Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 02:11, курсовая работа
Оказание услуг – широко распространенный вид человеческой деятельности. В течение дня каждый из нас занимается ей, помогая кому-нибудь, предоставляя какую-либо информацию и т.д. Как крупный сектор экономики, оказание услуг стало позиционировать себя в России лишь на рубеже XIX – XX веков. К этому времени сфера сервиса в развитых странах давно уже была одним из важнейших механизмов общеэкономического и общесоциального развития страны. В России сейчас она только начинает свое активное развитие, что делает исследования в этой области особенно актуальными. Изучение значимости сервиса в повседневной жизни людей позволит по-новому взглянуть на методы и подходы обеспечения успешного развития этой отрасли в России.
Введение
1. Роль сервиса в жизни человека
1.1 Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
1.3 Роль сервиса в жизни человека
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Заключение
Список литературы
Социальные потребности, по определению Маркса и Энгельса, связаны с образованием, культурой, процессом труда, использованием технических средств и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности терпят на себе влияние социума, так и социальные потребности содержать в себе биологический компонент. При организации сервиса в различных сферах необходимо учитывать этот компонент. Так, например, при организации какого-либо культурнодосугового мероприятия нужно следить за тем, чтобы не было психических и физических перегрузок человеческого организма. А это в основном зависит от биологического фактора и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, - это чисто биологическая особенность человека, не зависящая от общества.
Все же наиболее четко влияние потребностей на сервис, по нашему мнению, прослеживается через призму упомянутой в главе 1.2 пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, так как в сервисной деятельности, при детальном рассмотрении, просматриваются аналогичные закономерности изменения доминирующих потребностей. Подтверждение тому можно увидеть при сравнении потребностей людей, проживающих в странах с низким уровнем жизни, с людьми, живущими в развитых странах. В первых преобладает спрос на базовые, первичные потребности. По мере повышения уровня жизни возрастает уровень потребностей. Повышаются требования к качеству услуг. Кроме того, различные слои населения предъявляют спрос на услуги разного уровня. Чем больше разрыв в уровне жизни, тем больше диапазон спроса на услуги, различающиеся в цене и качестве.
Помимо вывода о том, что
структура и закономерности потребностей
довольно жестко обуславливают возможности
развития сервиса [8, с 20], в то время
как у специалистов сферы сервиса
всегда есть возможность также влиять
на систему потребностей, можно сделать
вывод, что удовлетворение потребностей
сферой сервиса всегда связано со
спецификой образа жизни. И это не
только социальный статус и уровень
развития страны, в которой проживает
человек, это также географический,
поселенческий, демографический факторы,
уровень культуры и т.д. Например,
связь сервиса с
Под демографическими факторами
понимают численный состав, половое
и возрастное соотношение, уровень
рождаемости и смертности и т.п.
При увеличении в структуре населения
страны процентного соотношения
детей и молодежи, сервисный бизнес
начинает расширяться в сторону
повышения качества детского, молодежного
и семейного обслуживания, к развитию
детских и образовательных
Отношение услуг с культурой сложились с древности. По мере развития художественного творчества и превращения его из народного в индивидуализированное, возникла потребность в организации публики и демонстрации художественных произведений. И это касательно не только искусства, но и спортивных, массовых зрелищ. Современная сфера сервиса выступает посредником между создателями произведений искусства и публикой. И поэтому, при демонстрации какого-либо произведения искусства, проведении массового мероприятия, необходимо в первую очередь правильно определить целевую аудиторию, ее уровень культурного развития. Только в этом случае восприятие будет адекватным, будет доставлять удовольствие зрителям, а значит, приносило доход предприятию сервиса. Так организованный для детей 6 лет семинар о творчестве Рафаэля, не будет востребован, так как в этом возрасте у большинства детей нет представлений о том, кто такой Рафаэль, а значит, информация о его творчестве и жизни не будет им интересна.
Обобщив все выше изложенное, можно выделить факторы, влияющие на развитие сервиса. Это природные черты человека, которые, несомненно, в той или иной степени потерпели на себе общественную корректировку; уровень развития экономики и хозяйственная система; мораль и культурные традиции, сложившиеся в данном обществе; воздействие общественных структур (государства, церкви, политических партий), а также условия жизни, уровень культуры и многое другое. Отсюда следует вывод о безнадежности предприятий сервиса, ориентированных только на производство товаров (услуг) без учета этих факторов, и о необходимости исследования потребительского рынка, проведения социологических опросов и т.д.
Сфера сервиса способна отзываться на широкий спектр человеческих потребностей, начиная от базовых и заканчивая высшими потребностями. Развиваясь в рамках народного хозяйства, она выполняет важные социальные функции. Основное общественное назначение сервиса состоит в удовлетворении многообразных массовых потребностей, а также различных индивидуальных запросов. Участвуя в реализации общественных потребностей, сервис укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские отношения, помогает развивать и реализовывать заложенные в нем способности. Помимо этого сфера сервиса служит благоприятной почвой для развития различного рода предпринимательства, для обеспечения занятости населения. А также является реальной базой для развития малого бизнеса. Относительного крупного производства и научно-техническому прогрессу общества, сфера сервиса способствует их оживлению, что доказано опытом ведущих стран мира, где для изготовления техники и процесса оказания услуг, заняты крупнейшие промышленные фирмы с их высокоразвитым научно-техническим потенциалом, производственным и сбытовым аппаратом. Так что в современном обществе сфера сервиса играет огромную роль не только в жизни человека, но и в области экономики.
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Сфера сервиса – один
из секторов экономики, и ее состояние
во многом зависит от развития остальных
секторов. Поэтому изменение сферы
сервиса неразрывно связано с
экономическим и политическим развитием
страны. Немалое влияние на интенсивность
развития сферы сервиса также
оказывают природно-
Экономическая история классового
общества в России в дооктябрьский
период делится на две эпохи, соответствующие
феодальному и
Итак, период феодализма характеризуется
господством натурального хозяйства
в экономике, поэтому о ширине
распространения сферы услуг
здесь говорить не принято. Все слои
населения старались
На основе традиционных хозяйственных занятий к XIX в. начали развиваться ремесла (изготовление изделий по заказу потребителя). Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образования нового класса – ремесленники, которые изготавливали из своего или чужого материала предметы по заказу потребителя за определенную плату. Рост ремесленного производства позволил расширить границы бытового обслуживания населения. Распространенными видами народных промыслов стали выступали: резьба по дереву, роспись посуды, вязание и вышивка.
Дальнейшее развитие бытового обслуживания связано с фотографией. Соответственно возрастает спрос на фотобумагу, аппараты, фотопринадлежности, закладываются основы фотопромышленности.
На рубеже XIX и XX веков
в России начинается эпоха империализма.
Это время господства монополий
в области экономики и создания
бюрократического управленческого
аппарата, что ориентирует услуги
на потребности монополистов и зажиточных
крестьян. Растет спрос на бытовые
услуги. Увеличивается число мастерских
по ремонту и пошиву одежды, сапожных
мастерских, прачечных. Массовые развлечения
и общественный отдых к 1917 году приобрел
практически современный вид. Люди
стали ходить в театр, оперетту, кинотеатр,
на выступления авиаторов и
Общий анализ состояния бытового обслуживания дореволюционного периода свидетельствует о том, что основной его функцией было удовлетворение потребностей господствующего класса. Удовлетворение потребностей народных масс производилось на низком уровне и было результатом экономической и социальной отсталости России. А также следствием жестокой эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами.
Послереволюционный период
приобрел универсальный характер и
осуществлялся под жестким
Условно это время можно разделить на четыре этапа. Первый этап начинается с 1917 с национализации крупных бытовых предприятий: бани, прачечные, парикмахерские, ателье и т.д. Это послужило началом развития общественного сектора в коммунально-бытовом хозяйстве [8, с 36]. В 1918 году начинается гражданская война, и все народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание, перестраивается на военный лад. Многие мастерские стали использовать для ремонта и пошива обмундирования.
После введения новой экономической
политики, в 1921 году, стали создаваться
кооперативы и расширяться сети
государственных бытовых
Второй этап – 30-е годы. Это период коллективизации и индустриализации. В это время возрастают требования к сфере бытового обслуживания, большую роль начинает играть промысловая кооперация, включающая основную часть бытовых кооперативных предприятий страны. Появление промкоопераций позволило значительно сократить количество безработных в стране и создать производство, которое специализировалось бы на индивидуальных заказах. В сельском хозяйстве удалось увеличить процент потребления важнейших продуктов питание на душу населения, что значительно повысило настроение народных масс после голода 1932 года. К 40-м годам в стране достигнуты успехи в области социальных гарантий, здравоохранения и просвещения. Отрицательным моментов на этом отрезке времени является фактическое вытеснение частного сектора из экономики, что отразилось на качестве производимой продукции. Также огорчает то, что все успехи в тяжелой промышленности, здравоохранении и бытового обслуживания осуществлялись за счет торможения развития уровня материального благосостояния народа [3, с 615].
Третий этап связан с периодом
развитого социализма (1949 – 1956 гг.).
Партийные органы стали больше внимания
уделять сфере услуг и
Четвертый этап начинается
с 1960 года, когда промысловые кооперации
были упразднены и предприятия бытового
обслуживания переданы в руки государственной
промышленности – управлениям местной
промышленности Советов Министров
автономных республик, исполкомов краевых
и областных Советов депутатов
трудящихся [8, с 42]. Местные советы лучше
знали потребности населения
в сфере бытового обслуживания и
более целесообразно могли
Информация о работе Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека