Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Оказание услуг – широко распространенный вид человеческой деятельности. В течение дня каждый из нас занимается ей, помогая кому-нибудь, предоставляя какую-либо информацию и т.д. Как крупный сектор экономики, оказание услуг стало позиционировать себя в России лишь на рубеже XIX – XX веков. К этому времени сфера сервиса в развитых странах давно уже была одним из важнейших механизмов общеэкономического и общесоциального развития страны. В России сейчас она только начинает свое активное развитие, что делает исследования в этой области особенно актуальными. Изучение значимости сервиса в повседневной жизни людей позволит по-новому взглянуть на методы и подходы обеспечения успешного развития этой отрасли в России.

Содержание работы

Введение
1. Роль сервиса в жизни человека
1.1 Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
1.3 Роль сервиса в жизни человека
2. Изменение и развитие сервиса в истории России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсова по м-ту.docx

— 51.55 Кб (Скачать файл)

Советский период примечателен тем, что были достигнуты наиболее возможные  для этого времени условия  удовлетворения потребительских, образовательных, информационных, отчасти эстетических потребностей населения. Спектр услуг  значительно расширился: распространение  получили театры, кинотеатры, клубы  и т.д. Вместе с тем уровень  жизни населения оставлял желать лучшего. Существующая система обслуживания не могла удовлетворить все возрастающие потребности людей, поэтому многие зачастую прибегали к услугам, так  называемого, «черного рынка», где осуществлялась перепродажа дефицитных товаров.

Либерально-рыночные преобразования, проводившиеся в начале 90-х годов  в России, носили более глубокий характер, так как затронули ключевые моменты общественного производства, жизнедеятельности людей, ведения  ими домашнего хозяйства. Но слабая продуманность проводимых реформ, перераспределение  собственности и валютно-финансовое регулирование, сопровождалась устаревшей социальной и культурной политикой. Все это негативно отразилось на сфере услуг – низкий уровень  благосостояния населения не могло  сделать деятельность предприятий  сервиса доходной [1, с 59].

В развитых странах сфера  сервиса нередко играла роль своеобразного  мотора экономики и повышения  уровня жизни в стране. Однако в  нашей стране эта отрасль начала зарождаться лишь на рубеже XIX – XX веков  и имела своеобразный характер. В  этот период происходила замена традиций ведения торговли и бытовых услуг  на новые принципы и формы обслуживания. В этих условиях частное предпринимательство в сфере услуг могло сыграть значительную роль в развитии нашей страны, а в частности в устранении экономической отсталости по сравнению со странами Запада. Субъекты сервиса чутко реагировали на изменение запросов населения, появление новых видов обслуживания, возможность получения прибыли в том или ином районе. Огромную роль здесь играла инициативность частных предпринимателей, их умение просчитывать плюсы и минусы своих шагов, способность рискнуть своим капиталом. Этот процесс был нарушен в советское время, когда частная деятельность была сведена к минимуму, а сфера услуг в народном хозяйстве играла второстепенную роль в сравнении с промышленным и военным производством. Недооценка роли сервиса и бизнеса в последствии породило череду трудностей, связанных с возрождением сервисного предпринимательства в стране, которое смогло бы ускорить рыночные преобразования, стать стимулом для преодоления общехозяйственного кризиса [1, с 219].

В настоящее время, сравнивая  сферу обслуживания в России и  странах Европы и США, можно сказать  о том, что наша страна значительно  отстает не только по количественным, но и качественным показателям: в  России в десятки раз меньше гостиниц, музеев, ресторанов и т.д. Неразвитость сферы сервиса отражается и на развитии человека как личности, гражданина, так как он лишается возможности  реализовать свои потребности. Это  влияние просматривается в возрастающих масштабах пьянства, наркомании, бандитизма. России необходим новый подход к  развитию сервисного предпринимательства, который бы учитывал не только опыт развития сферы сервиса в нашей  стране, но и опыт западных стран. Так, в первую очередь, необходимо ликвидировать  отношение к сфере сервиса  как к придатку материального  производства, они должны развиваться  в единстве, что поможет в значительной степени повысить не только уровень  экономики, но и уровень жизни  народа. А это позволит России перейти  в разряд развитых стран.

 

Заключение

 

В ходе исследования нами были выявлены особенности сервиса и  потребностей людей, установлена взаимосвязь  между двумя этими понятиями. Все это позволило нам сделать  вывод о том, что главной задачей  сервиса является удовлетворение как  массовых, так и индивидуальных потребностей людей. Он укрепляет социальную безопасность и способствует повышению уровня и качества жизни. Удовлетворяя индивидуальные запросы человека, сервис позволяет  организовать труд, быт и отдых  человека, помогает раскрыть заложенные в нем способности, предоставляет  огромные возможности для самореализации и саморазвития.

При изучении исторического  развития сферы сервиса в соответствии с потребностями населения мы выяснили, что наша страна на протяжении всей истории имела свою, отличную от стран Европы и США, модель развития сервиса. В советский период, из-за недооценки сферы сервиса в экономическом  и социальном развитии страны, эта  отрасль была превращена во второстепенный объект научно-теоретического анализа  и финансировалась по остаточному  принципу. Все это тормозило процессы ее развития и определило наличие  в ней ограниченного числа  направлений и форм обслуживания. В настоящее время неразвитость сферы сервиса негативно сказывается  на развитии человека. Он лишен возможности  всецело удовлетворять свои потребности. Это ограниченность в возможностях является одной из причин роста масштабов  пьянства, наркомании и бандитизма. Именно поэтому России необходим  новый подход в развития национальной экономики, в частности сферы  услуг, который, по нашему мнению, должен базироваться на основе изучения опыта развития передовых стран мира и с учетом исторических особенностей развития нашей страны.

 
 

Список литературы

1. Аванесова Г.А.; Сервисная  деятельность: историческая и современная  практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для студентов ВУЗов/ Г.А. Аванесова – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 319 с.

2. Виноградова М.В., Панина  З.И.; Организация и планирование  деятельности предприятий сферы  сервиса: учеб. пособие Изд. 2 – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 464 с.

3. Зуев М.Н.; История России  с древнейших времен до начала XXI века: для школьников и поступающих  в вузы: учеб. пособие. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 928 с.

4. Николайчук Н.Е.; Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005. – 608 с.

5. Песоцкая Е.В.; Маркетинг услуг – СПб.: издательство «Питер», 2000. – 160 с.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.; Психология и педагогика. – СПб.: «Питер», 2001. – 432 с.

7. Сафонова Л.В.; Социальные  технологии в сфере сервиса  и туризма: учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 125 с.

8. Сервисная деятельность: Учеб. пособие Изд 2-е/ С.Н. Коробков, В.И. Кравченко, С.В. Орлов и др.; Под общ. ред. И.П. Павловой и В.К. Романович; СПбГУАП. СПб., 2002. - 160 с.

9. Солонкина О.В.; Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для студентов ВУЗов – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

10.  Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник/ Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

11.  Федцов В.Г.; Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 208 с.

12.  Федцов В.Г., Федцов В. В.; Предпринимательство: сфера сервиса: уч. пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.- 210 с.


Информация о работе Место и роль сервиса в жизнедеятельности человека