Международное и российское законодательство об охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование механизма международно-правового регулирования охраны труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи:
исследовать основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений;
охарактеризовать принципы международного трудового права;
рассмотреть типы в международно-правовом регулировании труда;
рассмотреть понятие и классификацию источников международного трудового права;
исследовать мероприятия по надзору и контролю за соблюдением международных стандартов охраны труда.

Содержание работы

Введение

1 Основные положения о международно-правовом регулировании охраны труда

1.1 Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования охраны трудовых правоотношений

1.2 Принципы международного трудового права

1.3 Субъекты международно-правового регулирования труда

1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права

2 Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда

2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда

2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов охраны труда

Заключение

Список источников

Файлы: 1 файл

КР Международное и российское законодательство об охране труда.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

В структуре Международной организации труда имеется также орган, осуществляющий судебные функции – Административный трибунал. Его нельзя назвать судебным органом, хотя он и призван выполнять своего рода судебные функции в сфере труда. Как отмечает Лукашук И.И., его компетенция распространяется исключительно на споры работников Международной организации труда и других международных организаций, признающих соответствующую компетенцию данного Трибунала, со своими работодателями26.

Научно-аналитические, консультативно-информационные и образовательные функции, в соответствии с уставом Международной организации труда, реализуются Международным центром обучения в г. Турин, Международным институтом социально-трудовых исследований в г. Женева (Швейцария) и Мультидисциплинарными консультативными группами, деятельность которых направлена на помощь государствам, входящим в Международную организацию труда, при решении вопросов, связанных с ее деятельностью.

Анализ международных  документов, в том числе Уставов  ООН, МОТ, Филадельфийской декларации и других, позволяет сделать вывод  о том, что именно Международная организация труда определяет основные направления международно-правового регулирования трудовых правоотношений.

 

    1. Понятие и классификация источников международного трудового права

 

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных документов. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека, в конвенциях Международной организации труда и других нормативных актах, которые составляют систему источников международного трудового права.

В теории существует довольно много определений источников международного регулирования трудовых правоотношений.

Так Лютов Н.Л. и Морозов П.Е. к источникам международного трудового права относят нормативные правовые акты, а также иные акты неиндивидуального характера, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие на международном уровне трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также национальное законодательство, регулирующее трудовые и тесно связанные с ними отношения, осложненные иностранным элементом27.

В свою очередь Черняева Д.В. источниками международного публичного трудового права называет те из источников международного публичного права, которые в той или иной степени затрагивают социально-трудовые вопросы28.

Орловский Ю.П. указывает, что источники международно-правового регулирования труда включают весьма разнообразные и разнородные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты, принятые региональными организациями государств29.

Из приведенных  выше определений можно выделить ряд признаков, которыми обладают источники  международно-правового регулирования труда. Во-первых, они имеют нормативный характер и нацелены на неоднократное применение, во-вторых, применяются по поводу социально-трудовых вопросов и направлены на трудовые правоотношения и непосредственно с ним связанные, в-третьих, это акты, принимаемые субъектами международного права и, наконец, они действуют, как правило, в отношении нескольких государств или имеют общемировой характер.

Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое количество их классификаций. Причем, как справедливо указывают К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова, было бы ошибочно настаивать на универсальности той или иной классификации. Любая классификация, если она опирается на существенный признак, может способствовать лучшему пониманию объекта исследования30. Таким образом, источники международно-правового регулирования можно разбить на группы по нескольким основаниям, и наибольший интерес, на мой взгляд, представляют изложенные ниже.

По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового права, как и впрочем, всего международного права, являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами31. При этом их наименование может быть абсолютно различным: договоры, хартии, конвенции, пакты и т. д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, либо государства принимают на себя обязательства по этим договорам посредством участия в международной организации, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре32. Иную форму имеют императивные нормы обычного международного права или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение33.

По сфере  применения источники международно-правового  регулирования принято разделять на:

  • Универсальные;
  • региональные.

Традиционно универсальные  акты издаются ООН и МОТ и могут  применяться в отношении всех государств. Они, как правило, носят рекомендательный и декларативный характер.

Применение  региональных актов чаще связано с определенной территорией. Так, например, Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. имеет обязательный характер лишь для стран-членов СНГ.

Однако, наибольшее значение, как мне кажется, в системе источников международного трудового права имеют акты принимаемые Международной организацией труда. Согласно Уставу Международной организации труда одно из главных направлений деятельности этой организации – нормотворчество, то есть создание международных трудовых стандартов34. Нормотворческая деятельность Международной организации труда заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций.

Конвенции и  рекомендации Международной организации  труда разрабатываются и принимаются  Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях-сессиях Международной организации труда. Международное бюро труда готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах.

Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов35.

В случае ратификации конвенции  государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в Международную организацию труда доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета Международной организации труда о состоянии национального законодательства и практики в отношении не ратифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается предпринять для придания ей силы.

Рекомендация не является международным  договором и не требует ратификации. Вместе с тем, не могу не согласиться  с Шумиловым О.В., было бы неверным недооценивать значение и определенную юридическую силу рекомендаций. Она  представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство36. Более того, как отмечает Ершова Е.А., рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм37.

Обобщая сказанное, хочется лишний раз подчеркнуть, что законодательная деятельность международных организаций оказывает серьезное влияние на национальные правовые системы, на их содержание и функционирование. И потому особенное значение сегодня приобретает применение и толкование норм международных организаций судебными и иными правоприменительными органами Российской Федерации.

трудовое право международный

 

2 Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда

 

2.1 Системы обеспечения  реализации международных стандартов  труда

 

Невозможно  переоценить важность средств обеспечения  реализации нормы, так как при их отсутствии любое правовое предписание остается лишь на бумаге и нормотворческая работа теряет всякий смысл. Международно-правовое регулирование трудовых правоотношений так же немыслимо без системы реализации международных стандартов.

Как отмечает Черняева Д.В, средства реализации норм международного трудового права можно подразделить на внутригосударственные и международные38. Далее, на мой взгляд, целесообразно будет рассмотреть каждый из них.

На внутригосударственном уровне принятие мер по реализации международных стандартов возлагается на орган власти конкретного государства как субъекта международно-правовых отношений, как правило, это административные и судебные органы, наделенные полномочиями налагать меры ответственности на нарушителей тех или иных норм о труде, в том числе и признанных международных трудовых стандартов. Не могу не согласиться, что более эффективным является то, когда в отдельных странах нормы внутригосударственного законодательства содержат определенные инструменты обеспечения реализации международных трудовых норм, например предоставление определенных льгот39. Таким образом, государство дополнительно способствует воплощению международных трудовых стандартов на своей территории.

Межгосударственный  уровень обеспечения реализации международных трудовых стандартов преимущественно осуществляется либо в рамках деятельности международных межгосударственных сообществ с помощью специальных процедур, предусмотренных уставными и иными документами таких сообществ, либо непосредственно самими государствами на основании соответствующих положений двусторонних или многосторонних международных межгосударственных договоров40.

Одним из наиболее известных примеров такой системы  обеспечения реализации международных стандартов труда Иванов С.А. называет механизм, реализованный Советом Европы применительно к положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. При нарушении данной Конвенции каким-либо из ратифицировавших ее государств пострадавшая сторона может обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для таких стран. Кроме того, данные решения поддерживаются системой особого контроля за их исполнением со стороны Комитета министров Совета Европы41.

Одним из интересных случаев межгосударственной системы  обеспечения реализации трудовых стандартов является система с использованием принудительных механизмов Всемирной торговой организации.

Так с включением основополагающих международных трудовых стандартов в торговые соглашения ответственность за их нарушения должна стать весьма ощутимой. Нарушителю придется либо менять свою практику или даже законодательство в соответствии с требованиями таких стандартов, либо терпеть серьезные убытки от введенных против него торговых санкций и штрафных выплат.

Как отмечает Черняева Д.В. по этому поводу, расширение процессов  глобализации и развитие свободной  торговли позволили бы создать новые  рабочие места, перераспределить рабочую  силу и постепенно выровнять трудовые стандарты во всем мире естественным путем42. Хотя существует и другая точка зрения. В 1999 г. в своем обращении к участникам Конференции Международной конфедерации свободных профсоюзов генеральный директор ВТО Майк Мур отметил, что не принудительные механизмы, а именно экономическое положение отдельных стран является главным фактором недостаточно высоких условий труда, поэтому ограничения, реализуемые через международные торговые институты, способны только ухудшить положение43.

Так или иначе, но одно можно сказать точно, существующие системы реализации международных стандартов труда требуют еще большего совершенствования и развития за счет создания новых механизмов регулирования трудовых правоотношений. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, глобализация социальной жизни и мировой экономики, что в свою очередь повышает роль международных стандартов труда.

 

2.2 Надзор и  контроль за соблюдением международных  стандартов труда

 

Как уже не раз  отмечалось, Российская Федерация является членом ряда международных организаций. Это обстоятельство делает обязательным для исполнения нашей страной определенный круг документов. В свою очередь, указанные организации, будучи заинтересованными в реализации установленных ими стандартов, разрабатывают комплекс мер по контролю и надзору за соблюдением норм международно-правовых актов.

Одним из самых значимых субъектов международного нормотворчества в сфере трудовых правоотношений, безусловно, является Международная организация труда.

В соответствии со С. 22 Устава Международной организации труда, каждое государство — член Международной организации труда обязано представлять периодические Доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось. Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет44. Как указывается в ч. 2 С. 23, па2 Устава, Генеральный директор Международного бюро труда представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов45. При этом, на мой взгляд, важно то, что подробного отражения в отчете требуют все решения судебных и административных органов, существенные для применения положений данной конвенции в данной стране, а также общее описание прикладных способов их применения, включая число нарушений, извлечения из отчетности государственных контрольно-надзорных органов. Таким образом, создается четкая картина реального воплощения тех или иных положений международно-правового акта.

Информация о работе Международное и российское законодательство об охране труда