундирования.

После введения новой экономической  политики, в 1921 году, стали создаваться  кооперативы и расширяться сети государственных бытовых предприятий  для удовлетворения нужд трудящихся. Коммунальные и бытовые услуги в  это время стали платными. НЭП  реально оценивала существующие в стране различные социально-экономические  уклады и временно разрешала частнособственные элементы в народном хозяйстве, что способствовало росту частного сектора в сфере бытового обслуживания [8, с 37]. Развитие частного предпринимательства в области бытового обслуживания привело к ускорению темпов восстановления народного хозяйства и повышению уровня жизни населения после первой мировой и гражданской войн.

Второй этап – 30-е годы. Это период коллективизации и  индустриализации. В это время  возрастают требования к сфере бытового обслуживания, большую роль начинает играть промысловая кооперация, включающая основную часть бытовых кооперативных  предприятий страны. Появление промкоопераций позволило значительно сократить количество безработных в стране и создать производство, которое специализировалось бы на индивидуальных заказах. В сельском хозяйстве удалось увеличить процент потребления важнейших продуктов питание на душу населения, что значительно повысило настроение народных масс после голода 1932 года. К 40-м годам в стране достигнуты успехи в области социальных гарантий, здравоохранения и просвещения. Отрицательным моментов на этом отрезке времени является фактическое вытеснение частного сектора из экономики, что отразилось на качестве производимой продукции. Также огорчает то, что все успехи в тяжелой промышленности, здравоохранении и бытового обслуживания осуществлялись за счет торможения развития уровня материального благосостояния народа [3, с 615].

Третий этап связан с периодом развитого социализма (1949 – 1956 гг.). Партийные органы стали больше внимания уделять сфере услуг и повышению  качества продукции. Но потребности  населения и их бытовые запросы  все возрастали, что требовало  от правительства решительных действий по увеличению качества и количества предприятий бытового обслуживания. Поэтому в 1950 году была проведена  перестройка кооперативной системы. Были организованы Центральный союз потребительских обществ СССР и  Центральный союз промысловый кооперации. Значительное место в бытовом  обслуживании занимали предприятия  и организации государственной  местной промышленности и коммунального  хозяйства [8, с 41]. В государственном  бюджете все больше средств стало выделяться на социальное страхование, пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Происходит определенное повышение материального благосостояния населения, как города, так и деревни. Объем товаров широкого потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, и рынок был сбалансирован [3, с 710].

Четвертый этап начинается с 1960 года, когда промысловые кооперации были упразднены и предприятия бытового обслуживания переданы в руки государственной  промышленности – управлениям местной  промышленности Советов Министров  автономных республик, исполкомов краевых  и областных Советов депутатов  трудящихся [8, с 42]. Местные советы лучше  знали потребности населения  в сфере бытового обслуживания и  более целесообразно могли использовать местные возможности для улучшения  работы предприятий. К середине 60-х  годов окончательно закрепилась  за службой быта функция удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с семейно-бытовыми отношениями. Это заставило правительство  задуматься о реформировании и модернизации бытового обслуживания и принять  решение о выделении службы быта в отдельную отрасль экономики. В ходе осуществления седьмого пятилетнего  плана были созданы нужные кадры  службы быта и опробованы новые формы  и методы управления предприятиями  бытового обслуживания. 10 августа 1962 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров  об организации системы бытового обслуживания в союзных республиках, самостоятельность службы быта была узаконена [8, с 43]. Для обеспечения  научно-технического прогресса на предприятиях сервиса и повышении эффективности  их работы был образован Научно-исследовательский  технохимический институт бытового обслуживания. Чтобы обеспечить подготовки квалифицированных кадров, стали  открываться ВУЗы, готовящие специалистов в сфере сервиса. Распространение  получили дома быта и специализированные предприятия по производству услуг, так как даже самые большие  и лучшие многоотраслевые комбинаты  бытового обслуживания уже не могли  обеспечить должного уровня исполнения многих видов услуг для населения. Углубление специализации и постоянно  растущий спрос трудящихся на бытовые  услуги потребовали изменение механизмов приема и выдачи заказов. Было принято  решение о разделении функций  обслуживания и непосредственного  производства. Теперь комбинаты бытового обслуживания стали заниматься организацией обслуживания населения, а специализированные предприятия использовали свою техническую мощь для выполнения заказов. Это создало предпосылки для создания кооперирования в отрасли бытового обслуживание, заключающегося в объединении предприятий, организующих бытовое обслуживание населения, с другими родственными предприятиями, что позволяло значительно расширить ассортимент бытовых услуг.

Информация о работе Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека